«ПОКА СВОИХ АЗС В ТАТАРСТАНЕ НЕТ»

Совет директоров «Башнефти» в конце апреля провел заседание, на котором обсуждалась подготовка к годовому общему собранию акционеров. Отдельным пунктом в повестке дня стоит «Об участии ОАО АНК «Башнефть» в других организациях и одобрении связанных сделок». Совет директоров просили одобрить приобретение «Башнефтью» 100% доли уставного капитала в ООО «АЗС — Саранск», ООО «АЗС — Уфа», ЗАО «Гелиос», а также 95% доли в ЗАО «Оптан — АЗС» и ЗАО «Урал» (оставшиеся 5% должно приобрести дочернее предприятие ВИНК — ООО «Башнефть-Удмуртия»).

В «Башнефти» прокомментировали данную новость довольно лаконично. «В раскрытом существенном факте было озвучено решение совета директоров, который одобрил потенциально возможные сделки по приобретению нескольких сетей АЗС. До совершения сделок никаких подробностей не будет — ни по времени заключения сделок, ни по количеству АЗС, ни по инвестициям, ни по возможной доле на рынке. В настоящее время «Башнефть» не имеет в Татарстане собственных АЗС», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сергей Вереземский, представитель ОАО АНК «Башнефть».

Отметим, что в официальной стратегии компании до 2022 года значится «дальнейшее развитие собственных и контролируемых каналов сбыта и повышение эффективности продаж на внутреннем рынке в розницу и мелким оптом».

Сергей Вереземский
Сергей Вереземский заявил, что «в настоящее время «Башнефть» не имеет в Татарстане собственных АЗС»

КАК ТРЕЙДЕРЫ ОТДАЛИСЬ «БАШНЕФТИ»

Как выяснил «БИЗНЕС Online», все компании, упомянутые в документе «Башнефти», входят в трейдерскую группу «Уфаойл-Оптан», которую контролирует уфимский трейдер Рустем Абдулманов. Он является одним из самых заметных предпринимателей Уфы (так, его в качестве примера приводит Forbes). Свою компанию он создал, когда ему было всего 22 года. Сейчас группа «Уфаойл-Оптан» поставляет нефтепродукты в 69 регионах России, выстроила сеть из почти 100 АЗС по России в 11 регионах. С выручкой 26 млрд. рублей она занимает 110-е место в рейтинге частных компаний Forbes. Компания входит в тройку крупнейших независимых операторов России по количеству действующих АЗС.

Как выяснилось, сеть присутствует и в Татарстане. Из четырех АЗС «Оптан» две находятся в Зеленодольске, одна — в Казани на Беломорской, 69а, еще одна расположена в поселке Кадышево в Авиастроительном районе столицы РТ. Причем, что интересно, ЗАО «Оптан-АЗС» на 10 апреля этого года, согласно «Контур Фокус», стало 100-процентным владельцем ООО «АЗС Регионы». Возглавляет ее Ирек Сулейманов, который ранее контролировал 33% и более известен бизнес-сообществу как глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. Напомним, что в апреле он выступил за отмену сезонного ограничения движения грузовиков по дорогам республиканского значения.

Сулейманов прокомментировал сделку по поглощению «Башнефтью» «Оптана»: «Сделка пока не завершена, поэтому о смене вывесок (на «Башнефть»ред.) говорить пока нельзя. Сейчас я не владелец «АЗС Регионы», но отношение к компании имею». В «Уфаойл-Оптан» запрос «БИЗНЕС Online» оставили без ответа. Отметим, что помимо «АЗС Регионы» у башкирской группы в Татарстане есть еще одно дочернее предприятие — ООО «Оптан-Казань». Оно на 70% контролируется ЗАО «Оптан-АЗС», а треть принадлежала все тому же Сулейманову. По итогам 2012 года выручка ООО «Оптан-Казань» составила 2,4 млрд. рублей, а чистая прибыль — 1,5 млн. рублей. «Оптан» — есть такая компания, но на консолидированном рынке Татарстана она не делает погоды. Это что-то вроде малых сетей, как «Римекс» и т.п.», — говорит один из участников рынка.

Ирек Сулейманов
Ирек Сулейманов: «Сделка пока не завершена, поэтому о смене вывесок (на «Башнефть») говорить пока нельзя. Сейчас я не владелец «АЗС Регионы», но отношение к компании имею»

ПАРТНЕРЫ ИЗ «АВТОДОРСТРОЯ»

По сути дела, речь идет о второй попытке «Башнефти» начать бизнес в Татарстане. У башкирской компании (напомним, что ее контролирует АФК «Система») есть партнер в лице сети АЗС «Автодорстрой». В начале 2012 года АЗС заключила с башкирской компанией так называемый джобберский договор (о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика) сроком на пять лет. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, с одной стороны, франчайзинг — шаг для АЗС вынужденный, он продиктован тенденцией к укрупнению топливного рынка, а с другой — это идеальный способ выхода башкирских нефтепереработчиков на новые рынки.

