№1. ПЕРВЫЙ В КГУ ИЗБРАННЫЙ ТАТАРCКИЙ РЕКТОР

В начале 2000-х в Казанском государственном университете резко забуксовали выборы ректора. С первой попытки завершить их не удалось. Вторая состоялась в апреле 2002 года. На главное кресло КГУ претендовали четверо — кроме проректора по финансовым вопросам КГУ Мякзюма Салахова декан химфака Владимир Галкин, декан мехмата Семен Насыров и директор ЦИТ Владимир Чугунов. Главных претендентов было двое — Чугунов и Салахов, но при этом за спиной проректора по финансам стояли казанские власти. Агитировать за него в университет приходил лично глава Казани Камиль Исхаков, к слову, тоже выпускник физфака КГУ. Против Салахова, за Чугунова, агитировал экс-ректор КГУ Александр Коновалов. Естественно, при мощном использовании административного ресурса Салахов получил на собрании делегатов-выборщиков 181 голос (Галкин — 99, Чугунов — 49, Насыров — 16). Так в КГУ появился первый в истории Казанского университета избранный ректор-татарин.

№2. БОРЬБА ЗА ИМЯ УНИВЕРСИТЕТА

21 октября 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании федеральных университетов, в том числе в Приволжском федеральном округе — на базе КГУ. И все бы хорошо, новые возможности появились для Казанского университета, но резкое возмущение многих студентов, преподавателей и выпускников вызывало новое название — ПФУ. Как многие справедливо посчитали, вузу вместо красивого, звучного — а главное, исторического — имени дали словно унизительную кличку. 26 октября студенты КГУ даже устроили сходку против переименования вуза в ПФУ.

От тех событий осталось четкое ощущение, что, увлекшись открывающимися перспективами, ректор КГУ вряд ли стал бы всерьез бороться против переименования университета. На пресс-конференции 22 октября он говорил о том, что ему жалко расставаться с брендом КГУ, однако «на стадии до выхода указа мы не смогли его отстоять». Салахов сказал: «Наверное, мы найдем вариант: либо в скобках, как КГТУ (КАИ), либо Приволжский (Казанский) федеральный университет. Конечно, жалко, 205 лет в этом году будет. Во всем мире знают наш университет. Даже дрожь пробирает — такой вопрос задали. Конечно, на фасаде не могут оставаться эти слова. Из трех слов одно останется — «университет».

Ректор ошибся — массовые казанские протесты вынудили изменить решение о названии университета, и уже 28 октября Салахов сообщил, что Казанский университет сохранит историческое имя. Не в скобках, а на фасаде главного здания остались эти слова «Казанский университет».

№3. «МИНИМАЛЬНЫЕ ШАНСЫ» ЗАНЯТЬ КРЕСЛО РЕКТОРА КФУ

Ректора федерального университета не выбирают — его назначает правительство России. Так что после президентского указа о создании на базе КГУ федерального университета здесь возникла новая острая интрига: так кто же станет ректором? И в этой ситуации, как писала 18 марта 2010 года газета «БИЗНЕС Online», «у команды Мякзюма Салахова, похоже, сдали нервы». И было отчего! В Казани тогда вовсю циркулировали слухи о возможных претендентах на пост ректора, называли фамилии тогда известных чиновников: первого вице-премьера Равиля Муратова, руководителя аппарата президента РТ Юрия Камалтынова, министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова. Но наиболее активно обсуждалась кандидатура мэра Елабуги Ильшата Гафурова. А вот про Салахова говорили, что у него «минимальные шансы» занять кресло ректора.

В этой ситуации (в ответ, само собой, на «многочисленные обращения от профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и журналистов») 15 марта 2010 года ученый совет КГУ принял обращение к премьеру Владимиру Путину. Общий смысл обращения: не надо назначать ректором чиновника (например, главу администрации).

Но Путин к письму не прислушался, и 8 апреля назвал фамилию нового ректора — Гафуров. Салахов при этом получил утешительный приз — стал президентом КФУ.

