Вчера в Казани одновременно с триумфальным для татарстанской сборной завершением чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia прошел бизнес-форум «Будущее города: кто будет работать в Казани в 2020 году?», организованный журналом «Деловой квартал». Лейтмотивом мероприятия как раз и стал больной вопрос привлечения молодых кадров в производственную сферу. Почему в будущем татарстанская молодежь может остаться не у дел, чем поколение Y вызывает недоумение у работодателей и кадровых агентств, а также что посоветовал казанским топ-менеджерам и профессуре экспат из Италии, вице-президент ГК «Нэфис» Массимо Бонори, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
![]() |
KPMG: КАЗАНИ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ, НО КТО ПРИЕДЕТ НА ТАКИЕ ЗАРПЛАТЫ?
Своеобразной затравкой для дискуссии стало сообщение Сергея Суркова — менеджера международной компании KPMG, которая специально для форума провела исследование перспектив экономики столицы РТ. По его словам, Казань полностью восстановилась после кризиса 2008 - 2009 годов и сейчас является одним из привлекательных городов для трудоспособных людей из других регионов. Одними из востребованных сфер, в которых люди будут работать через 5 - 6 лет, станут деревообрабатывающая промышленность, строительство, оптово-розничная торговля, а также область образования и науки. Кроме того, он отметил, что самым приоритетным направлением развития в Казани стала IT-индустрия. Уже сегодня РТ по развитию информационных технологий входит в пятерку лидеров регионов РФ. Так, согласно данным компании KPMG, к 2020 году ожидается рост вклада IT-сектора в ВРП РТ до 10%.
Ключевой проблемой будущего Сурков назвал несоответствие динамики роста экономики с реальным ростом зарплат, которые значительно ниже, чем в других городах-миллионниках, не говоря уже о Москве или Санкт-Петербурге. На главный вопрос о том, кто будет работать в Казани в 2020 году, он ответил, что в столице РТ будут работать «квалифицированные специалисты в области IT, которых сможет привлечь непосредственно сама республика».
![]() |
Сергей Сурков |
МИНТРУД РТ УПОВАЕТ НА ПЕНСИОНЕРОВ И МИГРАНТОВ
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова подтвердила слова Суркова, отметив, что в Татарстане уже давно наметился дефицит рабочих кадров.
«Мы признаем тот факт, что без трудовых мигрантов, скажем, из ближнего и дальнего зарубежья обойтись мы не можем. Другое дело, кого мы должны привлекать в свою республику. Здесь необходим точечный подход. Сегодня мы говорим о свободных рабочих местах в количестве 45 тысяч мест — это в целом по Татарстану. Из них практически каждое четвертое рабочее место — это место, которое не требует квалифицированного труда, а именно — дворники, уборщики, подсобные рабочие. И сегодня эту нишу у нас занимают как раз мигранты из дальнего и ближнего зарубежья», — рассказала она.
Тут от модератора форума прозвучал вопрос: «Не получится ли так, что через 6 лет в Татарстане рабочая сила будет представлена лишь мигрантами?» Тут Тазетдинова напомнила, что с каждым годом квота на иностранную рабочую силу в Татарстане уменьшается. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял 23 тыс. мест, а уже на 2014 год — 8,3 тысячи. Причем более половины из этого числа должны быть задействованы в особой экономической зоне «Алабуга». Что бизнесу делать с остальными вакансиями, которые традиционно занимают мигранты, осталось не совсем ясным. Видимо, их заполнят нелегалы...
![]() |
Клара Тазетдинова |
Между тем, в ближайшие годы перед экономикой в полный рост встанет эффект от демографической ямы 90-х.
— В ближайшие три года численность трудовых ресурсов будет сокращаться за счет вступления в пенсионный возраст и сокращения трудоспособного населения. Но занятость будет сохраняться на высоком уровне за счет стимулирования на уровне РФ занятости людей пенсионного возраста, — оптимистично отметила замминистра. — Будет решаться и вопрос стимулирования внутрироссийской миграции.
