БИЗНЕС, ЧИНОВНИКИ И РЕКТОРЫ ВУЗОВ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ: РОССИЯ — СТРАНА С ОТСТАЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Сегодня в ходе традиционного делового завтрака, который проводит на экономическом форуме в Петербурге президент Сбербанка Герман Греф, под стук столовых приборов состоялась дискуссия, посвященная новым моделям образования для экономики XXI века. Представив «очень важных людей», от которых зависит развитие образования и экономика страны, среди которых — ректоры ведущих вузов страны, транснациональный бизнес, главы регионов, вице-премьеры и простые министры, Герман Оскарович предложил для затравки посмотреть небольшой фильм.

С 2000 года расходы на систему образования в РФ выросли в 10 раз, но страна все равно буксует на месте, давал «вводную» закадровый текст. В ближайшие 10 лет более 40 профессий исчезнут, и появится сотня новых. Умирают профессии в сфере сервиса, в интеллектуальной сфере, необходимость изменения образовательных программ предстает во всей своей очевидности. Президент РФ Владимир Путин ставит задачу вывести пятерку российских вузов в Топ-100 мирового рейтинга. Сейчас только МГУ находится на 120-м месте в списке лучших мировых вузов, остальные претенденты занимают позиции с 300 до 600. При этом нас уже далеко обошли «азиатские тигры» — их вузы уже входят в Топ-50. Меняться предстоит не только вузам, но и людям, меняя в течение своей жизни профессию и занятие по несколько раз, и человеку предстоит быть готовым к этому...

Почему важно образование, Греф объяснил цитатами из речей Ли Куан Ю и Джона Кеннеди. «Новая линия раздела пройдет между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет», — говорил отец сингапурского экономического чуда. «Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс нашего образования», — полагал Кеннеди.

Собственно, реформы образования сейчас не хватает стране так же, как и реформы системы управления, без этого конкурентоспособной Россия не будет, отметил Греф. И предложил всем взять пульты для голосования, чтобы определить, на каком же месте Россия. Результаты оказались любопытными. 53% аудитории считают, что Россия с ее системой образования — страна отстающая. Почти 11% заявили, что мы живем в стране с отсталой системой образования. Только треть согласна, что Россия — передовая страна, и только 3% уверены, что мы мировой лидер.

Беспощадно, не правда ли?

А затем началась собственно дискуссия. По мнению замминистра образования Александра Повалко (сам министр Дмитрий Ливанов не смог прийти по семейным обстоятельствам), эти результаты свидетельствуют о том, что база для развития у нас есть.

«Вот мое исключительно частное мнение: у нас есть существенное расслоение между университетами, — осторожно заявил Повалко. — Есть большая база отстающих вузов и верхушка, которая движется вперед. Вот с ней надо что-то делать, не ограничиваясь университетами-лидерами».

«Я БЫ СОВЕТОВАЛ К АНГЛИЙСКОМУ УЧИТЬ КИТАЙСКИЙ...»

Затем Греф поставил слайды со структурой выпуска специалистов — у нас и на Западе.

«У нас очень высока доля специалистов в сфере экономики и права, — прокомментировал он. — По количеству менеджеров в своей структуре мы превосходим США, Англию и Германию. Но здесь очень много менеджмента в кавычках. Вторая область — это инженеры. Наши традиционные вузы выпускают их традиционно много. В то же время нехватка ощущается в сфере гуманитарных наук, естественных науки, медицины. Если сравнить нас с развитыми странами, мы видим перекосы в образовании»....

Остановившись на менеджменте, Греф отметил, что, на самом деле, это самый штучный товар. Хотя штампуется он в большом количестве, но, скорее всего, дело в том, что вузы не дают образование в этой сфере, а продают дипломы. Без всякой розницы — сразу оптом... И задал вопрос представителям ведущих вузов: каким они видят университет XXI века?

222.jpg
Алексей Кудрин: «Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире»

По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, а ныне декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ, каждый человек в среднем меняет работу 8 раз и работает в смежных областях. Поэтому с учетом динамики развития технологии главное — воспитать творческие возможности, научить студента учиться постоянно, всю жизнь.

«В этом суть нашей программы. Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире», — заявил Кудрин. Этой специальностью, которая вообще-то на Западе называется Liberal artist science — «либеральные искусства и науки», овладели 40 процентов менеджеров Уолл-стрит», — заметил он.

«Так вот кто автор нашего кризиса, — поддел коллегу Греф. — А ваш вуз уже в ХХІ веке?»

«Мы только осваиваем этот стандарт, — ответил Кудрин. — Вот эти принципы либерального образования — так уж получилось, что с английского так переводится — нужно внедрять в программах всех университетов. Полноценный стандарт пока только у нас. Но уже целый ряд университетов уходят от специализации экономиста, менеджера, технолога, специализация выбирается дальше по обучению.

Фактически Кудрин отметил, что следует уходить от понятия, что десятиклассник уже должен выбрать себе профессию — в лучшем случае это возможно на втором курсе вуза. Это заявление целиком и полностью противоречит всем стратегиям современного образования в России, но можно ли иначе как-то готовить человека-лидера?

Кроме того, нужна еще и глобальная ориентация, то есть подготовка специалистов фактически для всего мира, добавил Греф. Сегодня главным языком публикаций становится английский — этакий международный эсперанто.