№4. СДАВАЛ ЭКЗАМЕНЫ ЗА ОДНОКУРСНИЦ

В 1968 году Салахов поступил на физфак Казанского университета. Был Ленинским стипендиатом и окончил КГУ в 1973-м тоже с отличием, получив специальность «физик-спектроскопист». Направление довольно сложное, и неудивительно, что сегодня преподаватели вуза из уст в уста передают историю о том, как в студенческие годы Салахов ходил за своих однокурсниц сдавать экзамены. Так он приходил на выручку тем студенткам, которые хуже него знали предмет. Кто-то не верил, мол, это байка, пока однажды сам Салахов не подтвердил подлинность истории.

В университете шефство над студентом-физиком взял профессор, доктор физмат наук Израиль Фишман, который работал в КГУ с 1949 года и отдал университету в итоге более 40 лет. Вот что написал в своих воспоминаниях сам Израиль Самуилович про Салахова: «В Казани он попал в поле зрения моей жены, которая приняла близко к сердцу судьбу молодой пары, Миши (как мы его звали) и его жены Изили. Моя жена помогла им с квартирой, с устройством их быта, следила из года в год за их здоровьем. С тех пор Миша и Изиля стали близки нашей семье и ежегодно в памятные дни не забывают нас поздравлять. Цилю Иосифовну они считают своей второй матерью».

№5. АСПИРАНТ, КОТОРЫМ ГОРДИЛСЯ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

В аспирантуру Салахов поступил также к Фишману. И получил впоследствии от него высокую оценку: «Сильный толчок развитию на нашей кафедре метода статистической регуляризации (МСР) дал новый аспирант Мякзюм Халимуллович Салахов, который связал этот метод с нашими традиционными исследованиями плазмы. Он выполнил большую вычислительную работу, используя новые модели плазмы и МСР». Более того, профессор написал: «Я гордился всеми тремя аспирантами: Салаховым, Гайнутдиновым и Гильмутдиновым — представителями татарской национальности, которые убедили меня в талантливости этого народа».

Кандидатскую диссертацию по проблеме спектроскопии атомов и диагностики плазмы Салахов защитил в январе 1977-го, докторскую — в 1992-м. Дальше — обычный путь университетского преподавателя: младший, потом старший научный сотрудник физфака КГУ, доцент, профессор, завкафедрой оптики и спектроскопии физфака... В 2001 году Салахов стал проректором по финансовым вопросам КГУ.

№6. ЛЮБИМАЯ ФРАЗА

Будучи ректором университета, Салахов приходил на рабочее место к 7 утра и за час до начала рабочего дня к нему мог прийти без предварительной записи любой из сотрудников. Те из преподавателей, кто знал эту особенность, могли достаточно оперативно решать любые вопросы.

Впрочем, и без этого он оставил впечатление достаточно открытого руководителя. «На моей кафедре работало старшее поколение, — вспоминает профессор Светлана Шайхитдинова, заведующая кафедрой журналистики КФУ. — У нас работала Элеонора Михайлова, которая рассказала мне, как встретилась с Мякзюмом Халимулловичем в университетском дворике. Он остановился, долго разговаривал с ней, интересовался ее жизнью. А ведь она была уже перед выходом на пенсию. Не знаю, насколько у него это получалось, насколько сочеталось с его общей стратегией, но, по крайней мере, он производил впечатление руководителя, который в каждом подчиненном видел не просто сотрудника, не какой-то «винтик», а живого человека. Вот мне он, например, каждый день рождения звонил и поздравлял. Конечно, такое внимание было очень приятно», — говорит Светлана Каимовна.

Любимая фраза Салахова, во всяком случае, она запомнилась многим сотрудникам вуза, была такой: «Денег, как всегда, на все не хватает, но на конкретное дело их можно найти». «И действительно находил, — вспоминает Анатолий Борисов — профессор, первый заместитель директора Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ. — Когда он был ректором, проходила реконструкция нашего факультета, которая потребовала очень многих вложений. Он помогал находить деньги, связываясь с компанией «Татнефть», с другими. Так что в отношении реконструкции его помощь, с моей точки зрения, была очень большой».

№7. ВСЛЕД ЗА ВОЛОДЕЙ УЛЬЯНОВЫМ

Еще один интересный факт из детства-отрочества Салахова: он учился в Ульяновске в школе номер 1, знаменитой тем, что там учился и Володя Ульянов. Как и будущий Ленин, Мякзюм окончил школу с отличными оценками, с золотой медалью.

