Сегодня в Казани открылся второй Всемирный форум татарских женщин, организованный исполкомом Всемирного конгресса татар и общественной организацией «Ак калфак». 450 делегаток из 62 регионов РФ и 31 страны обсудили, как воспитывать детей, сохранить язык и веру. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин посоветовал некоторым доучить татарский, а также попросил помолиться за дождливое лето, а писательница Фаузия Байрамова порекомендовала европейским гостям срочно идти в политику. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в том, что если кто нам и поможет, то это женщины.
ДАЛЕЕ — КАЖДЫЙ ГОД
Первый форум прошел 6 лет назад и собрал около 200 - 250 делегаток. Сейчас же планируется сделать форум ежегодным, создать общественный совет.
Вчера делегаты посещали татарские школ и гимназии, Кремль и смотрели спектакль в театре им. Камала «Улеп яратты» по пьесе Ркаиля Зайдуллы.
Пленарное заседание форума началось сегодня в театре им. Камала, а продолжилось в академии наук РТ. В фойе театра мелькали калфаки всех размеров, хотя можно было увидеть и юбки, и декольте. Однако значительная часть склонялась к скромным нарядам, все-таки это было собрание, скорее, матерей и бабушек, а не молодежи.
Перед этим гости могли осмотреть выставку товаров народных промыслов: продавали косметику, украшения, обувь, сувенирную продукцию. Фарид Мухаметшин, кажется, подошел к каждой участнице. Порой случались казусы. Выяснилось, к примеру, что женщина, продающая шамаили, не знает татарского языка.
— Откуда вы? Из Подольска? — спросил Мухаметшин. — И не знаете, что здесь написано?
Зато он явно с восторгом оценил платья дизайнера Альмиры Бурхановой. А доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Рада Салахова даже устроила специально для него импровизированное дефиле с работами из своей творческой лаборатории.
— Это же длинное платье, неудобно носить, — дивился глава парламента. — А ты это и на улицу надеваешь? — допытывался он у одной из модели.
Но потом заявил, что он все-таки не Владимир Путин, опаздывать не может, и попросил быстрее начинать заседение.
В своей речи Мухаметшин, опять же, пожурил некоторых татарских активисток за то, что они не знают родной язык в полной мере. И потом несколько раз, рассказывая о достижениях республики в экономике и спорте, переходил на русский. Пожаловался на многолетний неурожай и попросил на вечернем намазе помолиться о дождливом лете.
— Татарские женщины очень терпеливы, очень, — сказал он под аплодисменты зала. — Для мужчин, для всех народов, для многонационального Татарстана они служат примером во многих областях. За эту вашу работу еще раз спасибо.
«МАМА ГОВОРИТ: ЛЮБИ ТАТАР, ПАПА: РУССКИХ ЛЮБИ»
Организация татарских женщин «Ак калфак» появилась в 1990 году, тогда ее возглавляла журналист, тогда главный редактор журнала «Сююмбике» Роза Туфитуллова. Организация занимается проблемами национальной идентичности. У «Ак калфака» сейчас отделения в 43 районах и 6 городах Татарстана, 56 регионах России и 8 зарубежных странах. Сейчас ее возглавляет Кадрия Идрисова.
Она в своем докладе коснулась таких проблем, как смешанные браки: «Татарские мужчины не ценят наших девушек. И они выходят замуж за других. И я могу представить вам мысли результатов их любви, их детей». И Идрисова зачитала стихотворение с конференции имени Туфана Миннуллина пятиклассницы Алисы Федоровой: «Моя мама татарка, мой папа — русский. Мама говорит: люби татар, папа: русских люби. Сижу, смотрю в недоумении на полумесяц и распятье. Уходят, теребят по голове, а выбрать невозможно». «И это наша основная трагедия», — резюмировала Идрисова.
Также она осудила такие явления, как гражданский брак, кесарево сечение, ранний отказ от грудного вскармливания, и вспомнила некоторые обычаи. Скажем, как раньше взвешивали первые детские волосы: каждый грамм отмеривали стоимостью грамма серебра и отдавали сумму нуждающимся.
