В КАЗАНИ СТАРТОВАЛ НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА МИКРОРАЙОНА ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ

Проект «Салават Купере», анонсированный еще в 2011 году, вышел на стартовую позицию. В феврале текущего года прошли последние общественные слушания, сегодня утвержден проект планировки микрорайона и одобрен эскиз застройки. «Салават Купере» претендует на «звание» особенного района. Как проектировщикам удалось соединить два понятия — «доступное жилье» и «комфортная среда», в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала начальник архитектурно-проектировочной мастерской №5 ГУП «Татинвестгражданпроект» Ирина Романова.

DSCF4296.jpg
Ирина Романова

ОДОБРЕНИЕ ПОЛУЧИЛ ЭСКИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ДОМОВ

– Ирина Юрьевна, проект «Салават Купере» был анонсирован еще в 2011 году. Что изменилось с того времени в планировочных решениях проекта?

– Основное требование к организации жилой среды — обеспечение комфортности проживания. А это не только комфортная квартира, но и полный набор услуг социальной сферы, а также парковки, места для отдыха, удобная связь с городским транспортом.

Работа по проекту планировки жилого района «Салават Купере» началась в 2011 году по заказу НО «Государственный жилищный фонд при президенте РТ». Причем проект необходимо было разработать в кратчайшие сроки, так как «Салават Купере» рассматривался как площадка первоочередного жилищного строительства.

Разработали планировочную структуру, дали предложения по комплексному освоению территории. Проект прошел градостроительный совет. Причем, хочу отметить, работа проведена очень большая, ведь эта территория подвержена карстовым процессам, и тогда уже было понятно, что не везде можно размещать объекты капитального строительства. Кроме того, возникли проблемы с транспортным и инженерно-техническим обеспечением территории. На сегодня работа в стадии завершения — проект планировки утвержден, эскиз застройки одобрен.

Отмечу, что мы выполнили несколько вариантов, и не только планировочного решения, но и характера застройки этой территории, схемы улично-дорожной сети. Прорабатывалась концепция по воссозданию на территории жилого района среды исторических кварталов Казани. Но одобрение получил эскиз с применением современных индустриальных домов.

– Почему? Ведь, насколько известно, воспроизведение исторического квартала в новом микрорайоне одобрялось на самом верху?

444.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

– «Салават Купере» изначально планировался как жилой район для строительства социального массового жилья. И этот проект должен быть доступным по стоимости одного квадратного метра жилья для потребителя. А, как показывает практика, проекты воссоздания исторической среды весьма дороги и рассчитаны на достаточно обеспеченный круг покупателей.

Другая причина, думаю, заключается в показателе «выхода жилья» — есть такой профессиональный термин. Это когда проект оценивается по количеству квадратных метров жилья, которые можно построить на данной территории. Если говорить о типе исторической застройки, то в этом случае речь может идти о малоэтажных или среднеэтажных жилых домах не выше пяти этажей, что ограничивает инвестиционные возможности территории.

333.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

1,5 МЛН. КВ. М ЖИЛЬЯ НА 50 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ

– Что сегодня представляет из себя проект «Салават Купере»?

– Это современный жилой район. Будет простроено более 1,5 миллионов квадратных метров жилья в 18-этажных многоквартирных домах башенного и секционного типа, рассчитанных на проживание 50 тысяч человек. Количество детских дошкольных учреждений, школ рассчитывалось по демографическим показателям Казани. Если говорить о поликлиниках, то в микрорайоне предусмотрены как отдельно стоящие крупные поликлиники более чем на 800 посещений в смену, так и встроенные в дома. Естественно, проект предусматривает всю социальную инфраструктуру: отдельностоящие культурно-досуговые и торговые центры и кинотеатры, фитнес-центр с бассейном, станцию скорой медицинской помощи, пожарное депо, а также множество встроенных объектов обслуживания: банков, магазинов, детских молочных кухонь, аптек, кафе.

– Актуальный для жителей любой новостройки вопрос: предусмотрено ли достаточно мест под парковки?

– Проблема — куда поставить автомобиль — для многих казанцев стоит очень остро. В связи с этим требования по обеспечению парковочными местами жителей Казани должны соблюдаться неукоснительно. И проект «Салават Купере» не исключение.

