«ОТ ИЛЬШАТА РАФКАТОВИЧА МЫ СЛЫШАЛИ ВЫРАЖЕНИЯ И ПОКРЕПЧЕ!»

В Госсовете РТ накануне должно было состояться заседание комиссии по этике, на котором планировалось дать оценку действиям гендиректора ЗАО «Эссен Продакшн» Леонида Барышева, вокруг которого разгорелся «матерный скандал». Однако заседание не состоялось из-за того, что Барышев не смог принять в нем участия, и, скорее всего, оно состоится на следующей неделе. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила заместитель председателя Госсовета РТ, председатель комиссии Римма Ратникова.

Напомним, инцидент, который должна была рассматривать комиссия, произошел перед майскими праздниками. Барышев, являющийся членом попечительского совета елабужского филиала КФУ и его выпускником, приехал на встречу с директором вуза Еленой Мерзон. Однако обсуждение возможной помощи инженерно-технологическому факультету закончилось скандалом, так и не начавшись. Как утверждает Мерзон, бизнесмен на просьбу о помощи родному учебному заведению ответил потоком нецензурной брани в ее адрес. Через несколько дней ученый совет вуза выступил с обращением в попечительский совет филиала КФУ, в котором попросил исключить Барышева из своего состава за недостойное поведение. Параллельно с этим обращение с изложением ситуации было направлено на имя председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.

Сам Барышев обвинения в матерщине опроверг, а свою реакцию объяснил бизнес-разногласиями с ректором КФУ и экс-мэром Елабуги Ильшатом Гафуровым. Последний, комментируя скандальную ситуацию в интервью «Вечерней Казани», выразился весьма образно: «Ну, там, похоже, весна повлияла. Я же Барышева вырастил, но этот гриб оказался червивым», — сказал он.

По словам Леонида Барышева, Ильшат Гафуров (справа), будучи главой Елабужского района, употреблял выражения и покрепче
По словам Леонида Барышева, Ильшат Гафуров (справа), будучи главой Елабужского района, употреблял выражения и покрепче

Комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», Барышев заявил, что на Гафурова не в обиде:

«Мы уже давно привыкли к своеобразной манере общения Ильшата Рафкатовича и за годы взаимодействия с ним как с главой слышали от него выражения и покрепче! — отреагировал Барышев. — Я и тогда на него не сильно обижался, и сейчас не обижаюсь. И считаю это издержками публичной жизни. Если бы наши юристы на каждый такой «ляп» подавали в суд, то им некогда было бы работать».

Что касается сути конфликта, то бизнесмен все-таки нашел в себе силы частично признать ошибку:

«Нецензурных слов в отношении госпожи Мерзон я не употреблял. Однако наш разговор действительно прошел на повышенных тонах. Признаю, что когда дело касается бизнеса, часто бываю жестким переговорщиком, и, наверное, не всегда к этому готовы мои оппоненты, особенно когда партнером на переговорах выступает женщина. За это я приношу руководителю елабужского института КФУ Елене Мерзон свои извинения. И в то же время как представитель крупного бизнеса я понимаю меру социальной ответственности перед моей родной Елабугой, а как выпускник этого вуза я в любом случае испытываю глубокое уважение к своей alma mater, независимо от того, кто сегодня является ее руководителем. Поэтому выхожу с предложением учредить годовые стипендии «Махеевъ» в Елабужском институте. Положение о поощрении лучших студентов, а также размер и количество стипендий готов обсудить ближайшее время с представителями вуза».

Елена Мерзон оставила извинения Барышева без комментариев
Елена Мерзон оставила извинения Барышева без комментариев

«МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ ПРИНИМАТЬ ЭТУ СТИПЕНДИЮ!»

Мерзон, которой мы передали извинения Барышева, сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что оставит их без комментариев, а инициативу со стипендией она отвергает.

«Вообще вопрос об учреждении стипендий обсуждался на попечительском совете вуза, это было общее обсуждение. У нас есть стипендии ученого совета, есть стипендии им. Стахеевых, есть стипендии Олега Морозова. У нашего университета много достойных выпускников. Например, братья Сагдеевы тоже учреждают свои стипендии. И к этому вопросу мы относимся очень ответственно и очень избирательно. Я думаю, что мы не примем от господина Барышева его предложения о стипендиях. Сегодня у нас талантливые выпускники — их порядка 150 человек — ежемесячно получают именные стипендии по 10 тысяч рублей. Поэтому человек, учреждающий новую стипендию, в ряду тех меценатов, которых я назвала выше, должен выглядеть достойно как выпускник. Поэтому мы отказываемся принимать эту стипендию!» — сказала Мерзон.