Как рассказал тогда газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО «Автодорстрой» Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», — говорит Пятницин. Надо отметить, что «Автодорстрой» на тот момент включал 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане. В «Башнефти» корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что сотрудничество с «Автодорстроем» продолжается. Представитель оператора АЗС от комментариев воздержался.

Как известно, «Башнефть» помимо нефтедобычи владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами мощностью 24,07 млн. т в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), которые изначально строились под поволжский кластер и в первую очередь под татарскую нефть. Долгое время уфимские НПЗ были основными поставщиками автомобильного топлива для татарстанского рынка. Сейчас половину потребностей рынка закрывает ТАИФ-НК. Но на фоне планов запуска производства бензинов на ТАНЕКО и увеличения глубины переработки ТАИФовского НПЗ башкирские переработчики озабочены удержанием рынков соседних регионов, включая Татарстан. Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук еще в 2012 году говорил, что «Башнефть» озвучила свои планы увеличить свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

«НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯТЬ НЕ СМОГУТ»

«БИЗНЕС Online» выяснил мнение экспертов о том, как может сказаться на татарстанском рынке приход «Башнефти».

Алимас Валеев — генеральный директор ООО ВТ НПО «Карамай»:

— «Башнефть» — сильный игрок. Я недавно смотрел цифры по выручке этой компании и «Татнефти». Получается, что доходы «Башнефти» всего на 20 процентов меньше, чем у «Татнефти», при том что объем добычи нефти у них в 2 раза меньше. Получается, что у них добыча нефти по сравнению с «Татнефтью» гораздо эффективнее.

Даже в некоторых районах Башкортостана нефть добывает «Татнефть». Но то, что в Татарстане появились АЗС «Башнефти» (совместно с «Автодорстроем»), меня очень удивило. Вроде «Лукойл» даже не мог зайти на территорию Татарстана, а «Башнефть» зашла.

Расширение «Башнефти» с помощью приобретения «Оптан-АЗС» никак не скажется на рынке Татарстана. Даже если будет 10 заправок в нашей республике, компания не сможет влиять на ценообразование при реализации. Если в Казани всего 100 - 150 заправок, то четыре АЗС «Башнефти» роли не сыграют. Четыре заправки город не обеспечат. Единственное — продукт может быть более качественным. У «Башнефти» в этом плане опыта больше — там работают уже пять перерабатывающих заводов.

В среднем на рынке одна АЗС может стоить до 50 - 60 миллионов рублей. Цена зависит также от местоположения, проходимости и ряда других факторов.

Григорий Бриг — содиректор аналитического отдела «Инвесткафе»:

— Стоимость одной АЗС можно оценить в порядка 750 тысяч долларов — 1 миллиона долларов в зависимости от расположения, наличия и состояния сопутствующей инфраструктуры и прочего. Рынок розничной торговли топливом консолидируется, в частности, в связи с ручным регулированием цен на топливо и ростом конкуренции. Из-за этого в относительно более выгодном положении оказываются вертикально интегрированные нефтяные компании, в то время как рентабельность бизнеса независимых игроков снизилась. Вместе с этим крупные игроки в лице ВИНК заинтересованы в расширении сбытовой сети. Особенно актуально это для «Башнефти», которая обладает существенными перерабатывающими мощностями, и увеличение продаж нефтепродуктов через премиальные розничные каналы позитивно сказывается на рентабельности бизнеса.

Традиционно «Башнефть» концентрируется на развитии сети АЗС в Башкортостане, основном регионе деятельности компании, и близлежащих регионах по причине того, что именно в Башкортостане расположены перерабатывающие активы компании.

Дмитрий Лукашов — аналитик IFC Markets:

— По данным сайта «Оптана», у компании имеется около 100 АЗС, из них четыре в Татарстане. Конечно, его нельзя сравнивать с лидерами отрасли — «Лукойлом», «Роснефтью» и «Газпромнефтью», у каждой из которых более тысячи автозаправок. Однако можно предположить, что в масштабах России «Оптан» входит в двадцатку крупнейших сетей АЗС.
Так как в Татарстане имеется порядка тысячи АЗС, доля «Оптана» на рынке республики является незначительной.
Стоимость АЗС зависит от региона, земельного участка, оборудования и сопутствующей инфраструктуры. Я полагаю, что она может составлять от 500 - 600 тысяч долларов до 2,6 миллиона долларов.

Сейчас у «Башнефти» порядка 30 АЗС в Татарстане или около 3 процентов от их общего количества в республике (речь идет о АЗС «Автодорстроя»ред.). Увеличение на четыре АЗС вряд ли повлияет на розничный рынок топлива. Все равно их число еще слишком мало.

В прошлом году правительство Татарстана утвердило программу «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы», согласно которой число АЗС должно сократиться с порядка тысячи до 605 АЗС или на 40 процентов. Вряд ли под сокращение попадут автозаправки «Башнефти», но, вероятно, ей придется осуществить их модернизацию, так как республиканские власти требуют повышения качества и бензина, и самих АЗС.