222.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Особенно сложно добиваться соответствия нормативным показателям при разработке проектов доступного жилья. В жилых комплексах повышенной комфортности застройщик предусматривает необходимую инфраструктуру, которая и делает жизнь людей в таких домах комфортной (но и стоимость жилья при этом намного выше, чем в соципотечных домах). При разработке проекта «Салават Купере» ставилась задача обеспечения доступного жилья, но с соблюдением всех требований комфортности проживания, в том числе и по обеспечению парковочными местами. Особенностью проекта можно назвать организацию мест хранения личного автотранспорта в непосредственной близости от места проживания. Поэтому в каждой жилой группе предусмотрено строительство многоуровневого паркинга на 300 машино-мест. В «Салават Купере» предполагается 21 такой паркинг. Недостающие парковки будут распределены по территории прилегающих к жилому району коммунальных зон. Они находятся на расстоянии пешеходной доступности — не более 800 метров от жилой застройки. Общая вместимость парковок — 24 тысячи машино-мест. Предусмотрены гостевые стоянки.

ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ

– Как будет осуществляться транспортная связь с «большой землей», ведь Горьковское шоссе, соединяющее «Салават Купере» и Казань, и так сильно загружено? Не получится ли транспортного коллапса, когда в поток вольются еще несколько десятков тысяч машин новоселов?

– Вопрос по обеспечению транспортной доступности этого жилого района прорабатывался очень серьезно. Действительно, по поводу увязки жилого района с улично-дорожной сетью Казани критика звучала: Горьковское шоссе выходит на улицу Восстания, которая и сейчас имеет максимальную загрузку в часы пик. А в ближайшем будущем, с освоением нового жилого района, в этот поток вольется огромное количество автомашин, что приблизит ситуацию на направлении Горьковское шоссе — Восстания к коллапсу.

111.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Институтом «Татдорпроект» даны предложения по улучшению транспортного обслуживания «Салават Купере». Разработаны варианты по транспортному узлу на пересечении улиц Залесной и Осиновской, а также варианты трассировки автодороги, проходящей параллельно Горьковскому шоссе до улицы Тэцевской.

В проекте планировки на первую очередь строительства принят вариант решения транспортного узла, представляющий собой перекресток с организацией движения в прямом направлении по улице Залесной и правых поворотов во всех направлениях. Предлагается отказаться от левого поворота и проезда перекрестка в прямом направлении со стороны улиц Осиновской и Ильича. А альтернативой левого поворота и прямого движения будет служить транспортная развязка на пересечении автодороги М7 «Волга» и улицы Залесной, а также перекресток со светофорным регулированием на слиянии улицы Залесной с Горьковским шоссе.

Трасса автодороги от Осиновской до Тэцевской на первую очередь строительства «Салават Купере» пройдет по существующей дороге с учетом ее реконструкции. На вторую очередь освоения района предусмотрено строительство новой автодороги, трасса которой пойдет вдоль границы лесопарковой зоны с выходом на улицу Тэцевскую. По сути, это дорога-дублер, задача которой — обеспечить перевозку людей на общественном транспорте до проектируемого транспортно-пересадочного узла Казань-2.

– На общественных слушаниях обсуждался и вопрос ливневок. Но о том, как они будут устроены, тогда так ничего и не сказали. Решен ли этот вопрос сегодня?

– Это единственный вопрос, связанный с инженерным обеспечением «Салават Купере», который еще прорабатывается.

555.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС ЖИЛОГО РАЙОНА

– Давайте рассмотрим «Салават Купере» с точки зрения его будущих жителей: чем он может быть притягателен для людей?

– Притягательными факторами, думаю, будут доступность с точки зрения цены (проект задумывался как доступное жилье) и комфортность — наличие в жилом районе полного комплекса услуг.

Но есть еще один очень важный плюс, которого лишены жители мегаполисов. И этот плюс создан самой природой — территория подвержена карстовым процессам, что ограничивает застройку территории. Любой проектировщик подтвердит, что обычно заказчик ставит задачу максимально застроить территорию, оставив минимальную зеленую зону. А здесь мы получаем великолепную возможность обеспечить процент озеленения территории путем организации скверов, бульваров, парков на неблагоприятных для капитального строительства территориях. Объединяясь с зоной отдыха вокруг озера Светлого, они образуют зеленый каркас жилого района «Салават Купере».

– Так когда же стартует проект?

– А он уже стартовал! Уже разрабатывается рабочая документация по инженерной и дорожной инфраструктуре. Выбраны трассы по подводу внешних инженерных коммуникаций, а также варианты подключений к внешним сетям.