Фатих Сибагатуллин сделал заявление о татарских национальных организациях
Фатих Сибагатуллин сделал заявление о татарских национальных организациях

ФАТИХ МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

В пылу дискуссий об истории татар и о своих книгах депутат Государственной Думы Фатих Сибагатуллин почему-то отвлекся от историко-литературных тем и сделал заявление о татарских национальных организациях. «Есть Всемирный конгресс татар, есть федеральная национально-культурная автономия татар — две между собой конкурирующие структуры, одна в одну, другая в противоположную сторону тянет, делят одних и тех же татар. Срамота да и только!» Таким странным заявлением завершается его интервью, переведенное с татарского языка и опубликованное в «БИЗНЕС Online».

Как понимать этот пассаж депутата и историка-самородка? Разве что как признак неравнодушия к судьбе татар, что проявляется в его книгах. Вряд ли опытный госчиновник Фатих Саубанович претендует на один из постов в руководстве татарскими делами. Ведь он лучше многих других знает способы назначения и избрания общественно-политических деятелей. Эти «портфели» тоже на улице не валяются и на рынке не покупаются. Они согласовываются с кем надо и избираются где положено. Деликатная, скажем прямо, материя...

Но интерес какой-то у него есть. И его можно понять. Речь идет о том, кто признается лидером, вождем народа, какова его идеология и повадки. А может, он хотел как лучше, усовершенствовать самоуправление этническим сообществом?

Но все равно он выступил с тяжелым упреком. Справедлив ли он? Остается впечатление, будто мы имеем жуткое противостояние двух альтернативных структур, раскалывающих татарский народ. Хотя никаких скандалов, острых публичных дискуссий на этот счет не припоминаю.

После V съезда Всемирного конгресса татар Фарит Мухаметшин выразил пожелание, чтобы Исполком ВКТ сотрудничал с Советом ФНКАТ
После V съезда Всемирного конгресса татар Фарид Мухаметшин выразил пожелание, чтобы исполком ВКТ сотрудничал с советом ФНКАТ (фото: www.speaker.tatarstan.ru)

ПОКА ГОРШОК НЕ РАЗБИТ...

Но предостережение Сибагатуллина отнюдь не ново. Время от времени такие вопросы возникали, и на этот раз он звучит вполне привычно. Иногда задают вопросы на эту тему или делятся предположениями об этом. Рекомендация избегать противостояния и конкуренции между двумя организациями прозвучала, например, три года назад, на конференции Федеральной национально-культурной автономии татар (ФНКАТ) России. Об этом говорил президент Татарстана Рустам Минниханов в присутствии руководителей ФНКАТ и ВКТ, региональных автономий татар. Ничего страшного в этом не было, ведь лучше поругать сына раньше, чем он разобьет горшок, а потом уже будет поздно.

Лично я не вполне согласен с версией о противостоянии. После V съезда Всемирного конгресса татар Фарид Мухаметшин публично, через СМИ выражал пожелание, чтобы исполком ВКТ сотрудничал с советом ФНКАТ. Абсолютно верная подсказка. А так, они как жили, так и живут. В текущих делах две организации и их лидеры держатся спокойно, дружелюбно, ничего не делят. Просто основные (официально зарегистрированные) региональные организации российских татар (их более 30) состоят и во ВКТ, и в ФНКАТ. Это нормальное явление, вспомните, в каких структурах состоите вы — и в профсоюзе, и родительском комитете, и в академии, и правлении солидной фирмы. Каждая структура выполняет свою миссию.

КАК ДВА КРЫЛА ОДНОЙ ПТИЦЫ

Не исключаю, что иногда возникают нестыковки в чьих-то головах. В жизни, в человеческой психологии бывает еще не то! Иногда сталкиваются невысказанные, но существующие интересы личностей или групп. Ну и что? Ведь этих интересов не видно и не о них слышно! Право же, нельзя ориентироваться на домыслы и догадки.