«ЧУЖАЯ СТРАНА ВСЕГДА БУДЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЙ»
На форум приехали татарки из Финляндии, Турции, Австралии. Большая делегация прибыла из Крыма. Жаль, в стремлении интегрироваться с крымско-татарскими друзьями несколько мешает языковой барьер. Крымчане говорят на своем родном, многое непонятно, перевода никто не требует, в результате выезд превращается в формальность.
Зато по ним можно было увидеть, как отличаются татарки из разных регионов. К примеру, стамбульский делегат Гультан Ураллы выглядела абсолютно безмятежно на фоне напряженных казанок. Впрочем, говорила она эмоционально. Участница ансамбля «Тюмата» Ураллы в ходе доклада успела даже спеть. А вспоминая слова отца с просьбой помогать приезжим студентам, внезапно всплакнула: «Гультан, он мне сказал, я прожил на чужбине, я знаю, что такое бедность. А они прибыли в Турцию, отделились от родителей, родины, покажи им путь. Пусть всегда помнят о семье, об обычаях. Потому что чужая страна всегда будет привлекательней».
После ее выступления из зала попросили почтить минутой молчания погибших на угольной шахте в западной части Турции, где произошел взрыв, в результате из жизни ушли по меньшей мере 200 человек.
«ПОЧЕМУ В ЕВРОПАРЛАМЕНТАХ НЕТ ТАТАРСКИХ ЖЕНЩИН?»
Заседание отличала достаточно мирная атмосфера. Хотя порой татарские женщины и задавали неудобные вопросы. К примеру: почему в Казани есть улица Саид-Галеева, но нет улиц, названных именами известных татарских женщин?
При этом выход писательницы и общественного деятеля Фаузии Байрамовой зал встретил громкими аплодисментами.
«Что такое женщина? — сказала Байрамова. — Женщина — это сама нация. Какова женщина, такова и нация. Мужчины — это разум нации, женщина — его душа. Мужчина строит жизнь, а женщина вдыхает в него душу».
«Я езжу по всему миру, от Казани до Сахалина, и вот что скажу, — поделилась наблюдениями писательница. — За Уралом 80 - 90 процентов браков смешанные. Они не знают татарского, не молятся, могут и в другую веру перейти. Им уже ничего не поможет. Там нации нет. Там есть только отдельные татары». Поэтому Байрамова предложила сконцентрировать свои силы на Поволжье и представила четыре направления, по которым следовало бы работать делегатам: «А то 20 лет пляшем, танцуем... Для начала это, конечно, хорошо. Но дальше мы мир так не сохраним». По версии Фаузии ханум, нужно развивать социальное направление, занимаясь проблемами обездоленных татар. Двигать науку — изучать историю сел, переформировать музеи, чтобы в них была представлена история татар. Третье — религия: «Езжайте в Кукмор, Пестрецы. Мужчин сажают, а вас пока еще нет».
Четвертое — политика. «Из своего опыта говорю — в России ею заниматься не стоит. Потому что если ты не поддакиваешь власти, то смысла в этом нет. Я никого не обвиняю, это факт. Однако я обращусь к делегатам из Европы, СНГ — идите в политику. Почему в Европарламентах нет татарских женщин из Прибалтики, где наши правозащитники?»
Впрочем, сам факт, что перед очередными выборами идея женского форума была реанимирована и поставлена на поток, заставляет задуматься, что власти явно решили сделать больший упор на вторую половину татарского народа. А потому, если не в политике, в общественной деятельности стоит ожидать новой активности татарских женщин.
«ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬ НИШУ В ОБЩЕСТВЕ И НЕ ПЫТАТЬСЯ ЗАНЯТЬ ЧУЖУЮ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили реальную роль татарской женщины.
Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета:
— Что касается традиционного татарского общества, то роль женщины там совсем другая, нежели в некоторых мусульманских странах. Уже до революции татарских женщин обучали, были женские медресе, татарские женские гимназии. Это очень важно, потому что в классической мусульманской семье роль женщины очень значима. Именно она занимается бытом, воспитывает детей и формирует определенное мнение в семье. Поэтому она должна быть образована. А в некоторых мусульманских странах до сих пор считается, что чем необразованнее женщина, тем для семьи лучше. Дескать, она будет более послушной. Это совершенно порочный и немусульманский подход. Как необразованная, забитая может воспитывать детей? У татар было совершенно полноценное мусульманское понимание роли женщины.
