ВЕЛИКИЙ ТЕНОР ПООБЕЩАЛ, ЧТО И ДАЛЬШЕ БУДЕТ ОПЕКАТЬ АИДУ ГАРИФУЛЛИНУ

После пресс-конференции, прошедшей накануне в камерном зале ГБКЗ им. Сайдашева, Пласидо Доминго, находящийся сейчас в Казани, дал эксклюзивное интервью «БИЗНЕС Online», в котором рассказал, что для него коммерческий успех, объяснил, почему он проводит «Опералию», и даже спел для наших читателей.

Domingo.jpg
Пласидо Доминго: «Мой успех? Даже не знаю... У меня та же страсть к пению, как и в начале карьеры. Я горжусь тем, чем занимаюсь. Но если я много работаю, я и сплю очень много»

«ЭТО МОЙ ДОЛГ — ПОМОГАТЬ МОЛОДЫМ»

— Синьор Доминго, при вашей занятости — вы поете и дирижируете — зачем вам такая обуза, как ваш конкурс молодых вокалистов «Опералия»?

— Потому что из этого состоит моя жизнь. Музыка всегда была большой частью моей жизни, так и сейчас. К счастью, моя жена тоже приобщена к музыке — она певица. Мой сын — мой директор, мои дети тоже интересуются музыкой. Все члены моей команды так или иначе приобщены к музыке. Кроме того, что я пою или дирижирую, мне приносит радость, что я даю старт молодым звездам.

— Насколько участие в конкурсах важно для молодых певцов?

— Сам я ни разу не участвовал ни в одном конкурсе, но я понимаю, какое это тяжелое испытание для молодых. Когда я впервые встретил Анну Нетребко, я предложил ей участвовать в «Опералии», но она категорически отказалась, сказав, что никогда не будет участвовать в конкурсе.

— Тем не менее ее карьера состоялась...

— Разумеется, разумеется. Но для многих певцов такие конкурсы необычайно важны. Дело даже не в призах, которые я вручаю, а в том, что я потом продолжаю сопровождать того или иного исполнителя, слежу за его карьерой. Мы общаемся, я приглашаю их участвовать в моих концертах. Когда им нужны мои советы, я им их даю.

— То есть вы просто их опекаете?

— Да, я думаю так. Сейчас я осознаю, что уже 20 лет общаюсь с молодыми певцами. Сменилось уже несколько поколений.

— Хочется верить, что наша землячка Аида Гарифуллина, победившая в одной из номинаций последней «Опералии», будет и дальше пользоваться вашей поддержкой...

— Конечно, она прекрасно начинает карьеру. В «Опералии» много раз побеждали певцы из России, и это замечательно. Я уверен, что Аида будет одной из успешных певиц.

«ВАШ ГОРОД ПРЕКРАСЕН В СВОЕМ КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ»

— Поскольку мы заговорили о Казани, вы, наверное, знаете, что у нас более 30 лет проходит оперный фестиваль имени Федора Шаляпина...

— Да, конечно, я это знаю. Должно быть, вы очень гордитесь, что Шаляпин жил в Казани. Это замечательно, что вы помните Шаляпина и назвали его именем фестиваль. Это говорит, что ваш город прекрасен в своем культурном развитии.

— На фестивале всегда идет много итальянских опер, если вам предложат продирижировать «Аидой» или «Турандот», что вы ответите? Рудольф Нуриев у нас однажды дирижировал «Щелкунчиком»...

— Конечно, мне будет очень приятно, если мне представится такая возможность. Бывает так, что я и дирижирую, и пою на фестивалях. У вас дирижировал Нуриев? Здорово! Я был с ним знаком. Мы познакомились в Ковент-Гарден, он тогда танцевал с Марго Фонтейн.

— Кстати, вчера у нее был день рождения...

— Я так ее любил! В те времена в Ковент-Гарден опера и балет существовали вместе, у нас были одни гримерные. Выступал я, а на другой день работал Нуриев.

— Сейчас на Западе много спектаклей, поставленных в минималистическом ключе, это как альтернатива жанру «большой оперы». А вам что ближе?

— Я бы хотел отметить, что не нужно отходить от традиционных канонов, есть, конечно, и минимализм, но нужно придерживаться традиции. Это касается всего, в частности декораций. Иногда они бывают просто из бумаги. Некоторые директора или сценографы дают вам логическую подоплеку того, что они соорудили, но иногда хочется сказать: «Ну что же ты делаешь?!»

— У вас очень успешная карьера. Как вы ее сделали? В свое время, когда я брала интервью у Нуриева, на этот вопрос он ответил мне так: «Я мало спал и много работал». А вы?

— Мой успех? Даже не знаю... Надо спросить у окружающих, может быть, они знают? У меня та же страсть к пению, как и в начале карьеры. Я горжусь тем, чем занимаюсь. Но если я много работаю, я и сплю очень много.

«АРТИСТЫ ДЕЛАЮТ ОБЩЕСТВО СЧАСТЛИВЫМИ»

— Что для вас важнее — коммерческий успех или творческое удовлетворение?

— Конечно, творчество, вне всяких сомнений. Ради творческого удовлетворения я выступаю в 50 - 60 концертах в год, а ради коммерции пою в год 5 - 6 концертов.

— Сейчас, в связи с событиями на Украине, отношение на Западе к России неоднозначное. Это не помешает работать нашим певцам?

— Думаю, никак не повлияет. Артисты делают общество счастливыми. Может быть, всего на несколько часов или минут, но тем не менее. Люди приходят в театр и забывают обо всех проблемах, в том числе и политических. Но, к сожалению, мы не можем повлиять на политиков.

— На Западе вы считаетесь одним из лучших исполнителей партии Германа в «Пиковой даме». Как вам удалось постичь загадочную русскую душу?

— Я восхищаюсь музыкой Чайковского в сочетании с гением Пушкина — это великое произведение. Я пел в «Пиковой даме» и в «Евгении Онегине», но есть еще столько замечательных русских композиторов, чьи произведения мне хотелось бы исполнить. Я пел русские оперы, когда дирижировал Валерий Гергиев, и это был великий опыт для меня, он мне очень помог. В России просто кладезь всемирно известных композиторов: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Глинка, Стравинский...

— Не стоит забывать и о композиторах более позднего поколения — это Щедрин, Шостакович, Прокофьев...

— Безусловно! У вас их просто бессчетное количество. Я как-то сказал Гергиеву, что он очень счастливый человек, потому что он живет в стране, давшей миру замечательную русскую оперу. Весь мир, например, знает о существовании Мариинского театра.

— Хочу отметить, что вас кое-что связывает с Казанью: вашим партнером в «Пиковой даме» часто бывал Николай Путилин, который долго работал в казанской опере...

— Что вы говорите! Он замечательный певец, прекрасный Томский. «Три карты, три карты, три карты...»

Последнюю фразу Доминго пропел, на этом интервью завершилось, маэстро проследовал на репетицию.