Видимо суть дела в самом факте существования двух татарских формирований. Во-первых, Всемирного конгресса, зарегестрированного в минюсте РФ как межрегиональный союз общественных организаций. Во-вторых, татарской федеральной (общероссийской) национально-культурной автономии.

Не дублируют ли они друг друга, не заменяют ли? Раз они есть, думают некоторые, значит, должны сражаться за лидерство. Хотя бы стремится выглядеть главным перед народом и высоким начальством. Обязательно, мол, должны «тягаться»! Пусть даже двигаясь по отдельным беговым дорожкам.

По жизни же ничего такого не может быть. Конгресс — любимый и довольно успешный проект Татарстана, созванный впервые по указу президента Татарстана в 1992 году. Это союз примерно 300 общественных объединений, заинтересованных во взаимодействии с татарами и Татарстаном, их научно-образовательными и культурными центрами. Его административно и материально поддерживают Татарстан и российские структуры. Конгресс признают как полномочный орган федеральные органы, занимающиеся российской эмиграцией: Россотрудничество и МИД России.

Стаж председательства в Совете ФНКАТ у Ильдара Гильмутдинова немного меньше - с 2007 года
Стаж председательства в совете ФНКАТ у Ильдара Гильмутдинова немного меньше — с 2007 года

Другая столь же авторитетная организация — Татарская федеральная национально-культурная автономия — образована в 1998 году региональными НКА татар, созданная на основе ФЗ «О национально-культурных автономиях», принятого в 1996 году. К тому времени уже вовсю работал Всемирный конгресс татар, конструктивно сотрудничающий с властями республики и федеральными инстанциями, выходящий на контакты с международными организациями.

Дел хватает обеим организациям с лихвой. И десяткам, сотням других клубов, обществ, любых институтов гражданского общества хватает. Сохранение языков, культур, традиций возможно только в случае привлечения миллионных масс, раскрытия потенциала и удовлетворения запросов каждой личности, каждой семьи. Комсомол, КПСС мечтали и призывали тоже дойти до каждого, но в пылу политической болтовни и оглушенные громкими лозунгами, упустили самих людей. И в итоге эти конторы, набравшие вес и скорость, тихо скончались, не вызвав у большинства сожаления. А ведь какая вертикаль была — ЦК КПСС с генсеком в Кремле и обкомами, райкомами, первичками, отдельными коммунистами! Куда-то все подевалось, а люди остались такие, какие есть. Вот с ними кто-то должен работать. А это процесс не вертикальный (не скажу про армию и силовые структуры, пусть сами думают). Народ живет, рассеянный горизонтально. И он не любит впускать в душу авторитарные вертикали. Он сам сделает все что угодно, если его убедишь, заинтересуешь.

Дойти до каждого или большинства 6 - 7 миллионов татар не под силу почти никому. Поэтому лучше действовать вместе и сообща, лишних наставников и помощников не бывает. Так я понимаю миссию главных татарских организаций. И никакой «срамоты» в этом не вижу. И Фатих Саубанович, надеюсь, согласится со мной.

Ринат Закиров (второй слева) участвует в форуме национально-культурных автономий России, организованном ФНКАТ
Ринат Закиров (второй слева) участвует в форуме национально-культурных автономий России, организованном ФНКАТ

КАК ЖИВУТ ГЛАВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

В уставах и законодательных нормах, идейных устремлениях национальных организаций татар нет противоречий. По главным вопросам нет конфликта с законодательной базой. Просто татары и Татарстан в создании этнокультурной структуры на 4 года опередили федеральный центр. ВКТ образовался в 1992 году, а закон о национально-культурных автономиях был принят в 1996 году. Но все равно в программных документах, законодательных нормах, уставах противоречий нет. Татарские организации работают на сохранение народа, конструктивно взаимодействуют с государством.

Об отношении Татарстана к своему детищу ВКТ уже сказано выше. С советом ФНКАТ кабинет министров Татарстана в лице Рустама Миниханова еще в 2007 году подписал соглашение. Пусть оно символическое, но служит базой для реализации любого проекта, взаимодействия с региональными автономиями. Председатель совета ФНКАТ Ильдар Гильмутдинов лучше меня знает конкретные детали, но знаю, что такие проекты есть.

