НА ПОСЛЕДНЕМ ИЗДЫХАНИИ?

Нерадужную картину по итогам первого квартала представил сегодня на комитете Госсовета РТ по аграрным вопросам замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришат Хабипов.

По его словам, по состоянию на 1 апреля 2014 года в Татарстане по сравнению с 1 апреля 2013 года сократилось поголовье крупного рогатого скота (с 1094,6 тыс. голов до 1055 тыс. голов — 96,4%). Упал валовый надой молока — он составил 97% к уровню прошлого года. Упало производство яиц (92,5%). В розданных справочных материалах отмечено, что «мясное скотоводство убыточно, что и повлекло за собой уменьшение поголовья скота». Кроме того, в республике неэффективное стимулирование производства молока, система субсидирования не прозрачна, переработка молока монополизирована. Положение с организацией реализации сельхозпродукции от малых форм хозяйствования неудовлетворительно.

Что касается растениеводства, то посевы «держатся на последнем дыхании» из-за установившейся жаркой погоды, сказал замминистра «БИЗНЕС Online». Выжить в майской жаре им помогла чересчур дождливая осень, благодаря которой в метровом слое скопился запас влаги, а также ускоренные весенне-полевые работы, когда «отсеяться во влажную почву смогли в короткие сроки». Минеральные удобрения, которые помогают выдержать любую жару, в необходимом количестве из-за их высокой стоимости могут себе позволить в основном крупные предприятия — «Агросила Групп», «Ак Барс Холдинг», рассказал замминистра.

«Мы надеялись на этот год. Бывали годы засушливые, но сейчас уже пятый год подряд... Это обессилило наших сельхозпроизводителей, — рассказал Хабипов. Судя по его репликам, было понятно, что ему неведома глава из Библии, где рассказывается про Египет, Иосифа Прекрасного и сон фараона про «семь тощих коров». Иначе наш минсельхоз хотя бы философски относился к сиуации или воспользовался бы стратегией, подсказанной библейскими авторами.

Ришат Хабипов
Ришат Хабипов

— Мы с надеждой каждый год сеем, — продолжил он с грустью (кстати, грусть в глазах Хабипова была почти библейской, — но не получаем ожидаемый результат от зерновых и кормовых культур. Все это сказывается: меньше продаем, меньше выручки, меньше можем направить на техническое обновление и стимулировать своих работников на производительный труд. Многие предприятия на сегодняшний день находятся в тяжелом состоянии.

Запастись удобрениями в достаточном объеме не позволила большая закредитованность сельхозпредприятий — в настоящее время она составляет около 90 млрд. рублей и соответствует уровню прошлого года. «Многие компании просто не стали кредитоваться, потому и так уже закредитованы, что... Залогов нет», — сказал Хабипов. Весенне-полевые работы обошлись в 15 млрд. рублей — это и собственные средства аграриев, и кредиты, и господдержка.

«В этом году будет проблема с финансированием», — признался депутатам замминистра. Если в прошлом году господдержка составила 18,9 млрд. рублей, из них 9 млрд. поступило из бюджета РФ, то в этом году пока заявлено 11 млрд. рублей, из них 4 млрд. приходится на бюджет РФ. Впрочем, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Хабипов уточнил: на совещании в Волгограде Дмитрий Медведев пообещал, что поддержка в этом году меньшей не будет, но пока что есть, то есть.

Беда не приходит одна — ко всем божьим напастям пришли и руковотворные. На этом фоне произошло запланированное снижение ввозных пошлин товаров из стран, входящих в ВТО. Так, по молоку пошлина с 25% снизилась до 15%, по овощам — с 15% до 10%, по рыбе — с 10% до 3%.

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВ: «НАДО НАЧИНАТЬ БУШЕВАТЬ!»

«У нас резко упала рентабельность, она приближается к 4 процентам», — резюмировал Хабипов. Между тем, согласно госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ на 2013 - 2020 годы», через 6 лет производительность труда должна составить 15% (с учетом субсидии). Ранее рентабельность поднималась до 7%.

Необходимо увеличивать производительность труда, этот показатель в отрасли составляет 900 тыс. рублей на одного работника. «Надо хотя бы 2 миллиона рублей на одного работника», — признался замминистра. Однако ресурсов для этого не так много. Средняя зарплата в аграрном секторе составляет 13,6 тыс. рублей, что примерно в 2 раза меньше, чем в среднем по экономике РТ, поэтому работа в сельском хозяйстве является не очень привлекательной.