Дипломатичнее высказалась заместитель главы Елабужского муниципального района, член попечительского совета Елабужского института КФУ Зульфия Сингатуллина:

«Что касается обещаний Леонида Барышева, что он впредь будет помогать своему родному вузу, это, конечно, хорошо, — сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Эти ребята живут в Елабуге, у них немаленькие предприятия. Они, наверное, тоже хотят, чтобы наша молодежь училась в достойных условиях. Так что учреждение стипендий «Махеевъ» пойдет на пользу образования. Что же касается личного конфликта, то мне комментировать сложно. Я при этом разговоре не присутствовала, не знаю, как на самом деле он велся. И достаточно ли будет данных извинений Барышева для Мерзон, это уж, конечно, только сторонам решать».

Римма Ратникова сообщила, что заседание комиссии по этике, на котором будет дана оценка действиям Леонида Барышева, состоится на следующей неделе
Римма Ратникова сообщила, что заседание комиссии по этике, на котором будет дана оценка действиям Леонида Барышева, состоится на следующей неделе

«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕК БОГАТЫМ И ГЛУПЫМ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», положительно отнеслись к идее учреждения Барышевым именных стипендий и выразили надежду, что в скором времени конфликт все же будет исчерпан.

Леонид Штейнберг — гендиректор ТКФ «Кама Тракс», член попечительского совета елабужского института КФУ:

— Раз Барышев приносит Елене Ефимовне свои извинения, то, конечно же, их нужно принять. Что они там воевать теперь из-за этого будут что ли? В Елабуге ведь, по большому счету, кроме Барышева и меценатов-то особо нет. Мудрость нужно проявить сторонам, а ваша газета могла бы стать мостом между Барышевым и Мерзон. Барышев нормальный, мудрый мужик. Я же уже говорил, что его слова не были адресованы непосредственно Елене Ефимовне. Не может быть человек богатым и глупым. Видимо, так получилось это у него под настроение. Бывает, «завели» его где-то, вот и выпалил. А стипендия — это вообще отличная идея! В старину так богатые люди поступали очень часто. Это хорошее дело, но это надо делать не так, чтобы один год пофинансировал и все. Нужно сделать так, чтобы эти именные стипендии получали особо одаренные студенты на протяжении всей своей учебы. Вот это будет дело!

Николай Удалов — доцент кафедры массовых коммуникаций Набережночелнинского института КФУ:

— Сейчас все вузы должны создавать попечительские советы, которые будут выполнять роль финансовых аккумуляторов. Попечительские советы западных вузов, начиная с Гарварда, аккумулируют примерно 80 процентов всех средств, составляющих бюджет вуза. Очень большие суммы выкачиваются из выпускников — потенциальных заказчиков обученных кадров. У нас эта система пока никак не работает. В Челнах, по-моему, именные стипендии дает только Акибанк, да еще была стипендия Олега Морозова. А между тем была установка сверху для всех вузов России: надо создавать попечительские советы. К примеру, руководителем попечительского совета Казанского университета является Рустам Минниханов. Буквально несколько недель назад нам было сказано в Казани о том, что государство в ближайшие годы уже не будет финансировать вузы такими темпами, как сейчас, мы должны находить финансирование сами, заинтересовывая спонсоров своим имиджем и проектами. Сказали, если вы этого не умеете делать, значит, не умеете работать. Поэтому сегодня учреждение Барышевым именной стипендии — это очень неплохой политический, да и этический ход.

Фарит Назмиев — директор филиала №15 фонда социального страхования, экс-директор Елабужского городского института инновационных технологий:

— Я Леонида Барышева знаю много лет, мы с определенной периодичностью общаемся. И фонд «Махеевъ» всегда помогал всем. И то, что Барышев сейчас говорит, что будет помогать институту КФУ, это не удивительно. Кроме того, я никогда не слышал, чтобы он нецензурно разговаривал, не верится, что это было и в данном случае. Может, у него какая-то обида была. Если действительно причиной конфликта стала просьба о выделении 53 миллионов рублей, то это, на мой взгляд, все же некорректная просьба. Тем не менее могу сказать, что и Барышев, и Мерзон — достойные люди. Как бы то ни было, Барышев извинился. И я очень надеюсь, что в результате этот конфликт сойдет на нет.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.