Сегодня в ходе традиционного делового завтрака на площадке санкт-петербургского всемирного экономического форума прошла дискуссия о новых моделях образования в XXI веке. Ее модератор, президент Сбербанка Герман Греф в качестве одной из главных проблем российской системы образования привел ее слабую ориентацию на практическую работу. Корреспондент БИЗНЕС Online, наблюдавший за дискуссией, услышал мнения о том, каким быть университету новейшего времени, должен ректор быть менеджером или ученым, надо ли учить студента учиться или хватит впрыскивания коктейля профессиональных компетенций чего так не хватает бизнесу от выпускников.
БИЗНЕС, ЧИНОВНИКИ И РЕКТОРЫ ВУЗОВ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ: РОССИЯ — СТРАНА С ОТСТАЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Сегодня в ходе традиционного делового завтрака, который проводит на экономическом форуме в Петербурге президент Сбербанка Герман Греф, под стук столовых приборов состоялась дискуссия, посвященная новым моделям образования для экономики XXI века. Представив «очень важных людей», от которых зависит развитие образования и экономика страны, среди которых — ректоры ведущих вузов страны, транснациональный бизнес, главы регионов, вице-премьеры и простые министры, Герман Оскарович предложил для затравки посмотреть небольшой фильм.
С 2000 года расходы на систему образования в РФ выросли в 10 раз, но страна все равно буксует на месте, давал «вводную» закадровый текст. В ближайшие 10 лет более 40 профессий исчезнут, и появится сотня новых. Умирают профессии в сфере сервиса, в интеллектуальной сфере, необходимость изменения образовательных программ предстает во всей своей очевидности. Президент РФ Владимир Путин ставит задачу вывести пятерку российских вузов в Топ-100 мирового рейтинга. Сейчас только МГУ находится на 120-м месте в списке лучших мировых вузов, остальные претенденты занимают позиции с 300 до 600. При этом нас уже далеко обошли «азиатские тигры» — их вузы уже входят в Топ-50. Меняться предстоит не только вузам, но и людям, меняя в течение своей жизни профессию и занятие по несколько раз, и человеку предстоит быть готовым к этому...
Почему важно образование, Греф объяснил цитатами из речей Ли Куан Ю и Джона Кеннеди. «Новая линия раздела пройдет между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет», — говорил отец сингапурского экономического чуда. «Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс нашего образования», — полагал Кеннеди.
Собственно, реформы образования сейчас не хватает стране так же, как и реформы системы управления, без этого конкурентоспособной Россия не будет, отметил Греф. И предложил всем взять пульты для голосования, чтобы определить, на каком же месте Россия. Результаты оказались любопытными. 53% аудитории считают, что Россия с ее системой образования — страна отстающая. Почти 11% заявили, что мы живем в стране с отсталой системой образования. Только треть согласна, что Россия — передовая страна, и только 3% уверены, что мы мировой лидер.
Беспощадно, не правда ли?
А затем началась собственно дискуссия. По мнению замминистра образования Александра Повалко (сам министр Дмитрий Ливанов не смог прийти по семейным обстоятельствам), эти результаты свидетельствуют о том, что база для развития у нас есть.
«Вот мое исключительно частное мнение: у нас есть существенное расслоение между университетами, — осторожно заявил Повалко. — Есть большая база отстающих вузов и верхушка, которая движется вперед. Вот с ней надо что-то делать, не ограничиваясь университетами-лидерами».
«Я БЫ СОВЕТОВАЛ К АНГЛИЙСКОМУ УЧИТЬ КИТАЙСКИЙ...»
Затем Греф поставил слайды со структурой выпуска специалистов — у нас и на Западе.
«У нас очень высока доля специалистов в сфере экономики и права, — прокомментировал он. — По количеству менеджеров в своей структуре мы превосходим США, Англию и Германию. Но здесь очень много менеджмента в кавычках. Вторая область — это инженеры. Наши традиционные вузы выпускают их традиционно много. В то же время нехватка ощущается в сфере гуманитарных наук, естественных науки, медицины. Если сравнить нас с развитыми странами, мы видим перекосы в образовании»....
Остановившись на менеджменте, Греф отметил, что, на самом деле, это самый штучный товар. Хотя штампуется он в большом количестве, но, скорее всего, дело в том, что вузы не дают образование в этой сфере, а продают дипломы. Без всякой розницы — сразу оптом... И задал вопрос представителям ведущих вузов: каким они видят университет XXI века?
Алексей Кудрин: «Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире» |
По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, а ныне декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ, каждый человек в среднем меняет работу 8 раз и работает в смежных областях. Поэтому с учетом динамики развития технологии главное — воспитать творческие возможности, научить студента учиться постоянно, всю жизнь.
«В этом суть нашей программы. Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире», — заявил Кудрин. Этой специальностью, которая вообще-то на Западе называется Liberal artist science — «либеральные искусства и науки», овладели 40 процентов менеджеров Уолл-стрит», — заметил он.
«Так вот кто автор нашего кризиса, — поддел коллегу Греф. — А ваш вуз уже в ХХІ веке?»
«Мы только осваиваем этот стандарт, — ответил Кудрин. — Вот эти принципы либерального образования — так уж получилось, что с английского так переводится — нужно внедрять в программах всех университетов. Полноценный стандарт пока только у нас. Но уже целый ряд университетов уходят от специализации экономиста, менеджера, технолога, специализация выбирается дальше по обучению.
Фактически Кудрин отметил, что следует уходить от понятия, что десятиклассник уже должен выбрать себе профессию — в лучшем случае это возможно на втором курсе вуза. Это заявление целиком и полностью противоречит всем стратегиям современного образования в России, но можно ли иначе как-то готовить человека-лидера?
