Строительство новых трамвайных путей в Набережных Челнах столкнулось с неожиданными трудностями
Строительство новых трамвайных путей в Набережных Челнах столкнулось с неожиданными трудностями

«ГОТОВЫ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ, НО У НАС НЕТ ВРЕМЕНИ»

Строительство новых трамвайных путей в Набережных Челнах столкнулось с неожиданными трудностями. Как сообщил накануне в ходе делового понедельника в мэрии автограда директор МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства» Ринат Шарафиев, в этом году в целом на строительство и реконструкцию дорожной сети в Челнах будет потрачено 1,75 млрд. рублей. В том числе 480 млн. рублей направлено на реконструкцию дороги от города до аэропорта Бегишево, 200 млн. рублей — на ямочный ремонт, 216,6 млн. рублей — на реконструкцию федеральной трассы М7 Волга, 180 млн. рублей — на капремонт дороги по улице Титова, 36,8 млн. рублей — на ремонт моста через реку Шильна и т.д. Одним из самых крупных инвестиционных проектов в текущем году в Челнах станет строительство новой ветки трамвайной линии, которая пройдет по проспекту Сююмбике и Набережночелнинскому проспекту до остановки «Пединститут» и позволит соединить новую и старую части города. По распоряжению кабмина РТ, на реализацию данного проекта из республиканского бюджета выделено 530 млн. рублей.

Комментируя данный вопрос, мэр автограда Василь Шайхразиев отметил, что если посмотреть на карту города, то видно, что ремонтные работы ведутся не спонтанно, а планово и направлены на разгрузку Набережночелнинского проспекта. «Мы снимаем оттуда большой поток машин, давая тем самым городу возможность ехать и дышать, а не стоять», — сказал глава города. Он напомнил, что защищал необходимость финансирования перечисленных проектов перед президентом РТ Рустамом Миннихановым. Газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что в середине февраля глава республики, будучи в автограде, обсудил с отраслевыми руководителями исполкома, а также с руководителями министерств и ведомств РТ планы по строительству социальных объектов в городе. «Нам надо наметить план действий в ближайшие два-три года. Мы очень серьезно занимались Универсиадой, внимания Челнам уделяли недостаточно», — сказал тогда Минниханов. Именно тогда он дал добро на крупнейший государственный инвестиционный проект в Набережных Челнах — строительство трамвайных путей. Однако сегодня выяснилось, что неожиданно возникли сложности с реализацией проекта.

В середине февраля глава республики обсудил планы по строительству социальных объектов в городе
Василь Шайхразиев защищал необходимость финансирования проектов перед президентом РТ Рустамом Миннихановым

«Финансирование получили, экспертизу проекта прошли, сейчас вовсю работаем, но есть вопросы, которые нам надо решать, — сказал Шайхразиев. — Рекламщики быстро отозвались и на сегодня вся полоса для строительства освобождена от рекламных щитов. В свое время в целях поддержки предпринимательства городом временно были выделены земельные участки для строительства торговых павильонов на остановках. Мы всегда их предупреждали, что если начнется строительство трамвайных путей, то павильоны придется снести. Все говорили: «Да, мы это обязательно сделаем». Но сейчас начинается торг. Увидев, что работа идет, думают, наверное, что у власти есть бездонная бочка [с деньгами]. «А не купите ли вы у нас? А что мы будем иметь за это?» Поэтому, обращаясь ко всем, хочу сказать, что трамвай нужен всему городу. Мы 41 год ждали, чтобы достроить эту перемычку длиной 12,4 километра. Я понимаю, что у каждого свои личные интересы. Можно, конечно попытаться взывать к совести или с кем-то договариваться, но [со стороны предпринимателей] здесь должен быть патриотизм, любовь к нашему городу. Наша главная задача — убедить предпринимателей как можно быстрее снести эти павильоны и полномасштабно начать работу. Не будут понимать, значит, будем обращаться в суд. Как власть, мы в рамках закона готовы и вести переговоры, и поддержать, но у нас нет времени. Поэтому группа, которая создана в части работы по сносу павильонов, должна работать более агрессивно, но в рамках закона. Каждый день, 24 часа в сутки».

На все строения, расположенных по вектору трамвайных путей, давно истекли договоры аренды и на сегодняшний день никакими правами они не обладают (павильон на ост. «КамПИ»)

Как пояснила «БИЗНЕС Online» начальник управления земельных и имущественных отношений Люция Кудряшова, на все пять строений, расположенных по вектору трамвайных путей, давно истекли договоры аренды и на сегодняшний день никакими правами они не обладают. Речь идет о павильонах на остановках «КамПИ», «Медгородок», «Электротехников», «ЗСК», «Челныгорстрой». Эти остановки идут друг за другом.

