ГИДЫ МЕДИЕВАЛЬНЫЕ

Национальный музей и Казанский кремль превратились в один большой парк развлечений. Гигантских очередей и огромных толп возле входа в Нацмузей не наблюдалось, однако в фойе здания протиснуться было довольно сложно, люди, по-видимому, пришедшие сюда первый раз, пытались понять в каком направлении им идти дальше. На их счастье гостей встречали, облачившись в средневековые костюмы, работники музея, которые приглашали всех на экскурсии и помогали сориентироваться заблудившимся. Дамы были облачены в красивые пышные платья, а на мужчинах красовались черные фраки.

Как сообщила «БИЗНЕС Online» заведующая пресс-службой Национального музея РТ Руфия Мухутдинова, основной наплыв посетителей начался после обеда. «Люди начали прибывать толпами. В прошлом году в Ночь музеев Нацмузей Татарстана посетили 25 тысяч человек, тогда как в среднем в день его посещают 300 - 400 человек. Мы надеемся, что в этом году людей будет еще больше».

Что касается особенностей нынешней Ночи, то в этот вечер, к примеру, проходила игра-квест «Время назад», которая дала возможность всем ее участникам попасть внутрь одной из башен Казанского кремля, закрытой в обычное время, и прикоснуться к камням, приносящим удачу. Ярко прошло и шоу бразильских карнавальных барабанов с невероятными акробатическими трюками капоэйристов. Мастера бразильского национального боевого искусства, которое сочетает в себе элементы танца, акробатики и игры, невероятно легко исполняли все движения. «Ну, правда, здорово, Маш?!» — заметил высокий молодой человек с внушительной татуировкой из символов инь и янь на руке. «А я думала, что твоя «капуера» — это когда ты круто пританцовываешь и можешь навалять кому-нибудь», — заявила стоявшая рядом не менее высокая рыжеволосая девушка. Парень на это лишь рассмеялся.Эпатаж в Ночь музеев — дело привычное, что и говорить. Так что среди публики, бродившей на территории Казанского кремля можно было увидеть персонажей аниме, игры Mortal Combat, инопланетян и даже героев комиксов. Кстати, талисман «Универсиады», с которым охотно фотографировались детишки, тоже вполне гармонировал с остальными героями.

Нацмузей_-(5).jpg

ОБНЯТЬ МУЗЕЙ И ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ

Традиционно возле мечети «Кул Шариф» слух публики услаждали местные рок-группы. Для всех пришедших играли порядка 11 команд, разбавляя собственный материал рок-хитами. Тем не менее начавшийся в девятом часу дождь разогнал неподготовленную публику под козырьки, арки и другие близлежащие крыши. Кто-то нашел и вовсе быстрый способ избежать промокания, надев на голову пакет. Так или иначе, дождь стих, и возле сцены вновь образовалась толпа. Кстати, несмотря на испортившуюся погоду, велосипедисты устроили небольшое представление и создали надпись V&A в знак приближающегося открытия выставки Jameel Prize 3 из музея Виктории и Альберта. На их фоне аналогичная надпись из макулатуры выглядела несколько заброшенной...

Кремль-(5).jpg

В 9 вечера на площади 1 Мая начался флеш-моб. Он заключался в том, что все желающие должны были взять шарики, взяться за руки, тем самым образовав круг вокруг Национального музея Татарстана. Далее, по правилам, после пушечных залпов люди должны были выпустить воздушные шарики, прижаться к музею и загадать желание. Не смотря на небольшую, но все же странность задания, акцию удалось сделать быстро и четко. Возможно, тому поспособствовал тот факт, что каждый, кто принимал в этом участие, мог бесплатно посетить музей, о чем было заявлено со сцены.

Кремль.jpg
3.jpg

К концу вечера обошедшие все, что можно и нельзя, казанцы спешили подкрепить духовную пищу материальной и в завершение вечера устремлялись в близлежащие кафе. Нельзя не заметить, что для большинства из них, судя по разговорам, Ночь музеев была чем-то вроде Дня города — с прогулкой по достопримечательностям и необязательными развлечениями. На это влиял и тот факт, что различные мероприятия музеев не соединялись в единое действо, а потому после каждого события зрителям приходилось искать другое. Или попросту скучать. До красочного карнавала тут, конечно, далеко.

ИЗО: ПСИХОДЕЛИЯ ТУДЕЙ

Музей изобразительных искусств самое интересное собрал в Галерее современного искусства.

На первом этаже в кромешной темноте можно было изучить картины и инсталляции, более всего подходящие для чиллаутов и музыки в стиле транс и лаундж — яркие цвета, аллюзии на трансцендентность, буддизм и прочие восточные темы, как будто Константин Васильев уехал на Гоа.. В одном углу раздавалась электронная музыка, в другом — участники били в барабаны и дудели в диджериду, пока художники занимались бодиартом. Все вместе это называлось проектом BlackRoom. Здесь же, уже на свету, размещались картины молодых художников, работающих в жанре стрит-арта — они создают картины, которые легко можно было представить как в каталогах поп-арта прошлого, так и на уличных стенах.

