Илья Алаев

УБИЙСТВО МАРСИКА

В минувший вторник в Верховном суде Татарстана присяжные заседатели, заслушавшие уголовное дело в отношении участников казанской группировки «Волочаевская бригада», вышли из совещательной комнаты и признали подсудимых виновными. Они сочли доказанной вину приспешников Радика Галиакберова, возглавлявшего группировку «Хади Такташ», именно в ее состав входили «волочаевские».

Сегодня судья зачитал приговор 48-летнему Сергею Тянулину, которого следствие назвало лидером криминальной бригады, и 42-летнему Илье Алаеву, ее активному участнику. Они обвинялись в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ (убийство). На оглашение приговора пришли родственники убитого и несколько присяжных.

Зачитывая приговор, судья Павел Кондратьев вкратце напомнил суть дела. По оперативным данным, в конце 90-х годов группировка «Хади Такташ» состояла из трех «бригад»: «Раджовские», «Волочаевские» и «Кладбищенские». «Волочаевские» появились в середине 90-х и получили свое название от улицы Волочаевской, где располагался один из объектов, который «крышевала» бригада, — станция техобслуживания. Поначалу «хадитакташевские» просто арендовали для ремонта автомашин часть помещений станции. Но через некоторое время директор станции обнаружил, что работавшие у него слесари перестали его слушаться, подчиняясь только арендаторам. А по вечерам на пустыре у станции начали собираться по нескольку десятков молодых людей.

«Волочаевских» стали арестовывать осенью 1999 года (почти одновременно с участниками бригады Галиакберова). Под стражу попал подозреваемый лидер бригады Марс Гизатуллин по кличке Марсик. В 2000 году Марсик был признан виновным в вымогательстве и незаконном лишении свободы и приговорен к трем годам лишения свободы.

По версии следствия, в 2002 году Марсик должен был условно-досрочно освободиться из мест лишения свободы. Освободившись, он, по слухам, собирался заняться бизнесом. Тянулин, опасаясь мести с его стороны за то, что ему не оказывали помощи в период отсидки, а также не желая терять лидерство в группировке, организовал его убийство за вознаграждение в $5 тысяч.

В конце июля 2002 года Тянулин нанял для совершения указанного преступления активных членов группировки — Алаева и его знакомого Рустама Фартдинова. Те, в свою очередь, наняли своего знакомого Ильшата Губайдуллина. По указанию Тянулина злоумышленники дождались, когда жертва подъедет на автомобиле «ВАЗ-2107» во двор одного из домов по Сибирскому тракту в Казани, после чего Губайдуллин произвел выстрелы в упор из пистолета ТТ в голову и тело мужчины. От полученных ранений потерпевший скончался на месте преступления.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», ранее Губайдуллин был осужден за убийство Марсика на 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Фартдинов же скончался в 2004 году. Следователи получили достаточный объем для возбуждения уголовного дела в отношении Тянулина и Алаева лишь в прошлом году.

«Я ТОЛЬКО ПО СВОДКАМ УЗНАВАЛ О ЕГО СУДЬБЕ...»

Судья, назначая наказание, учитывал то, что присяжные сочли, что подсудимые заслуживают снисхождения. Поэтому суд не мог назначить им максимальное наказание. Но вместе с тем на решение, по всей видимости, повлияли и другие немаловажные детали. К примеру, Тянулин так и не признал свою вину, а Алаев признал вину частично. Но последний был судим уже неоднократно — в 1995 году за разбойное нападение и ряд сопутствующих обвинений его отправили в исправительную колонию на 8 лет. В 2000 году он вышел досрочно. А в феврале этого года Вахитовский районный суд Казани признал Алаева виновным по ст. 159 ч. 4 УК РФ («мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»).

Адвокат Айрат Хикматуллин просил оправдать Тянулина, объясняя это тем, что вердиктом присяжных заседателей установлен факт создания организованной группы и приобретения оружия для нападения на Гизатуллина, а не лишения его жизни, но суд счел этот довод несостоятельным. Хотя присяжные, заполняя опросный лист, исключили причастность Тянулина к определению времени и места убийства и передачи вознаграждения.

— Таким образом, вердиктом установлено, что Тянулин и Алаев вместе с двумя другими лицами объединились в устойчивую организованную группу, объединенную единым умыслом на совершение убийства. Участниками группы преступление было тщательно спланировано, подготовлено орудие убийства, определены роли каждого из ее участников, — подытожил судья и начал озвучивать наказание, назначенное подсудимым.

Согласно решению суда, Тянулин должен отправиться в колонию строгого режима на 16 лет, а Алаев в совокупности с приговором за мошенничество, вынесенным в феврале, получил 12 лет колонии особого режима. Адвокаты подсудимых, скорее всего, обжалуют решение в вышестоящей инстанции.

Гузель Шарафиева

— Наконец-то люди, виновные в смерти моего брата, сели за решетку, — выйдя из зала суда, сказала Гузель Шарафиева, сестра убитого Марса Гизатуллина. — Почти 12 лет Алаеву и Тянулину удавалось уйти от наказания, но оно было неизбежно. Для нас было важно, чтобы им назначили реальный срок и мы благодарны присяжным за их решение.

Как выяснилось, Илья Алаев приходится сыном бывшему редактору газеты «Время и деньги» Юрию Алаеву, который ныне возглавляет информационный центр КФУ и является советником ректора.

— Этот вопрос носит личный характер, — объяснил Юрий Прокопьевич корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Мы развелись с его матерью, когда ему было полтора года, я уехал тогда в другой город. Потом я только по сводкам узнавал о его судьбе — это ведь не первое его дело...