Рафаил Нурутдинов
Рафаил Нурутдинов

В ответ депутат от КПРФ Рафаил Нурутдинов привел пример — если во Франции благодаря природным условиям средняя урожайность зерновых составляет 100 центнеров с гектара, в Германии — 70, в США — 60, то в России лишь 20 центнеров. Получается, что сельское хозяйство надо субсидировать в три раза больше, чем в США, заявил он (интересно, как это отразится на формировании бюджета на следующий год) и добавил: «Цены в стране не сбалансированы. Нельзя в сельском хозяйстве продавать дизтопливо за 30 рублей литр. Максимум 10 рублей!»

После такой апокалиптической картинки, нарисованной одним из самых знающих людей отрасли в республике (а кто еще может знать лучше, чем профильные руководители?), присутствующим оставалось только развести руками. Наиболее разумный выход в этой ситуации системного кризиса предложил председатель комитета Валерий Васильев (кстати, сам бывший глава минсельхоза во времена оные): «Надо начинать бушевать! Необходима концепция сельского хозяйства России. Пока, кроме его брата (показал на Илшата Хайруллинаприм. авт.) и еще некоторых фермеров, 5 - 10 человек в стране, никто публично не выступает по проблемам сельского хозяйства».

ЖАРА СОКРАТИТ УРОЖАЙ НА 25 - 30%

Ахмат Кутдусов — фермер Высокогорского района:

— У меня зерновых культур нет, я выращиваю многолетние культуры, но в любом случае пользы от этой аномальной жары нет. Площадь посевов у меня составляет 200 гектаров, в прошлом году я собрал около 30 центнеров сена с 1 гектара. Думаю, если жара сохранится, в этом году соберу на 25 - 30 процентов меньше, чем в прошлом. Но если будут дожди, я смогу восстановить этот урожай.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

— Цыплят по осени считают, сделать какие-то прогнозы я сейчас не могу, но если до 15 - 20 июня такая погода продержится, то дела будут совсем плохие.

Рентабельность, действительно, упала. Это связано с тем, что все мероприятия, которые проводились в предшествии этих лет, были направлены на развитие крупных агрохолдингов, практически все средства направлялись только на их развитие, что, к сожалению, привело к таким последствиям. До этого рентабельность варьировалась, составляла от 1,5 до 7 процентов в разные периоды. Сказалась, конечно, засуха 2010 года. Странно то, что в этой ситуации у фермерских хозяйств поголовье скота растет, а у крупных агрохолдингов — падает. Это связано с тем, что государственная поддержка, львиная доля которой направлялась на развитие крупных агрохолдингов, снизилась, и потом наступили сроки оплаты по кредитам — они были перекредитованы.

Как говорил президент Татарстана в своем послании, надо приспосабливаться к природе, а не говорить о том, что природа нам поставила подножку. Мы против природы, пока не можем кардинальных мер принять.

Сейчас у нас ситуация критическая. Дело в том, что мы в целом по Российской Федерации завозим более 50 процентов продукции — это уже дважды критическая ситуация, потому что при 25 процентах мы уже теряем продовольственную безопасность. Поэтому у нас, к сожалению, если брать в целом, не идет расширенное воспроизводство в связи с тем, что низкая рентабельность не дает нам развиваться. Ну и банковская система. Есть комплекс вопросов, связанных между собой. Это и вопрос ценообразования. Хотя вопрос ценообразования по молоку нас в определенной степени удовлетворяет. Но... Мы вот посеяли и не знаем, по какой цене будет реализовываться наше зерно, этого не знают и банки. Если банки не знают возможности заемщика, то опираясь на что они будут давать кредиты? Это слишком рискованно для них, поэтому они под всякими предлогами или сокращают кредитование, или вообще не кредитуют.

Юрий Саранкин — фермер Лаишевского района:

— Если жаркая погода так и будет стоять в Татарстане, будет все плохо, как засуха в 2010 году, если не хуже. Если же пойдут дожди, все нормально будет, а от одного небольшого дождя ничего не изменится.

Я не знаю, какова ситуация с зерновыми культурами, я ими не занимаюсь. Но я видел, какая была ситуация в 2010 году, и считаю, что с зерновыми культурами сейчас дела получше. Впрочем, недели две без дождей — и все засохнет, урожая не будет. Я занимаюсь выращиванием многолетних культур — кормовыми культурами. Думаю, в первый укос урожай будет маленький. Без дождя ничего не вырастет. Площадь посевов у меня составляет 700 гектаров, но прошлый год был очень хорошим по урожаю — по суданской траве я вообще три урожая собрал. Для засухи суданская трава подходит как нельзя лучше. Главное было ее посеять, а многие, насколько мне известно, не все посеяли, только начали сеять, а потом земля не была до конца обработана… Знаю, что некоторые предприятия недосеяли суданскую траву и сейчас уже боятся сеять, потому что если дождь не пойдет, то ты просто ее закопаешь в землю — она все равно не взойдет, потому что влаги наверху уже нет.