ГМ��-(3).jpg
Дом-науки-и-творчества-(5).jpg

На втором этаже гремело множество групп с соответствующей общему настроению музыкой — реггей, психоделика, импровизация и так далее.

Как объяснили организаторы из арт-формации «Планетарная сеть искусств 0525», осенью они планировали провести здесь фестиваль. Но незадолго до Ночи к ним обратились из музея с просьбой помочь и в этом мероприятии, оплатив расходы: «С творческими людьми у нас проблем никогда не было, мы знаем многих. Потому сама подготовка заняла в галерее три дня». Отличавшаяся от прочих смотрительниц бодрым нравом бабушка вскоре сообщила, что сидеть им тут придется до половины второго. «Но нам так каждый раз говорят. А в итоге все задерживается, и мы тут остаемся часов до четырех. Ну и ладно, раз в год можно».

АХ, ЧТО ЗА ЛУНА!

Центр современного искусства «Смена», также, как и госмузеи, объявил платный вход. Зато приурочил к 17 мая несколько отличных событий.

Во-первых, в «Смену» приехал художник Леонид Тишков. Прекрасный иллюстратор рассказывал, как у него появилась идея снимать огромную светящуюся луну-инсталляцию в разных ландшафтах — результатом стала выставка «Частная луна». Удивительно, как довольно расхожий элемент декора смог превратиться в лирического, живого героя, который побывал во многих точках мира, а к нам приехал и вовсе из Новой Зеландии. Правду говорят, что порой достаточно элегатного штриха, чтобы работа стала гениальной. К слову, также просто Тишков провел мастер-класс на тему «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта», сказав буквально следующее: «Если вы хотите стать гениальным художником, вы им станете. Если нет, то нет». После чего посетители смогли подписать его издания. Воодушевившись отзывом одной из читательниц о книге «Мальчик и луна», Тишков сообщил, что скоро появится ее версия на японском языке.

Смена-(8).jpg
Смена-(24).jpg

И тут же, вслед за ним, заиграли электронщики. Следует заметить, что в отличие от замшелой рок-музыки, которую в Нацмузее и Кремле, кажется, набирают по-принципу «кто захочет», в «Смене» саундтрек соответствовал тому, что можно представить в виде звукового сопровождения для выставок: аскетичная, но выверенная цифровая музыка от казанских проектов PTU, Ewan Limb и Holographic Internet.

Смена-(20).jpg

В «Смене» не забыли о пище материальной: гостей потчевали кишем (открытым пирогом с основой из песочного теста) и компотами. Уже в 7 вечера по залам бродило множество намеренно модной молодежи. На втором этаже они смогли увидеть выставку Ильгизара Хасанова «Навигация», в которой прямолинейные, но эффектные картины сопровождались текстовыми сообщениями, то ли мифами, то ли афоризмами, то ли их подобиями. Типа «Возможно, морякам просто позарез необходима любовь сухопутных женщин. Для этого они должны иногда выходить на сушу».

Смена-(13).jpg

Авторскому проекту противостоял проект массовый. «Фотозахват» — фотографии, сделанные посетителями в Казани, в которых они пытались зафиксировать новую красоту столицы. Некоторые снимки можно было унести с собой, попытаться угадать, что за места на них отображены.

ПРОСТОЕ НАУЧНОЕ ЧУДО

Наконец, самая занимательная ночь прошла в Доме занимательной науки и техники. Открывшийся менее года назад в ДК Меховщиков, он в принципе выстроен по довольно распространенной схеме музея, в котором наука — это собрание различных фокусов.

Однако возможность самому оценить силу инерции или подивиться оптическому обману, сыграть на духовом органе, влезть в кабину самолета привлекла большое количество зрителей. К тому же вход был бесплатным. Каждый час гостей зазывали то на «Сумрачную экскурсию», то на шоу-программу «Тайные агенты. Миссия выполнима» — в последней, к примеру, можно было поговорить через стаканчики на веревочке или посмотреть как нагревается и увеличивается воздушный шар в микроволновке. Кроме того, можно было поучаствовать в эксперименте из специального «меню», скажем, собрать коктейль из жидкостей разных цветов. Очевидно, что подобного интерактива не хватало в других местах. Ведь одно дело — превратить в подобие музейных экспонатов музыкантов или аниматоров, и совсем другое — действительно, как и было заявлено в концепциях, сделать музей местом коммуникации. Пора бы начать креативить на полную катушку. Потому что дополнительных средств для Ночи, похоже, власти выдавать не собираются. Но экономить на идеях следовало бы запретить.