МИННИХАНОВ ДОЛЖЕН НАЙТИ ДЕНЬГИ

Строительство второй линии казанского метро обойдется в 70 - 80 млрд. рублей, сообщил сегодня газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. «По нашим подсчетам, 12 станций одной линии казанского метрополитена будет стоить около 70 миллиардов рублей. Это предварительные подсчеты: есть инфляция, есть изменения», — заявил он, отвечая на вопрос корреспондента нашей газеты на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной будущему российского метрополитена.

По его словам, вопрос с финансированием до конца не решен — будут это инвестиции либо же деньги федерального бюджета. Миссия по поиску вариантов будет возложена на президента РТ Рустама Минниханова. «Конечно, этот вопрос будет решать наш президент Рустам Нургалиевич. Пока у меня нет ответа, откуда и как будет финансироваться строительство второй линии метрополитена», — добавил Галявов.

Первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Фарит Ханифов накануне заявил, что руководство республики уже работает над тем, чтобы привлечь федеральные средства. «Сумма огромная, потому строительство второй линии имеет как бы три очереди и, конечно же, мы работаем над тем, чтобы привлечь сюда и федеральные деньги. Хочу сказать, что при строительстве первой ветки метро удалось получить порядка 20 процентов федеральных средств. Руководство республики над этим работает», — заявил он РБК. Ханифов добавил, что есть вариант включения строительства метро в планы по подготовке ЧМ-2018, но окончательного решения и тут пока нет.

Асфан Галявов
Асфан Галявов

5 СТАНЦИЙ К 2018 ГОДУ

Корреспондента «БИЗНЕС Online» Галявов заверил, что по второй линии метро сейчас уже ведутся проектные изыскания. По его мнению, эта линия особенно необходима, так как в 2018 году в Казани пойдет чемпионат мира по футболу, а еще раньше — в 2015 году — чемпионат мира по водным видам спорта. Планы амбициозные — строительство 5 (!) из 12 станций к 2015 году. Однако Галявов допускает, что эти 5 станций могут быть построены и вовсе к 2018 году. Опять же, вопрос в финансировании: если он будет решен, то и метро будет. «После этого (строительства станции «Дубравная»прим. авт.) мы усиленными темпами начнем, надеюсь, строительство второй линии, которая состоит из 12 станций. Эта вторая линия очень необходима для горожан и гостей, так как в 2018 году у нас будет проходить чемпионат мира по футболу, в 2015 году — чемпионат мира по водным видам спорта. Даже если мы не успеем построить хотя бы 5 станций к 2015 году, то нам обязательно надо построить 5 станций до 2018 года, чтобы мы достойно встретили наших гостей ЧМ по футболу», — заявил глава «Метроэлектротранса».

К слову, вопрос финансирования видится Галявову самым проблемным для казанской подземки. В прошлом году в связи с Универсиадой были введены в действие сразу три станции метро. Однако федералы перестали поддерживать казанское метро еще в 2010 году, напомнил директор «Метроэлектротранса». «Субсидии из федерального бюджета с 2010 года на строительство метро прекращены. Теперь строительство только за счет субъекта, а это плохо», — заявил он. Галявов уточнил, что до 2010 года на развитие метро в Казани выделялось до 50 процентов из федерального бюджета. Теперь все легло на плечи субъекта. «Это дорогой вид строительства. Очень тяжело развиваться нам по строительству. Субъект у нас хромает», — вновь пожаловался он и в качестве примера привел Австрию, ФРГ, Бельгию, где государство все же участвует в строительстве подземки.

Напомним, что в середине марта общественности впервые была представлена подготовленная ГУП «Татинвестгражданпроект» концепция развития казанского метро. Тогда Галявов рассказал, что вторая ветка метро покроет следующие места: 10-й микрорайон, улицы Ломжинская, Сахарова (микрорайон Азино), конноспортивный комплекс «Казань», улица Космонавтов, остановка близ Компрессорного завода, футбольный стадион «Казань Арена», остановка у горбольницы №7 и загса на улице Чуйкова, а также остановка на улице Восстания. До конца 2014 года должен быть выполнен проект второй линии метро — на него бюджет РТ выделяет 800 млн. рублей, заявил в мае начальник ГКУ «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» Анатолий Церцеил. Пока строительство ведется на площадке у будущей станции «Дубравная», идет вынос коммуникаций. Эта станция, по оценкам Церцеила, при существующих темпах работ должна появиться примерно через три года. Полностью вторая линия метро предположительно будет закончена к 2034 году. Однако строить можно и быстрее, по сути, это вопрос финансирования, дал надежду Церцеил. «Возможно, Казань получит средства в рамках федерального софинансирования подготовки к проведению чемпионата мира-2018. Пока все это только желаемое, мы об этом мечтаем», — добавил он.