Среди первых же откликов на материал «БИЗНЕС Online» о том, что Ахмет Мазгаров, вероятно, уходит с поста президента академии наук РТ, был и один весьма ехидный от известного адвоката Эмиля Гатауллина: «Очередные роднульки подросли, видимо, а жизненного пространства для генетических гениев не хватает». Комменты Эмиля всегда интересны, но на этот раз выстрел мимо цели. Потому что нынешний президент КФУ Мякзюм Салахов родился не в Актанышском, не в Рыбно-Слободском районах и вообще не в Татарстане. Так что высокопоставленных земляков у него в нашей республике нет. Может быть, есть в Кустанайской области, где Салахов и появился на свет в поселке Соколовка 13 июля 1951 года.

№8. БИЗНЕС СЕМЬИ САЛАХОВЫХ

Не секрет, что некоторое время, работая в КГУ, Салахов вместе с братом параллельно занимался бизнесом. Он это не скрывает, и в одном, впрочем, давнишнем интервью заметил, что «многие ученые вынуждены заниматься другими вещами больше, чем наукой. Это, конечно, ненормально»... И тут же оговорился, что «зарплата в учреждениях образования меньше в два-три раза, чем в промышленности».

И сын Салахова — Айрат Салахов — также стал предпринимателем. Согласно базе данных СПАРК, он являлся совладельцем компаний ООО «Булгар-пласт» и «РавиКом». Занимался предоставлением посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, вел деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием. В последнее время работал в качестве индивидуального предпринимателя. К сожалению, в марте в семье президента АН РТ случилось несчастье — Айрат Салахов скончался. В пресс-центре вуза газете «БИЗНЕС Online» лишь сообщили, что ему стало плохо с сердцем...

№9. СУПРУГА ПРЕЗИДЕНТА И ТРЕХМЕТРОВЫЙ ЗАБОР

Как практически любого крупного руководителя, Мякзюма Салахова не обошла стороной критика СМИ. Причем СМИ задели и его семью. Так, в январе нынешнего года вышел материал, в котором шла речь о судебном разбирательстве по поводу сноса забора в лесу у Зеленого Бора вокруг дачного потребительского кооператива «Полянка». Кооператив получил в аренду 8 га леса в Матюшинском лесничестве в целях «осуществления рекреационной деятельности», которая началась с вырубки деревьев (вырубили 2 тысячи). Затем участок огородили трехметровым забором, но Лаишевский суд постановил его демонтировать. Казанская межрайонная природоохранная прокуратура признала, что забор установлен незаконно. В публикации сказано, что среди членов ДПК «Полянка» числится супруга президента КФУ Мякзюма Салахова.

3219.jpg

№10. ПОСТ В АКАДЕМИИ НАУК

Почему пост президента АН РТ предлагают именно Салахову? Конечно, в должности ректора, а затем президента Казанского университета он наверняка успел обзавестись неплохими связями. Но ведь в Казани, в академии наук РТ есть куда более крупные фигуры. Академик, директор Казанского физико-технического института имени Завойского Кев Салихов — ученый с мировым именем. Академик, директор НИИ «Прикладная семиотика», вице-президент АН РТ Джавдет Сулейманов, добившийся поразительных результатов на стыке наук — искусственного интеллекта, социальной педагогики, компьютерных образовательных технологий. Академик, директор Института истории, вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов, не только раскрутивший свой институт, который выпускает удивительно много книг и публикаций, но и показавший себя в ходе «реформы» АН настоящим бойцом... Почему не кто-то из них?

В Салахове сочетается несочетаемое, что и открывает доступ к одному из самых престижных кресел руководителей в РТ. Во-первых, он, безусловно, ученый (не чиновник, купивший этот диплом и звание). Во-вторых, прошел обкатку на посту ректора КГУ, где в некотром роде стал своим для власти. В-третьих, на посту ректора показал себя человеком неконфликтным — университет в его эпоху по большему счету не сотрясал ни один крупный конфликт, и такое качество сейчас особо нужно АН РТ...

С другой стороны, может быть, ответ на этот вопрос содержится в комментарии доктора наук Дамира Исхакова. Он несколько пессимистично отозвался о будущем АН РТ: «Академики будут экспертным сообществом, что на простом языке означает: они время от времени будут собираться и пить чай вместе»...