Эдуард Фаттахов
Эдуард Фаттахов

«МЫ ГОДАМИ НЕ МОЖЕМ ИХ НАЙТИ»

Сегодня на встрече с журналистами начальник управления пенсионного фонда в Набережных Челнах Эдуард Фаттахов рассказал, как идет кампания по борьбе с неплательщиками страховых взносов среди челнинских ИП. Как выяснилось, из 2 млрд. рублей долга индивидуальных предпринимателей Татарстана четверть суммы формируют Челны. В то же время в рейтинге коэффициентов роста задолженности ИП отделение ПФР в автограде стоит на предпоследнем, 43 месте среди 44 отделений республики. Иначе говоря, показатель неплохой. Как объяснил Фаттахов, коэффициент — это отношение динамики роста к общему количеству самих ИП.

«У нас в Челнах просто предпринимателей больше, чем где бы то ни было — наверное, половина от всех ИП республики, отсюда и сумма долга, которая, конечно, велика», — подчеркнул Фаттахов. За год сумма невыплаченных страховых взносов со стороны ИП в Челнах выросла вдвое: если на 1 января 2013 года долг составлял 248 млн. рублей, то к началу текущего года он составил 505 млн. рублей. Впрочем, к настоящему времени долг снизился до 447 млн. рублей — Фаттахов объясняет снижение тем фактом, что многие предприниматели платят взносы не помесячно, а поквартально. Отметим также, что всего в Челнах на данный момент числится 5 тыс. предпринимателей-должников из 17 тыс. общего числа ИП, зарегистрированных в городе. Иными словами, долги имеет каждый третий ИП.

Главной же причиной постоянного роста долгов ИП начальник челнинского ПФР назвал 1,5 тыс. «потерянных» предпринимателей. «Мы просто годами не можем их найти — они ничего не платят, в налоговой не отчитываются и, скорее всего, просто забыли, что у них зарегистрировано ИП. Вероятнее всего, эти предприниматели уже давно и не ведут хозяйственную деятельность, но с регистрации они не снялись, и страховые взносы продолжают начисляться год от года». К настоящему времени, по словам Фаттахова, средний долг предпринимателя из числа этих 1,5 тыс. «мертвых душ» составляет 90 тыс. рублей. Таким образом, на их долю приходится порядка 130 млн. рублей или 30% общего долга по Челнам, однако именно они дают стабильную динамику роста.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПФР ИЩУТ ПРОПАЩИХ В СОЦСЕТЯХ

Проблема ПФР в том, что для поиска этих 1,5 тыс. человек нет системных решений. Сейчас в пенсионном отделении составляют их поименный список, чтобы выложить на сайте ведомства и надеяться, что бывшие (или скрытые) предприниматели обнаружат в нем свою фамилию, придут и снимутся с регистрации. Ведомство Фаттахова ищет пропавших и через соцсети, шлет письма на электронные адреса, стараясь не доводить дело до приставов. Определенный эффект такие меры дают — в прошлом году, к примеру, с регистрации были сняты 6,3 тыс. предпринимателей, которые уже не вели хозяйственной деятельности. На учет же были поставлены 2,4 тыс. новых ИП. В этом году с учета снялись уже почти 1,2 тыс. предпринимателей, новых регистраций было 900.

Стабильные же 1,5 тыс. «мертвых» ИП в пенсионном фонде записывают в ряды тех работников частных предприятий, которых в свое время зарегистрировали их работодатели. «Была такая практика — директора предприятий, чтобы не платить страховые взносы за сотрудников, оформляли их в качестве ИП, — прокомментировала ситуацию для «БИЗНЕС Online» замначальника управления ПФР в Челнах Алсу Купцова. — Люди со своих предприятий уволились, а с регистрации не снялись, и с тех пор их долги растут». По словам Купцовой, снять кого-либо с регистрации в одностороннем порядке невозможно — по закону предприниматель должен подать заявление в налоговую лично, если только он не умер или не прошел через процедуру банкротства. Единственная предусмотренная законом мера, которая помогла бы выявить «мертвые ИП» — это всеобщая перерегистрация. Подобная процедура проводилась в 2004 году, когда налоговая создавала единый госреестр ИП, и только так можно было бы избавиться от балласта.

Что интересно, пропавших предпринимателей нет и в базе работающих, ведь каждый, кто устраивается на работу, проявляется в картотеке персонифицированного учета ПФР. Купцова вполне допускает, что эти люди просто по-прежнему работают на сером рынке труда. На будущий год положение забывших о своем ИП может стать совсем плохим — дело в том, что по федеральному закону №212 на каждого предпринимателя, который не представит декларацию о доходах в 2014 году, страховые взносы с 1 января 2015 года будут начисляться в 8-кратном размере. Сумма 8 МРОТ, которому равен этот своеобразный штраф, сегодня равна 138,6 тыс. рублей.

