Марат Зарипов: «В год в Татарстане по газу «перекрестка» составляет 1,8 миллиардов рублей. По электроэнергии — 6,5 миллиардов»

БОЛЕЕ ВСЕГО ПОДОРАЖАЕТ ТЕПЛО

Более чем на 16 млрд. рублей сократил аппетиты регулируемых организаций госкомитет по тарифам в текущем году — это главная заслуга ведомства, об этом сообщил в ходе состоявшейся вчера интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» председатель ГКТРТ Марат Зарипов. Интересный факт: день проведения интернет-конференции случайно совпал с датой, когда два года назад Зарипов принял обязанности главы госкомитета. О чем он сразу же и сообщил, едва переступив порог редакции.

Сначала о главном — о новых тарифах, действие которых начнется с 1 июля текущего года. «Считается, что локомотив повышения тарифов — стоимость газа. Для населения с 1 июля цены на газ вырастут на 4,2 процента. Для юридических лиц цена складывается по-другому, исходя из цен на оптовом рынке по перекачке газа и услуг по его реализации. Оптовая цена была заморожена, но затраты на перекачку подросли, поэтому пусть и несущественно, но рост цен есть», — сообщил Зарипов. На сегодняшний день для населения действующая цена на газ составляет 4,61 руб./куб.м, с 1 июля — 4,80 руб./куб.м. На 3,8% подрастут тарифы на электроэнергию: с 2,88 рубля за кВт сегодняшних до 2,99 рубля за кВт. Более значительный рост тарифов нас ожидает на тепловую энергию. Так, в Казани сегодня за Гкал потребители платят 1 271 рубль, а во втором полугодии стоимость гигакалории вырастет до 1 380 рублей или на 8,6%. Но сильнее всего цена за тепло ударит по жителям Уруссу — тариф для потребителей поселка подскочит сразу на 38%.

«Однако установленный предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги составит 4,7 процента, — уточнил Зарипов, — с учетом предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям — 7,1 процента». Здесь председатель госкомитета напомнил, что тарифы на газ и электроэнергию для населения до сих пор экономически необоснованны. Иными словами, сохраняется перекрестное субсидирование. «Это фактически наличие «перекрестки». В год в Татарстане по газу «перекрестка» составляет 1,8 миллиарда рублей. По электроэнергии — 6,5 миллиардов», — озвучил он суммы компенсации республиканскими компаниями за более низкие тарифы для населения.

Как продолжение темы — зависимость конкурентоспособности татарстанского бизнеса от тарифов на ресурсы и технологическое присоединение. Журналисты газеты привели в пример КАПО и КМПО, которые решили строить свои мощности, чтобы не зависеть от поставщика энергии. У Зарипова на этот счет оказалось собственное мнение: «Это спорный и рисковый вопрос. Строя свои мощности, компания должна осознавать, что ими придется заниматься постоянно, для чего необходимы специалисты высочайшего класса. И такие дорогие вещи доступны только для крупных игроков на рынке. На мой личный взгляд, это неэффективное и рискованное вложение».

«СОГЛАШЕНИЕ БЫЛО ПОДПИСАНО, И РУКИ ПОЖАЛИ»

Другой вопрос — технологическое присоединение к источникам энергоснабжения. В связи с этим в ходе разговора всплыли две скандальные истории.

Первая история связана с Курмановым-младшим, которого подозревают в получении взятки в 47 млн. рублей за облегчение процедуры подключения к мощности французского гипермаркета «Леруа Мерлен».

По словам Зарипова, все процедуры по подключению строго регламентированы и никакой необходимости обращаться к посредникам в этом вопросе нет (напомним, именно такую роль играла фирма «СЭМ», принадлежащая Курмановым, в истории с «Леруа»), но есть одно «тонкое место» — точка подключения. «Окончательный размер платы за присоединение будет зависеть от точки присоединения. Вам могут дать точку в 5 метрах от вашего предприятия, а могут — в километре. Вот и посчитайте: или вы заплатите за 5 метров, или за километр. Вопрос именно в самой точке присоединения, я думаю, что в этом дело: где указывают это место. Но если предприятие не согласно, оно может обратиться в Ростехнадзор, который проверит эту точку». Как полагает Зарипов, проблему можно решить в корне, достаточно лишь создать электронную карту свободных мощностей и разместить ее в свободном доступе. И тогда бизнес сам будет решать, где ему выгоднее и дешевле строить свое производство.

Что касается недавнего скандала: стартовавшего в Арбитражном суде РТ процесса по иску Сетевой компании к заводу «Аммоний», задолжавшему энергетикам почти 200 млн. рублей за техприсоединение к подстанции «Елабуга-500». Здесь Зарипов был более категоричен: «Я думаю, «Аммонию» все-таки придется заплатить. Потому что соглашение ими было подписано, руки все пожали, да и подстанция строилась исходя из заявленных мощностей потребителей, в том числе и самого «Аммония».

Отметим, что должность руководителя тарифного ведомства нередко считают «расстрельной», поскольку регулятору, образно говоря, приходится ходить по лезвию ножа: выстраивать баланс интересов потребителей и предприятий. Поэтому и не удивительно, что разброс вопросов, присланных наших читателями, был велик: от локальных, касающихся начисления ОДН и квартирных счетчиков, до глобальных, затрагивающих интересы крупного бизнеса. Были и личные вопросы. Кстати, Зарипова очень удивили домыслы некоторых читателей, что он является сыном высокопоставленного в Татарстане лица. «Мой отец — 1932 года рождения, к сожалению, его уже нет в живых, он всю жизнь проработал на заводе рабочим. Мама — 1936 года рождения. В нашей семье я первый, кто стал начальником», — с некоторой иронией заметил гость редакции.

Подробности о «кухне», где рождаются тарифы, о нескромных желаниях монополистов и социальных нормах «БИЗНЕС Online» опубликует в стенограмме встречи.