И сегодня ее роль возрастает. При мечетях на данный момент работает около 3 тысяч воскресных курсов. И там в основном обучаются женщины. Конечно, многие представительницы прекрасного пола стремятся занимать высокое место в социуме. Но надо правильно определить понятие равноправия. В Европе равноправием считается, когда все люди равны в обществе. А если смотреть с точки зрения ислама, то там равноправие распределяется в той мере, где каждый человек может себя реализовать. Женщина не может реализоваться, как мужчина, зато больше может проявить себя в семье. Поэтому в традиционном мусульманском обществе она должна посвятить себя семейному быту. Некоторые трактуют это как дискриминацию женщин, но это не так.
Поскольку мы живем в постсоветском государстве, многие традиции смешались. Я не сторонник того, чтобы женщина только сидела дома и воспитывала детей. Но приоритеты нужно расставить довольно четко. Если она хорошо реализовывает себя в бизнесе или политике, но не хватает времени на семью, кому это надо? Наши дети должны быть нормальными, полноценными и высоконравственными. Это главная роль женщины. А тут нанимают нянь, которые неизвестно как обращаются с детьми, и душа спокойна... Мне кажется, такого быть не должно.
Рустам Батыр — публицист и религиозный деятель:
— Среди татар роль женщин всегда была высока. У нас даже был уникальный институт абыстай, мусульманского духовенства, которое на дому проводило занятия, занималось образованием. Также у нас была первая женщина-казый. Сегодня значимость женщины в обществе растет. На ее плечах — не только воспитание и поддержание домашнего уюта. Наши женщины делают много того, в чем нуждаемся все мы. Она и мать, и жена, и активный участник всех политических и экономических процессов.
Бернард Льюис в книге «Ислам: что пошло не так?» изучал причины отставания мусульманского мира. Одна из причин — женщины не участвуют в формированиии ВВП, сидят дома, занимаются домашним хозяйством. Это другая картина.
Фарид Салман — российский мусульманский деятель, ученый-теолог:
— Что касается татарок, им необходимо вернуться к истокам, к эпохе конца 20-х годов XX века. Женщины не сразу перестроились после большевистского переворота, это началось в эпоху индустриализации, колхозов. Это был и великий плюс, а с другой — страшный коммунистический феминизм, который привел женщину к тому, что мы имеем сейчас. Часть наших женщин укрыты хиджабами, носят мусульманскую одежду. А другие демонстрируют все, что запрещено Всевышним. У нас государство светское, но и тут должны быть нормы. Вернуться надо, конечно, с учетом веяний настящего. А то будет так же, как с теми, кто хочет вернуться к «чистоте» ислама.
Другая история — с женщинами-мусульманками в России. Женщина — это будущая или настоящая мать, бабушка, жена, супруга, это шея мужа, на которой покоится голова. Роль женщины должна возрастать. И хотелось бы видеть в мусульманках авангард, который помогал бы мужчинам. Ведь женщина — это учитель, советник, который направляет мужчину. Мусульманки не угнетены, конечно, это просто особенности разных национальностей, которые приписывают исламской традиции. Вроде того, что калечат женщин в Афганистане за то, что они ходят на учебу. Женщины в России должны вернуться к позиции эпохи после 1905 года. Когда они вошли в общество, стали врачами, учителями, интеллигенцией.
А в планетарном плане нашему обществу необходимо не забывать, что женщины являются дочерьми Хавы. И им не надо становится имамами, священниками. Всевышний определил — мужчины чуть выше женщины. Но это никак не умаляет женщину. Просто невозможно быть первым. В речениях пророка, мир ему, сказано, что женщина — половинка мужчин, это часть человека. И потому женщина должна отказаться от оголтелого феминизма. Доходит до пропаганды деторождения без мужчины, для себя. Но все исследования показывают, что это ведет к разрушению традиционных ценностей. Женщина должна занять нишу в обществе и не пытаться занять чужую.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.