В ходе дискуссии прозвучала также и структурная эволюция управления вузами. Университеты средневековья управлялись канцлерами, затем, в ХХ веке, — ректорами, которых избирали на ученом совете. Теперь пришло время менеджеров, а не ученых, считает Греф.

Современный университет, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, это некий треугольник. Первый угол — глубокая фундаментальная подготовка. Второй — клиника при университете, то есть изучение человека как наука о жизни. И третье — «технологическая долина», то есть практика. И самое главное — это междисциплинарность. Этого требуют и сами студенты. Не зацикливать образование в пределах одной специальности: пусть математики слушают физиков и лириков, если хотят, объяснил свою мысль ректор. И, разумеется, язык — это очень важно.

«Но я бы посоветовал еще учить китайский», — добавил Садовничий.

Соруководитель Sberbank CIB Рубен Варданян удивился тому, что дискуссия битый час вращается вокруг проблем образования, но до сих пор не пришла к мысли о том, а кто, собственно, учит. Если в Финляндии из 10 лучших выпускников 7 хотят стать преподавателями, в США — двое, то в России — один из 30. Это показатель уважения к профессии.

Варданяна поддержала вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, сегодня сами студенты против узкой специализации. Поиск положения устойчивости, когда есть разные знания, — вот что такое, по ее мнению, Liberal artist science.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЦЕЛИ ВНУТРИ СТРАНЫ?

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау отметил ущербность самих рейтингов министерства образования. «Нельзя оценивать университет по тому, сколько выпускников работают по специальности, — считает он. — Потому что это успешные работают по другим специальностям». Греф добавил, что показатель квадратных метров площадей вуза на одного студента — тоже не показатель. По этой цифре ВШЭ давно следовало бы закрыть как ... неэффективный вуз, если уложить его в прокрустово ложе минобра.

Экс-министр образования, советник президента РФ Андрей Фурсенко отметил, что вопрос, в общем-то, не в рейтингах, и не в том, отстает ли наша система образования от западной.

«Мы готовим профессионалов для нашей страны, — заявил он. — И центр тяжести должен быть сдвинут в сторону запросов экономики, которые определяюся сообществами экспертов. Мы можем как угодно относиться к этому, но так же, как любая политика, это внутренняя политика. Так же и образование должно ставить цели внутри страны».

3.jpg
Николай Никифоров: «У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок»

По мнению министра информатизации и связи РФ Николая Никифорова, важным моментом остается и стоимость образования. В отраслевых вузах минсвязи есть определенный норматив финансирования — это 130 тыс. рублей или $3,7 тысячи. И этих средств, по мнению Никифорова, недостаточно для образования.

«Я возглавил совет Университета Иннополиса, частного вуза, который ориентируется на IT, робототехнику, — сравнил Никифоров. — Там другая модель финансирования — за счет спонсоров, лидеров IT-коммуникаций. Это грантовая модель. У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок».

По мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, сославшегося на свой тройной опыт «вышки» как в России, так и за рубежом, модели образования, может быть, и разные. Но главное — это все-таки профессиональное управление вузом и блестящая профессура.

«Это и создает ту среду, в которой человек, если хочет учиться — будет учиться, а таких всегда процентов 10 в университете, — заявил он. — Тогда он сможет создать базу, чтобы учиться всю жизнь. Не бывает так, чтобы 100 процентов студентов действительно получали знания. У вузов есть еще функция социализации, эта функция востребована обществом. Но есть 10 процентов, которые хотят получить фундаментальные знания, профессию. И вузы должны ориентироваться именно на них, а не ориентироваться на оставшихся 90 процентов. Иначе это большая трата денег и времени».

Греф, впрочем, тут же вернул Дворковича на земную твердь, заметив, что 18-летний студент вообще мало думает о будущем.

«Да, Господи, вспомните себя в 18 лет! Хорошо тем, кому повезло с учителями!» — воскликнул он, рассказав о своих студенческих ночных бдениях в общежитии питерского университета. Судя по его отзывам, это был тот еще коктейль горящих желанием знаний студентов, каждый день собиравшихся обсуждать что-то новое, да еще и с иностранцами, коих в общежитии хватало.

ГЕНИЕМ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЬСЯ НЕ ВОЗМОЖНО

В итоге он снова включил режим голосования, дабы определить пути реформирования российского образования. Первое, что необходимо, — это практикоориентированный подход в обучении. Второе — современный менеджмент в вузах. «Подавляющее большинство ректоров вузов РФ не говорят по английски, более 50 процентов ректоров — в возрасте старше 50 лет», — прокомментировал Греф. И, наконец, открытое образование, курсы по выбору.

Критически важно — качество образования, а не торговля дипломами. Но пока в российском обществе просто нет связи между образованием и карьерой — вернее, ее не видит большинство за пределами групп элиты, заметил один из участников дискуссии.

Но главное, по мнению Грефа, в том, что меняется мир вокруг нас.

«Нам недостаточно национального рынка — он стал глобальным. Как бы мы ни хотели построить что-то свое, отдельное — это не сработает. И мне кажется, самое главное, — заявил он. — 53 процента собравшихся здесь считают, что наша система образования недостаточно современна, и нам надо сделать ее одной из самых передовых в мире. Без системы образования этого сделать невозможно. Гениями без образования родиться невозможно — все гении, создавшие iPad и Microsoft, где-то учились. И если они не восприняли знания, то восприняли среду лидерства и инноваций, которую создал для них университет».