Вторая ветка метро
Вторая ветка казанского метрополитена

ПЕРВЫЕ ПО «ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ»

Впрочем, по словам Галявова, есть и несомненные плюсы метро в Казани. «Казанское метро — первое, где успешно реализован проект «Доступная среда». В этом мы сами продвинутые», — похвастался он. Особое внимание, заверил Галявов, уделяется безопасности в метро — на каждой станции дежурят по четыре человека, два из которых — сотрудники полиции. Каждый месяц проводятся учения по чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности, проносу подозрительных предметов. «Около 40 процентов пассажиров досматриваем, как в аэропорту, все 100 процентов пропускаем через металлодетекторы», — добавил он. В то же время в вестибюлях нет непросмотренных углов — везде камеры.

Подготовка кадров также, по словам Галявова, идет на ура. «Подготовка кадров — для нас самый важный момент. У нас имеется свой учебный центр. В этом году создаем у себя сертификационый центр Поволжья по подготовке кадров. Открыли свою кафедру в университете. Подготовка кадров идет полным ходом. Дефицита кадров нет», — отчитался он.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВПОЛНЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ: РЕБЯТА, ВЫ УЖ ТАМ ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ

Перспективы реализации озвученных Галявовым планов газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Марат Хайруллин — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Думаю, что самостоятельное строительство метро Татарстан просто не потянет. Первая ветка метро строилась под Тысячелетие Казани и Универсиаду, и то пришлось влезать в кредиты. Без поддержки федерального бюджета подобной масштабности инфраструктурный проект вряд ли возможно реализовать в регионе. В любом случае федеральный центр должен выступать гарантом подобных проектов, и метро всегда строилось на бюджетные средства.

За счет частных инвесторов это тоже вряд ли возможно. Если взять разве что какую-то госкомпанию, то, например, та же «Татнефть» отдает в федеральный центр львиную долю налогов, так что, на первый взгляд, тоже не вариант.

Федеральный центр, разумеется, называл приоритетные проекты, метро там не названо, и средства искать надо, тут Галявов прав. Но пока источников нет. Если вы обратили внимание, когда президент Рустам Минниханов встречался с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, он говорил, что по инфраструктурному развитию центр должен помогать. Примерно такое же заявление он сделал и на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Как вариант — растянуть строительство во времени. Думаю, что надо потихоньку, но продолжать строительство, сохраняя коллектив метростроевцев, чтобы техника не простаивала и люди не разбежались. Средства на это искать нужно, думаю, что минтранс, минфин, минэкономики предложат какой-нибудь вариант.

Леонид Иванов — депутат Госсовета РТ:

— 70 - 80 миллиардов — много это или мало? Надо еще смотреть смету, проводить экспертизу, тогда можно сказать, реальная ли это цифра! Региональный бюджет такую сумму не выдержит, мы еще должны кредитные универсиадские миллиарды. Плюс еще, если Татарстан будет продвигать проект высокоскоростной магистрали, федеральный центр вполне может сказать: ребята, вы уж там определитесь, что вы хотите. Есть ведь и другие регионы, которым нужны средства на развитие. Поэтому сложно сказать и дать точно какие-то оценки. Пока больше вопросов, нежели ответов.

Можно ли такой проект предложить инвесторам? Но тут еще надо смотреть, какую задачу мы решаем. Скажем, организации ЖКХ какую цель решают? Чтобы дома было тепло и чтобы народ меньше платил, или чтобы они зарабатывали на жильцах деньги и были рентабельны? Так же и с метро: бизнес заинтересован в зарабатывании денег, а метро — социальный вид транспорта.

Алексей Безбородов — генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, независимый транспортный эксперт:

— Казанский метрополитен без денег федерального центра никогда не справится. У них слишком руки загребущие для этого, потому что выбираются максимально дорогие проекты и строятся максимально дорогим способом. Сначала пусть посчитают, кто в городе и куда ездит, а потом будут рассказывать федеральному центру. Странные люди, они же не хотят посчитать. Они сами удивятся, куда люди ездят. Вот когда узнают, тогда и можно будет разговаривать, а сейчас даже оценивать нечего. Пока мы не просчитаем, сколько, куда и кого перемещается в течение буднего и выходного дня по городам-миллионникам и по городам-полумиллионникам, мы не можем сказать, есть ли нужда в метрополитене или ее нет. Никто ничего не считает, все просто говорят: «Мы миллионник. Мы хотим метро».