КАПРИЗНОЕ ПОКОЛЕНИЕ Y
Не меньше вопросов о количестве, вызывает и вопрос о качестве кадров. В ходе обсуждения работодатели не смогли пройти мимо темы неадекватных запросов так называемого поколения Y — молодых парней и девушек, на плечи которых через 5 - 6 лет ляжет строительство экономики будущего.
«Ребята не хотят подходить к станками — ведь они шумят, они пахнут. Подрастающее поколение заинтересовано в IT-технологиях и робототехнике. Нам остается лишь подстраиваться под их интересы. Здесь необходимо менять психологию именно родителей, которые могут повлиять на выбор своих чад», — посоветовала Галина Маштакова, директор рекрутингового агентства ООО BPS Executive.
Очень точно подметил региональный президент Schneider Electric по Татарстану Альберт Марданов, что в Казани через 5 - 6 лет будет работать наиболее трудоспособная молодежь. И, к сожалению, возможно, эта молодежь будет привлечена из таких европейских городов, как Чехия, Прага, Будапешт, где кризис ощущается гораздо болезненнее. Поэтому тут очень важно не упустить момент воспитания специалиста под собственное производство.
![]() |
«Вы знаете, мы идем к тому, что для коммерческой сферы деятельности мы вынуждены привлекать молодежь из других регионов. Либо привлекать ребят, которые отучились за рубежом и вернулись обратно к нам», — сообщил Марданов.
По его словам, такие ребята адекватно оценивают свой уровень знаний, умений и способностей. С первых дней работы они не требуют кресла менеджера и зарплаты, несоответствующей их выполняемому функционалу. Как правило, такие молодые люди имеют колоссальный опыт как в бытовой, так и профессиональной сфере, поэтому они не отказываются даже от самой, казалось бы, грязной работы. У них просто нет таких барьеров.
Действительно, по словам многих предпринимателей, поколение Y с максимальными зарплатными и карьерными запросами на выходе из вуза не могут элементарно написать две-три базовых формулы. Кто в этом виноват — школа, высшее учебное заведение — вопрос, скорее, риторический. Но его нужно решать уже сейчас.
![]() |
«ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ, ОБЩАЙТЕСЬ С НИЗОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ!»
Пожалуй, наиболее оптимистичным выступлением на форуме стал спич вице-президента по перспективному развитию ГК «Нэфис» Массимо Бонори. О своих взглядах и любопытной истории переезда в Казань из Италии он подробно рассказывал в интервью нашей газете.
По его словам, уже сейчас на производствах Европы становится все больше и больше IT-технологий, электронной поддержки предприятий, технологий расширенной реальности. Все это постепенно приходит и на наш рынок. Так, к примеру, Бонори продемонстрировал макет упаковки продукта, выпускаемого ГК «Нэфис», изготовленного на «очень качественном» 3D-принтере. Или пример расширенной реальности и электронной поддержки, когда всего лишь поднеся планшет к работающей машине, можно получить всю информацию о ней: настройки, запасные части и так далее. Поэтому самыми востребованными профессионалами к 2020 году, как считает Бонори, станут инженеры в области IT-технологий».
Вопреки расхожим стереотипам, Бонори очень высоко оценил уровень российской молодежи:
«Я считаю, что ваши нынешние выпускники вполне отвечают всем запросам работодателей. Они вполне амбициозны, при этом имеют очень хорошую квалификацию. Я очень доволен системой российского образования. Молодые менеджеры, которые подготовлены ведущими вузами России, вполне могут конкурировать с европейскими студентами, которые также оканчивают ведущие высшие заведения своей страны», — поделился он своей оценкой.
![]() |
Массимо Бонори |
Другое дело, что вузы и предприятия должны более тесно взаимодействовать. Университеты должны прислушиваться к нуждам предпринимателей, которые могут обращаться к ним с требованием создать определенные курсы по необходимым параметрам:
«Профессора университетов, действуйте, ведите переговоры с производством, узнавайте, какой курс обучения им необходим, какие специалисты им нужны — будьте впереди всех», — призвал Бонори сидящих в зале представителей вузов.