«Даже если они сами обратятся в суд, исполкому опасаться нечего — многие из арендаторов занимают место не на законных основаниях. У них ни земли, ни собственности — объектами недвижимости, зарегистрированными в регпалате, они не владеют, — сообщила Кудряшова. — Из них только два арендатора имеют собственность, но именно с ними переговоры идут нормально, мы нашли общий язык. А вот с двумя другими, расположившимися на остановках «КамПИ» и «Электротехников», вести переговоры сложно. Проблема в том, что процедура очень затягивается, а строить надо сейчас. Думаю, разум восторжествует, но пока они ставят свои интересы, доходы от использования этого имущества выше социальной необходимости в строительстве трамвайных путей».

Новая трамвайная линия обойдется Челнам в 530 млн. рублей

«МЫ НЕ ДЕРЖИМСЯ ЗА ЭТОТ МАГАЗИН, НО...»

Проехав сегодня вдоль строящейся трамвайной линии, корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что на одном из участков строители уже успели уложить трамвайные пути и установить железнодорожный кран. На некоторых участках строители сегодня заняты переносом коммуникаций, в частности, в районе торгово-офисного центра «Инсайт» перекладывают ливневую канализацию.

Собственников игрового салона под названием Sushi hit на остановке «КамПИ», который «маскировали» под караоке-бар, обнаружить не удалось. По словам прохожих, салон не функционирует уже довольно длительное время, очевидно, с момента, когда в городе была проведена «зачистка» игорных заведений. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что собственник объекта идти на условия исполкома не намерен и планирует обжаловать решение о сносе строения.

Владелец продуктового мини-маркета «Орловка», расположенного на остановке с одноименным названием, представившийся Юрием, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Оnline», что у него «все нормально, процесс идет, исполком предлагает на выбор несколько участков». По всей видимости, он согласится на снос своего павильона, если исполком предоставит ему право на строительство нового. Как и владелица продуктового павильона «Фея», расположенного на остановке «ЗСК». Хозяйка мини-маркета, не желающая представляться, заявила нашему корреспонденту, что «каким-то образом с администрацией города удастся договориться».

Тем не менее не со всеми предпринимателями удается придти к единому знаменателю. По словам Наили Набиуллиной — представителя собственника торгового павильона «Планета цветов», расположенного на остановке «Медгородок», освободить земельный участок они готовы, если исполком выплатит хоть какую-то компенсацию или предоставит взамен утерянного равнозначный земельный участок.

Павильон на остановке «Электротехников»

«Освободить земельный участок все собственники идущих под снос строений должны были не позднее 30 мая. Мы не возражаем против строительства трамвайной ветки, мы понимаем, что городу нужен трамвай, и готовы освободить землю, но исполком на сегодня нам предлагает в аренду участки за городом и сроком всего на пять лет, в то время как срок действия предыдущего нашего договора с администрацией составлял 10 лет. У нас есть право собственности на объект. Не думаю, что за пять лет мы сможем «отбить» вложенные в новый павильон деньги. Хотя нужно признать, в исполкоме ответственные руководители работают с нами по этому вопросу. Мы не держимся за этот магазин, если нам предоставят хоть какую-то адекватную компенсацию, мы завтра же его уберем, мы готовы идти на компромисс», — сказала Набиуллина.

По ее словам, независимый оценщик, услугами которого воспользовались цветочники, оценил их павильон в 2 млн. рублей. Хотя она же утверждает, что купить за эту сумму аналогичный объект в городе нереально.

«Если нам дадут землю на пять лет, мы на ней строиться не будем, нам это невыгодно», — сказала Набиуллина и добавила, что если найдутся люди, готовые взять предлагаемый исполкомом участок в 800 кв. м, предназначенный под строительство административного здания на пять лет, она с удовольствием переуступит это право.

Владелец продуктового минимаркета «Орловка», по всей видимости, согласится на снос своего павильона, если исполком предоставит ему право на строительство нового
Владелец продуктового мини-маркета «Орловка» согласится на снос своего павильона, если исполком предоставит ему право на строительство нового

«ИСПОЛКОМ ДОЛЖЕН ПРЕДЛОЖИТЬ НАМ КОМПЕНСАЦИЮ...»