КРУПНЕЙШИЙ ДОЛЖНИК СРЕДИ ПРЕДПРИЯТИЙ — ГПАД

По предприятиям в Челнах ситуация стабильная — роста долгов не наблюдается. На 1 января 2014 года их долг перед ПФР составлял 123 млн. рублей. По словам Фаттахова, недоплату в несколько миллионов долгом не считают, поскольку для некоторых предприятий, в первую очередь строительных, эта сумма не превышает даже ежемесячного платежа — он может составлять 5 - 10 млн. рублей. Если индивидуальный предприниматель отчисляет в пенсионный фонд в среднем по 1,5 тыс. рублей в месяц за одного работника, то предприятие, как отметил Фаттахов, за каждого платит около 6 тысяч.

Крупнейшим должником на сегодня остается МУП «Городское предприятие автомобильных дорог», в октябре прошлого года пережившее несостоявшуюся ликвидацию после забастовок из-за невыплаченных зарплат и смену директора. Долг ГПАД составляет 23,5 млн. рублей, но, по словам Фаттахова, ежемесячно ГПАД перечисляет в ПФР по 3 млн. рублей, и такими темпами чуть больше чем через полгода долг будет погашен. Второе место в антирейтинге ПФР занимает НОУ «Средняя общеобразовательная школа бизнеса и менеджмента», третье — ЗАО «ПАК-Инвест». С ними управление ПФР также поддерживает контакт и имеет взаимопонимание по расчетам.

Методы же борьбы с ИП-неплательщиками в Челнах те же, что и по всей республике. По словам Фаттахова, пенсионный фонд совместно с приставами уже сформировал базу по имуществу должников, выяснил остатки на их счетах, планируются рейды по рынкам и торговым центрам, а также засады на дорогах с использованием оборудования «Дорожный пристав».

«ЕСТЬ ТАКОЙ МЕТОД У ГОСМАШИНЫ — ВЫТАЩИТЬ СТАРОЕ ИП И СКАЗАТЬ: «ВОТ ОН ДОЛЖЕН»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что рост долгов ИП обусловлен не столько «мертвыми душами», сколько общеизвестным фактором — повышением самих страховых взносов.

Эдуард Ямченко — заместитель председателя гильдии малого и среднего предпринимательства города Набережные Челны, ИП:

— Малый бизнес не платит, если его «мыши» — госструктуры — пожирают, ставят на колени, забирают все. Ну и есть, конечно, проблема ИП, зарегистрированных много лет назад. Человек уже и не помнит, что он когда-то регистрировался, он никогда деятельность не вел. Тут законы давай меняться. И теперь их поднимают на свет божий. Есть такой метод у нашей государственной машины — вытащить ИП, зарегистрированные лет 20 назад, и сказать: «Вот он должен». С ним бы давно пора распрощаться, а ему берут и начисляют платежи и пени.

И еще. ИП, которые на едином вмененном налоге, отвечают перед государством всем своим имуществом: машиной, квартирой и так далее. А вот ООО, которые ворочают относительно большими деньгами, у них у большинства 10 тысяч рублей уставный капитал. Им можно и не платить, они будут отвечать только своим уставным капиталом — больше ничего не заберут. Это тоже может быть одной из причин роста долга.

Юрий Шеин — генеральный директор ООО «Междуречье», депутат горсовета Набережных Челнов:

— Главная причина, конечно, в том, что постоянно повышаются платежи в разные госструктуры. Отчисления становятся непосильным бременем для бизнеса. И предприниматели начинают искать пути их избежать. Это, однозначно, вопрос не города, а федерального значения. Это беда всей России. И решать ее нужно на федеральном уровне — обращаться со статистикой, с конкретными данными, чтобы был проведен тщательный анализ ситуации. И, исходя из него, надо принимать уже решения. Уровни платежей нужно устанавливать реальные, посильные, а не с потолка их брать. Тогда люди будут платить, а не копить долги.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Это общая проблема. Когда страховые взносы подняли очень резко, неплатежи стали настоящей бедой для страны. Если бы ставки увеличивались постепенно, может, такой серьезной проблемой это бы не стало. А сейчас все зашло настолько далеко, что разрешить ситуацию простым снижением отчислений уже не получится. Потому что многие уже ушли «в тень», по некоторым данным, около 50 процентов предпринимателей работают по-серому. Налоговое бремя все-таки достаточно большое, особенно для тех, кто работает на производстве.

Надо подходить к этому вопросу комплексно. И не только по отчислениям, а вообще по условиям ведения бизнеса в стране. Надо, чтобы кредиты были доступные для предпринимателей, есть проблемы с подготовкой кадров, с наличием рабочих специальностей... Очень много вопросов, и проблема с неплатежами — это лишь верхушка айсберга. И если мы не решим ситуацию комплексно, всплывут и другие негативные моменты, просроченные кредиты, например.