Итальянец подчеркнул, что частные компании должны активнее приглашать студентов из университетов на стажировки. Студенты растут, а компании смогут выбирать лучших из них, таким образом оставаясь в выигрыше. В качестве примера он привел фирму Hoffstetter в Швейцарии. Это ведущий производитель пресс-форм, поставщик ГК «Нэфис». 200 человек работают на компанию, и один цех у них отведен под обучение, где работают два тренера. В течение 6 месяцев студенты-тинейджеры обучаются по два-три дня в неделю, работая по 8 часов в день в компании.
Приоритетное же внимание, по мнению Бонори, следует уделять выращиванию кадров внутри компании. Здесь, помимо тренингов и курсов повышения квалификации, важен институт наставничества. Научить местные кадры западным стандартам управления проектами — это, по его словам, было одной из главных задач, поставленных перед ним руководством ГК «Нэфис». В качестве поучительного примера он вспомнил о своей собственной молодости, когда рядовым менеджером пришел работать в компанию Barilla (крупнейший в Италии производитель пасты).
«Мы встречались с владельцем производства один на один три раза в год по два-три часа за визит, и это очень сильно мотивировало на работу. Это дало свои положительные плоды, многие молодые менеджеры, прошедшие эту программу обучения, стали сейчас топ-менеджерами компании. Это отличные вложения, а главное — они имеют эффект. Топ-менеджеры, обязательно находите время для общения с вашим персоналом. Они слушают вас, они хотят быть похожими на вас, способствуйте их росту, и они останутся с вами», — обратился он в зал, заканчивая историю.
«ПРИХОДИЛОСЬ С НУЛЯ УЧИТЬ И РАБОЧИХ, И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ»
С этими подходами согласились представители казанского бизнеса. Айрат Баширов, президент группы компаний «Данафлекс» намерен делать ставку на местные кадры, хотя и признал, что специалистов-технологов вынужден искать за рубежом:
«Мы ориентируемся на казанцев, которые составляют основу нашего коллектива, и будем конкурировать за рабочую силу с местными компаниями не столько благодаря высоким зарплатам, сколько уровнем образования в компании и условиями работы, целями и ценностями, корпоративной культурой, которую мы будем развивать и дальше. Мы не приглашали людей со стороны: приходилось с нуля учить и рабочих, и управленческий персонал, они росли в компании. Большинство руководителей выросли с нуля».
Светлана Афанасьева — руководитель отдела технического обучения ОАО «Казанский вертолетный завод» — поделилась продуктивным опытом взаимодействия с вузами:
«Мы прогнозировали нехватку кадров уже достаточно давно, поэтому программы для привлечения новой рабочей силы у нас уже были подготовлены. Мы активно сотрудничаем с Казанским национально-исследовательским институтом им. Туполева, причем мы пришли к ним и сказали, что мы заинтересованы в ваших студентах, нам нужны самые лучшие кадры. На конкурсной основе мы отобрали лучших. Кроме технических специальностей мы готовим их и по управленческим навыкам. По итогу такой работы имеем молодые кадры в роли уже руководителей некоторых подразделений», — порадовалась она.
![]() |
Представители вузов, со своей стороны, делали акцент на том, что работа на производстве требует широкой пропаганды. Декан магистерской программы университета «Иннополис» Максим Антоненко отметил, что не стоит ограничиваться сотрудничеством с вузами — предприятиям нужно идти в школы.
— Вузы, которые не поймут, что надо взаимодействовать с компаниями, будут быстро замещаться университетами корпоративными, — заметил при этом эксперт.
Юрий Гортышов,президент КНИТУ-КАИ, советует уделить особое внимание желанию студентов учиться:
— Превалирующую роль играет мотивация студентов получить качественное образование, упорно трудиться. Мотивация ослаблена, имидж технических специальностей невысок. Но это будут самые востребованные специалисты в 2020 году. Пока же молодежь ориентирована на специальности, не требующие большой физико-математической подготовки, — подвел он неутешительный итог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.