Отметим, что на остановке «Электротехников» речь идет о благополучии не одного предпринимателя — в крупном павильоне арендуют площади пять бизнесменов с разными услугами. Они считают, что город обязан предоставить им компенсацию за потерю бизнеса. Одним из арендаторов является Марат Баймурзин — руководитель челнинского филиала казанской гильдии малого и среднего предпринимательства. У него на «Электротехников» два помещения: бистро и продуктовый мини-маркет.

По словам Баймурзина, потери лично его бизнеса в случае безальтернативного сноса павильона, будут невосполнимы. «Электротехников» — одна из самых оживленных остановок в городе, после нее дорога разветвляется на несколько проспектов, и именно здесь часть пассажирского потока между Новым городом и ГЭСом остается для пересадки.

«Электротехников» — самая качающая точка, у меня по городу есть и другие, прибыль по ним в разы меньше, — рассказал Баймурзин «БИЗНЕС Online». — Эта точка поддерживает остальные, зимой мы зарабатываем только на ней». Предприниматель подтверждает, что процедура регистрации строения не была пройдена и что договор аренды земли истек, однако считает, что раз земля была выделена исполкомом под коммерческое строительство, бизнес теперь нельзя просто так закрыть. «Исполком должен предложить какую-то компенсацию, и пока такого предложения не поступало. Это может быть либо участок земли адекватной ценности, либо денежная компенсация», — считает Баймурзин.

По словам руководителя челнинской гильдии предпринимателей, исполком, не соглашаясь с требованием компенсации, уже подал в суд на владельца павильона «Электротехников» и требует, чтобы хозяин своими средствами демонтировал здание. Сначала будет арбитражный процесс, потом апелляция в Самаре — процедуры наверняка затянутся на несколько месяцев, чем и обусловлен призыв Шайхразиева к патриотизму. В случае затяжного судебного противостояния строительство трамвая вряд ли уложится в оговоренные с президентом РТ сроки. По плану, строительство путей должно завершиться к концу этого года.

«Исполком должен понимать, что в рамках закона процедура критически затянется. Они, конечно, могут поступить традиционно: сначала демонтировать, а потом получить решение суда. Но думаю, что в данной ситуации этот вариант всерьез не рассматривается».

В случае затяжного судебного противостояния строительство трамвая вряд ли уложится в оговоренные сроки

«ОНИ ЗНАЛИ, НА ЧТО ШЛИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», однозначно признали правоту городских властей, однако, по их мнению, если проблема будет решаться через суд, это может грозить срывом сроков сдачи новой трамвайной линии.

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета РТ, член комитета по госстроительству и местному самоуправлению:

— Если договор аренды истек, то сейчас нет никаких отношений между предпринимателями и администрацией. Едва ли город что-то должен им возмещать. Они знали, на что шли, скорее всего, их предупреждали, что здесь будет дорога. Вряд ли им стоит на что-то надеяться, если только на добрую волю мэра города, властей — ведь развитие малого предпринимательства сейчас поставлено во главу угла. Если они обратятся к мэру, может, что-то и получится.

Если же земля под павильонами куплена, администрация будет договариваться с предпринимателями о выкупе, поскольку эта земля необходима для общегородских нужд. Либо власти предоставят бизнесу аналогичный земельный участок, который будет его устраивать, где-то в другом месте. Я думаю, затягивать этот конфликт не будут. В принципе, здесь никаких конфликтов априори быть и не может.

Иван Шигин — генеральный директор ТПП Набережных Челнов и Закамья:

— Город принял такое решение: по генплану там должна быть трамвайная ветка. Предприниматели должны были понимать, что когда-нибудь их павильоны уберут и там будут рельсы. Я считаю, нужно просить у города предоставить другие возможности для бизнеса: может, есть вариант с другими землями, или вариант переставить павильон за трамвайную линию. Конфликта быть не должно, думаю, администрация и предприниматели найдут общий язык.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Я не вижу оснований для выплаты компенсации — предприниматели должны были планировать свой бизнес, свои расходы, исходя из срока аренды. Говорить о том, что у них есть какие-то права на землю по окончанию срока аренды, вряд ли возможно. Если срок аренды закончен, земля может изыматься для государственных и муниципальных нужд. Строительство путей может затянуться, если арендаторы захотят выяснить этот вопрос в правовом поле и подать иск в суд. Может быть и так, что срок был формально прекращен, но предприниматели оставались на земле и продолжали заниматься свой деятельностью. Если это так, то требовать возмещения убытков от властей тем более безосновательно.