ПОЧЕМУ САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ТАТАРСКИЙ СУВЕНИР — МАГНИТИК КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Продажа сувенирной продукции — неотъемлемая часть туристической отрасли. Однако несмотря на то что и той и другой сегодня уделяют повышенное внимание, проблем в этом направлении немало. И самых острых. Например, корреспондент «БИЗНЕС Online» вчера стала свидетелем того, как беседа за отраслевым круглым столом превратилась в «битву» между представителями туристического бизнеса, а также узнала, должен ли ремесленник превращаться в торговца и актера и почему экскурсоводы стали негативным фактором в деле продажи сувениров.

ПОЧЕМУ ЭКСКУРСОВОД РЕШАЕТ, ГДЕ ТУРИСТ ПРИОБРЕТЕТ СУВЕНИР

Сегодня — второй день работы форума «Весенняя неделя предпринимательства РТ», который открылся накануне в ТПП РТ. Мероприятие посвящено Дню предпринимательства (26 мая), и 7 дней на двух площадках ТПП будут идти семинары и круглые столы как для давно действующего, так и для начинающего бизнеса.

Накануне прошел круглый стол «Народные художественные промыслы РТ и развитие туризма РТ: проблемы и пути реализации». Обсуждали то, как производство национальных сувениров связано с туристической отраслью Татарстана. На мероприятие пригласили директора ассоциации ремесленников РТ Дамира Гибадуллина, директора информационно-туристического центра Казани Наталью Абрамович, руководителя туристической фирмы «Фриал» Фариду Шамгунову, а также представителей магазина национальных сувениров «Кот кремлевский» Маргариту Евдокимову и Наталию Харченко. Вел беседу председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП Артур Мустаев.

Еще до начала круглого стола представительницы магазина сувениров стали делиться с Мустаевым наболевшим. Например, они рассказали о том, что, несмотря на достаточно хороший поток потенциальных покупателей в магазине, туристы не покупают сувениры. Почему? «Потому что экскурсоводы, заходя в наш магазин, сразу говорят: «Здесь вы можете посмотреть, оценить, но покупать нужно в другом месте, я вам скажу, где дешевле», — рассказала Евдокимова. — И ведут их в другие места. То есть можно говорить о том, что за каждым экскурсоводом есть какая-то определенная закрепленная за ним точка». Дальше — больше. Уже во время круглого стола выяснилось, что некоторые экскурсоводы, не стесняясь мастеров-ремесленников, уводят туристов к палаткам, где аналогичные товары продаются в два-три раза дороже. «Получается, в нашем бизнесе все решает «погонщик», — констатировала Харченко. — Мы уже обращались к гильдии экскурсоводов, но результата нет». Она подчеркнула, что в большинстве сувенирных магазинов на улице Баумана преобладает сомнительная продукция китайского производства, а истинного народного продукта почти не найти. Однако это не смущает покупателей, которым «затуманивают» головы экскурсоводы. Решение проблемы нашлось неожиданно быстро. Абрамович предложила фотографировать нечистоплотных экскурсоводов, фиксируя каждый отдельный случай, а затем передавать информацию ей. «Если этот экскурсовод — член гильдии, будем выносить на всеобщее обсуждение», — поставила точку в теме директор информационно-туристического центра.

РЕМЕСЛЕННИКИ, А НЕ КЛОУНЫ

Затем перешли к вопросу расширения площадок, где можно было бы торговать национальной продукцией. Однако, по словам той же Абрамович, сегодня площадок достаточно, расширения не нужно.

Мустаев предложил для увеличения привлекательности бизнеса и повышения продаж внести в работу с туристами элемент игры, интерактивности, то есть устраивать мастер-классы, переодеваться в национальные костюмы. Здесь мнения разделились. Инициативу Мустаева поддержал Гибадуллин, предложив перенять опыт свияжского конного двора. «Но они же ремесленники, а не клоуны и не торговцы, — возразила Евдокимова. — И вообще, заниматься ремеслом и продажей должен один и тот же человек?» Как оказалось, достойного ответа на этот вопрос никто дать не может. Более того, по словам Харченко, многие ремесленники не понимают даже элементарных принципов торговли.

Обсудили и то, сколько должен стоить среднестатистический сувенир, который бы мог приобрести каждый гость Казани. По предложению Гибадуллина, стоимость такого сувенира не должна превышать 250 рублей. Это вызвало шквал негодования у представительниц сувенирного магазина, ведь некоторые товары пересекают отметку в 1 - 2 тыс. рублей. Правда, самый популярный сувенир, по словам Абрамович, — как раз тот самый пресловутый магнитик китайского производства за символические 150 - 200 рублей.

ЧТО НОСИТЬ ЭКСКУРСОВОДУ?

Казалось бы, Универсиада должна была поставить работу ремесленников и торговлю сувенирами на качественно новый уровень, но вряд ли это произошло. Как выяснилось на круглом столе, у некоторых нет понимания стилистики национальных сувениров, многие работают без визиток, неуместно размещают религиозную символику и так далее.

Камень был брошен и в огород экскурсоводов. Свежим впечатлением поделилась Шамгунова: она стала свидетельницей того, как одну из экскурсий по Казанскому кремлю проводила женщина в хиджабе. «У меня прямо руки тряслись от непонимания, — волновалась директор турфирмы «Фриал». — Как же так? Мы татарская республика, а она в хиджабе?! Это же экскурсовод! Неужели она не понимает, что татарский костюм в корне отличается от мусульманской одежды? Да, в этом вопросе есть определенная путаница, но давайте тогда будем вводить дресс-код. А для завлечения туристов я предлагаю раздавать тюбетейки для мужчин и калфак для женщин. По-моему, хорошая идея».

big_DSC_8584.jpg
Наталья Абрамович

Абрамович попеняла на плохое продвижение туристических маршрутов, где можно было приобрести сувениры. Она рассказала, что из-за слабой информационной поддержки нет четкого понимания так называемых торговых маршрутов. «Можно же ряд организаций как общественного питания, так и транспорта привлечь к этому продвижению, — предложила директор информационно-туристического центра Казани. — Почему бы не распечатать какие-то листовки и не раздать их туристам?»

Под занавес круглого стола прозвучало предложение создать экспертный совет, который бы контролировал качество продукции национального характера, иначе туристы будут уезжать из Казани с ложным представлением о культуре Татарстана.