С деньгами посложнее. Федеральная власть, разрешив создать НКА федерального уровня, вот уже 18 лет их не финансирует, полагаясь на инициативу деятелей этносов и законно избранных лидеров. Только в последние годы через федеральные НКА стали распределять гранты региональным автономиям для реализации культурно-образовательных проектов. И то свет в окошке!

Совет татарской федеральной автономии, согласно уставу, — общественная организация, как и остальные федеральные НКА 16 народов страны не получает бюджетного финансирования. Но она может рассчитывать на гранты и государственные программы, участвовать в разработке и реализации региональных и федеральных программ социально-культурного развития.

Форум национально-культурных автономий России в Казани
Форум национально-культурных автономий России в Казани

Федеральные НКА и их региональные структуры имеют сильнейшую законную базу. В каждой области, крае может быть зарегистрирована только одна региональная организация. Ее признает региональная власть и муниципальные образования. В законе и постановлениях сказано, что органы власти должны (или могут?) помогать автономиям как главным этническим структурами. Если захотят. Если договориться с ними, для чего конструктивно работать, находить общие интересы. Главные же из них — сохранение межнационального мира, согласия, сохранение и развитие языков, культур.

На этой платформе, признав эти приоритеты, можно договориться, делать большие дела. Но ни одно из них не предполагает, что национальные организации воюют, «собачатся» между собой и с региональными, федеральными властями. И успешная работа вполне реальна, если не увлекаться политикой, не болеть групповыми и личными интересами. Если гарантировать, что и государство, и этнокультурные организации четко выполняют законы.

Ильдар Гильмутдинов выступает на V съезде ВКТ
Ильдар Гильмутдинов выступает на V съезде ВКТ (фото: www.speaker.tatarstan.ru)

БЕЗ ФАНАТИЗМА, НО СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ

Почему я об этом пишу? 26 апреля сего года наблюдал за встречей членов меджлиса крымско-татарского народа в исполкоме Всемирного конгресса татар. Председателя меджлиса Рефата Чубарова там не было. Но он с руководителем исполкома ВКТ Ринатом Закировым находился в контакте, собирались подписать соглашение о сотрудничестве.

Обоюдный интерес лидеров обеих организаций друг к другу был огромен. У меджлиса большой опыт самоорганизации, правозащитной деятельности. В свою очередь, ВКТ взаимодействует с органами власти регионов проживания татар и опирается на сильнейшую поддержку руководства и всех уровней власти Татарстана.

Гости заинтересовались казанской практикой, но было видно, что им рекомендовано руководством меджлиса смотреть на казанских татар «без фанатизма». Многое не решено, не определен статус крымских татар, «национальный лидер» Мустафа Джемелев — депутат парламента Украины от партии Тимошенко со всеми вытекающими последствиями в это сложное в отношениях двух стран время. Напряженная и опасная ситуация!

Возможна ли в Крыму такая же согласованная работа властей и крымских татар, как заведено в Татарстане? Как добиться взаимной согласованной работы крымских татар и администрации полуострова? Пока это только высокая мечта. Там у них совсем другие реалии. Там политика, эпохальные перемены. Как заявил Рустам Миниханов в интервью телеканалу АТР, крымским татарам предстоит привыкнуть к новой ситуации.

Как бы татарам Крыма не застрять надолго в подвешенном состоянии? У лидеров меджлиса огромный опыт по политической и правозащитной деятельности. Но у них не было возможности для привыкания к нормальным конструктивным отношениям с государством. Доверие рождается долго, а времени нет.