Кроме того, нужна еще и глобальная ориентация, то есть подготовка специалистов фактически для всего мира, добавил Греф. Сегодня главным языком публикаций становится английский — этакий международный эсперанто.
В ходе дискуссии прозвучала также и структурная эволюция управления вузами. Университеты средневековья управлялись канцлерами, затем, в ХХ веке, — ректорами, которых избирали на ученом совете. Теперь пришло время менеджеров, а не ученых, считает Греф.
Современный университет, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, это некий треугольник. Первый угол — глубокая фундаментальная подготовка. Второй — клиника при университете, то есть изучение человека как наука о жизни. И третье — «технологическая долина», то есть практика. И самое главное — это междисциплинарность. Этого требуют и сами студенты. Не зацикливать образование в пределах одной специальности: пусть математики слушают физиков и лириков, если хотят, объяснил свою мысль ректор. И, разумеется, язык — это очень важно.
«Но я бы посоветовал еще учить китайский», — добавил Садовничий.
Соруководитель Sberbank CIB Рубен Варданян удивился тому, что дискуссия битый час вращается вокруг проблем образования, но до сих пор не пришла к мысли о том, а кто, собственно, учит. Если в Финляндии из 10 лучших выпускников 7 хотят стать преподавателями, в США — двое, то в России — один из 30. Это показатель уважения к профессии.
Варданяна поддержала вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, сегодня сами студенты против узкой специализации. Поиск положения устойчивости, когда есть разные знания, — вот что такое, по ее мнению, Liberal artist science.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЦЕЛИ ВНУТРИ СТРАНЫ?
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау отметил ущербность самих рейтингов министерства образования. «Нельзя оценивать университет по тому, сколько выпускников работают по специальности, — считает он. — Потому что это успешные работают по другим специальностям». Греф добавил, что показатель квадратных метров площадей вуза на одного студента — тоже не показатель. По этой цифре ВШЭ давно следовало бы закрыть как ... неэффективный вуз, если уложить его в прокрустово ложе минобра.
Экс-министр образования, советник президента РФ Андрей Фурсенко отметил, что вопрос, в общем-то, не в рейтингах, и не в том, отстает ли наша система образования от западной.
«Мы готовим профессионалов для нашей страны, — заявил он. — И центр тяжести должен быть сдвинут в сторону запросов экономики, которые определяюся сообществами экспертов. Мы можем как угодно относиться к этому, но так же, как любая политика, это внутренняя политика. Так же и образование должно ставить цели внутри страны».
Николай Никифоров: «У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок» |
По мнению министра информатизации и связи РФ Николая Никифорова, важным моментом остается и стоимость образования. В отраслевых вузах минсвязи есть определенный норматив финансирования — это 130 тыс. рублей или $3,7 тысячи. И этих средств, по мнению Никифорова, недостаточно для образования.
«Я возглавил совет Университета Иннополиса, частного вуза, который ориентируется на IT, робототехнику, — сравнил Никифоров. — Там другая модель финансирования — за счет спонсоров, лидеров IT-коммуникаций. Это грантовая модель. У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок».
По мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, сославшегося на свой тройной опыт «вышки» как в России, так и за рубежом, модели образования, может быть, и разные. Но главное — это все-таки профессиональное управление вузом и блестящая профессура.
«Это и создает ту среду, в которой человек, если хочет учиться — будет учиться, а таких всегда процентов 10 в университете, — заявил он. — Тогда он сможет создать базу, чтобы учиться всю жизнь. Не бывает так, чтобы 100 процентов студентов действительно получали знания. У вузов есть еще функция социализации, эта функция востребована обществом. Но есть 10 процентов, которые хотят получить фундаментальные знания, профессию. И вузы должны ориентироваться именно на них, а не ориентироваться на оставшихся 90 процентов. Иначе это большая трата денег и времени».
Греф, впрочем, тут же вернул Дворковича на земную твердь, заметив, что 18-летний студент вообще мало думает о будущем.
«Да, Господи, вспомните себя в 18 лет! Хорошо тем, кому повезло с учителями!» — воскликнул он, рассказав о своих студенческих ночных бдениях в общежитии питерского университета. Судя по его отзывам, это был тот еще коктейль горящих желанием знаний студентов, каждый день собиравшихся обсуждать что-то новое, да еще и с иностранцами, коих в общежитии хватало.
ГЕНИЕМ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЬСЯ НЕ ВОЗМОЖНО
В итоге он снова включил режим голосования, дабы определить пути реформирования российского образования. Первое, что необходимо, — это практикоориентированный подход в обучении. Второе — современный менеджмент в вузах. «Подавляющее большинство ректоров вузов РФ не говорят по английски, более 50 процентов ректоров — в возрасте старше 50 лет», — прокомментировал Греф. И, наконец, открытое образование, курсы по выбору.
Критически важно — качество образования, а не торговля дипломами. Но пока в российском обществе просто нет связи между образованием и карьерой — вернее, ее не видит большинство за пределами групп элиты, заметил один из участников дискуссии.
Но главное, по мнению Грефа, в том, что меняется мир вокруг нас.
«Нам недостаточно национального рынка — он стал глобальным. Как бы мы ни хотели построить что-то свое, отдельное — это не сработает. И мне кажется, самое главное, — заявил он. — 53 процента собравшихся здесь считают, что наша система образования недостаточно современна, и нам надо сделать ее одной из самых передовых в мире. Без системы образования этого сделать невозможно. Гениями без образования родиться невозможно — все гении, создавшие iPad и Microsoft, где-то учились. И если они не восприняли знания, то восприняли среду лидерства и инноваций, которую создал для них университет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.