Казанская практика, опыт двух организаций поволжских татар при всех их недостатках тоже заслуживают внимательного изучения в Крыму. Во времена Золотой Орды Казань и Бахчисарай внимательнейшим образом смотрели друг на друга. Не будем говорить, кто был главнее и мудрее. Сейчас это и не важно. Жизнь заставляет вернуться в общий для всех здравый смысл. Нам надо думать об интересах своего народа и стараться умножать друзей. Даже ООН, ЮНЕСКО и Евросоюз с ПАСЕ нашу судьбу не решат. Даже выдающиеся вожди, сильнейшие организации не принесут счастья всему народу. Не Бог, не царь и не герой. Только сам народ спасется, если избавится от иллюзий и сможет смотреть правде в глаза.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Может быть, это предложение кому-то, например в Крыму, покажется странным и неуместным. Но нам, российским татарам проект разграничения полномочий между органами власти и татарскими общественными организациями совершенно необходим. Я его подготовил и выносил на обсуждение совета Федеральный национально-культурной автономии татар, а так же на третьей отчетно-выборной конференции ФНКАТ в марте 2007 года, когда уходил с поста председателя совета ФНКАТ. Этот проект был неоднократно опубликован в печати, в интернете, в научном издании Института истории АН Татарстана. Везде получил одобрение. Даже в комитете по национальностям Госдумы РФ, в Госсовете РТ его читали и видели, что полномочия и права собраны по крупицам из федеральных законов и нормативных актов. Не было ни одного возражения. Но официально проект не внедрен до сих пор. Хотя частично некоторые принципы уже реализуются.

Не знаю, почему нельзя признать очевидные вещи. Наверное, из-за того, что почти все люди стремятся к монополии. Если не заставляют, не хотят делиться ни ресурсами, ни полномочиями. Надо честно признать и договариваться, по каким правилам играть и по каким законам жить.

Решение проблемы крымских татар будет зависеть от понимания роли их общественных формирований в правовом поле России. В законодательстве РФ нет отдельного статуса меджлиса крымского татарского народа или иного парламента этнического сообщества. Есть закон об общественных объединениях и закон о национально-культурных автономиях. Насколько я понял, крымские татары о НКА слышать не хотят. Остается доказывать, что нужны какие-то другие законы. Это долгая история. Значит, жить по тем законам, которые есть.

При всем уважении к выдающимся вождям национальных структур — ученым, политикам, административным руководителям, считаю недопустимым единоначалие в общественной работе. Оно пригодно только для военных, силовиков, исполнительных органов власти (об ОПГ уж не говорю). Более того, жизнь не признает монополии ни одной этнической организации в обеспечении выживания какого-либо народа. Ни меджлиса, ни ВКТ, ни ФНКАТ. Полномочия и ресурсы придется делить, не оставляя в стороне главного игрока — государство, в котором живет этнос или его значительная часть.

Сколько можно «бодаться» на меже, когда надо создавать режим сбережения народа? Уверен что разграничение полномочий и прав заинтересованных сторон поможет выйти из тупика в сложных ситуациях государственно-общественного партнерства. Надеюсь, что на научно-практической конференции о роли НКА, открывающийся в Санкт-Петербурге 15 - 16 мая этого года, эта тема так же станет предметом обсуждения.

В прошлом году я уже делился с читателями «БИЗНЕС Online» суждениями по этому поводу. Нынешняя ситуация напоминает, насколько актуальна тема взаимодействия этнических сообществ с государством.

Не знаю, кому как, но лично для меня остается открытым вопрос о том, кто представляет крымских татар — один меджлис или несколько организаций? Надеюсь, крымско-татарская общественность найдет мирный вариант сотрудничества и объединения. Они сами без вмешательства извне должны решить этот вопрос. Сгораю от любопытства, будет ли когда-нибудь создана НКА крымских татар, или меджлис либо другая организация согласится в формате НКА? Обсуждается ли вопрос о создании национального района или округа крымских татар на полуострове. Если не обсуждается, то почему? Оптимальный вариант у российских татар — региональные НКА и другие общественные объединения, взаимодействующие с Республикой Татарстан.

Уверен, что проект о разграничении был бы полезен, если бы в него вникли Владимир Путин, Рустам Миниханов, Рефат Чубаров и руководители ВКТ и ФНКАТ. При желании в национальных делах могут договориться все, кто хочет добра своему народу и кто признает и согласен жить в российском правовом поле.