«СЧИТАЮ СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СУДЬБУ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

— Павел Иванович, расскажите о себе.

— Родился я в 1955 году в Елабуге в семье милиционера и учителя математики. Для Елабуги, где было два крупных учебных заведения, педагогический институт и школа милиции, браки как у моих родителей заключались довольно часто. По отцу имею кряшенские корни, мать — русская, коренная елабужанка. Вот поэтому я и считаю себя ответственным за судьбу своей малой родины, за свой Татарстан.

— Что особенно запомнилось из детства?

— Хорошо запомнил свою первую поездку в Казань. Мне было 12 лет, и, как было принято в советское время, лучших учеников-пионеров отправили на республиканский слет. Тогда от Елабуги до Казани удобным был только один вид транспорта — пароход: 18 часов — и ты в столице...

Уже в Казани объявили, что от каждого района нужно выделить по одному представителю-школьнику для встречи с руководством республики. Выбор пал на меня. В здании обкома партии на площади Свободы состоялась эта встреча. Всех рассадили за столы, подали чай, лимонад, пирожное. В президиуме — первый секретарь обкома партии Фикрят Табеев и председатель совета министров Гумер Усманов. Каждому пионеру нужно было задать вопрос в президиум. Тон задавали, конечно же, казанцы. Но вот очередь дошла до меня, и, взяв микрофон, я не нашел ничего лучшего, как спросить о том, действительно ли в Елабужском районе ближе к реке Вятке планируется строительство крупного авиационного завода? Усманов, улыбнувшись, отметил интерес пионеров к развитию экономики нашей республики и сообщил, что решение по строительству такого завода пока не принято. Как известно, этот завод в конечном итоге был построен вблизи Ульяновска, а Татарстану достался КАМАЗ.

Спустя много лет этих руководителей я видел, даже общался с ними много раз, и это событие из детства всплывало в памяти. А дальше — учеба в Казанском авиационном институте, работа в конструкторском бюро, служба в органах КГБ СССР — ФСБ России.

«ИЗБРАН ДЕПУТАТОМ ОТ КОЛЛЕКТИВА ЧИСТОПОЛЬСКОЙ ТЮРЬМЫ»

— Что из этого периода жизни отложилось в памяти?

— Ввод наших войск в Афганистан в декабре 1979 года застал меня во время учебы на высших курсах КГБ СССР в Минске. Конечно, было беспокойство о возможном направлении в Афган, но с учетом московской Олимпиады, где мы пробыли три месяца, сия чаша нас миновала.

Кстати, моим сокурсником по школе КГБ был нынешний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Но генералами и губернаторами становятся далеко не все чекисты. Первым из нашей учебной группы из жизни ушел Николай Узкий, он был из Вологды. Николай погиб в 1996 году в Грозном. Средняя школа, в которой он учился, теперь носит его имя.

В спецшколе я специализировался на обеспечении безопасности объектов военно-промышленного комплекса, но как это часто бывает, пришлось окунуться в настоящую политику. В 1989 году я, сотрудник госбезопасности, был избран депутатом Чистопольского горсовета от коллектива чистопольской тюрьмы. В 80-х годах это была единственная тюрьма в СССР, где содержались особо опасные госпреступники — шпионы, террористы, антисоветчики.

— Один из вопросов, который вы задали Валерию Фадееву, касался экономики. Когда у вас появился интерес к экономике?

— Интерес к экономике, к организации производства я никогда не терял. На этапе приватизации руководство предприятий стремилось стать их собственниками, а бывшая партноменклатура в значительной степени препятствовала этому, действуя только по указке «высоких» инстанций. Как депутат, я был на стороне промышленников, что, конечно же, не нравилось руководству КГБ.

Первый крупный проект новой России с транснациональной компанией «Дженерал Моторс» на елабужской площадке не мог пройти мимо меня. Я был откомандирован на ЕлАЗ в должности прикрытия директора службы безопасности. Работать с директором завода Равилем Хамматовичем Зариповым, ныне вице-премьером РТ, было интересно. Его «конек» — это евро-стандартизация производства, бережливое производство.

Совместное предприятие «ЕлАЗ — Дженерал Моторс» открывалось с большой помпой, присутствовали премьер-министр России Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс, Александр Шохин. Но американцы умеют считать деньги и добиваться преференций. Ведя одновременно проекты в Елабуге и Тольятти, они по максимуму выжимали от федерального и регионального правительства по типу «не купишь новое платье — уйду к другому». После сворачивания программы в Елабуге подготовленная команда из елабужан и челнинцев почти в полном составе была приглашена в Тольятти, я тоже попал в их число.

И здесь нужно сказать, что специалисты в нашей республике действительно классные. Уже поработав в Тольятти, построив новый завод за 11 месяцев, многие наши спецы были приглашены на другие автозаводы России, поэтому на любом таком заводе можно отыскать нашего земляка.

«ГЕНЕРАЛЫ» ПРОИЗВОДСТВА НА ЗАПАДЕ И ПРОЩЕ, И ИНТЕРЕСНЕЕ»

— А если сравнивать наших специалистов и иностранных?

— Мы не только не уступаем, но в части интеллекта и широты знаний даже их выше! А вот высший менеджмент, «генералы» производства на Западе и проще, и интереснее. Показать, как работает какой-то механизм, что нужно сделать для повышения качества изделия — зарубежный гендиректор может это в мельчайших деталях. У нас же часто считают, что это ниже их достоинства. Да и отдельных кофеен с мягким диваном и дверью прямо из кабинета руководителя у них нет. «Рюмочки чая» у иностранных менеджеров в кабинете не дождешься.

С учетом моей профессии (в «Джи Эм — АвтоВАЗ» я был менеджером по безопасности, а потом и менеджером по специальным поручениям) багаж полученных мною знаний о работе крупных зарубежных корпораций значительно пополнился. По возвращении в Елабугу 7 лет назад пытался привлечь инвесторов из числа друзей-предпринимателей, иностранных партнеров, и кое-какие результаты в этом направлении имеются. Сегодня порой говорят, что много чекистов в политике, общественных организациях. Но так осуществлялся отбор в эту службу — «инициативников» брать было не принято. Подбором занимались сами старшие оперативники.

«ОТЕЦ «ПРОДАЛ» МЕНЯ ЧЕКИСТАМ»

— А как вы сами оказались в КГБ?

— Никогда не предполагал, что буду служить в госбезопасности: отец — милиционер, младший брат — кадровый офицер минобороны. Но получив диплом КАИ и распределение в Казани, я выехал на космодром «Байконур», где жила и работала двоюродная сестра с большими связями. Вернулся с предложением работать на космодроме, но к этому моменту, как оказалось, отец «продал» меня чекистам. Для них моя кандидатура была удобная: по родственникам — без проблем, допуск к госсекретам уже имеется, да и общественный активист.

— Давно занимаетесь общественной работой?

— Об участии в общественной жизни скажу, что это нужно делать, пока есть силы. Отец, находясь на пенсии, 20 лет возглавлял совет ветеранов елабужского ГРОВД. И я старался от него не отставать. В своем многоквартирном доме создал ТСЖ и возглавлял его на безвозмездной основе. Вот уже три года являюсь членом территориальной избирательной комиссии (ТИК РТ) от коммунистов, причем членом компартии не являюсь и открыто поддерживаю политику Путина. А как для чекиста иначе?!

— И как же коммунисты доверили вам этот пост?

— А получилось так: пришли ко мне аксакалы-коммунисты — друзья моего покойного отца, бывшие учителя — и, ссылаясь на офицерскую честность и юридическую подготовку, попросили стать их представителем в ТИК. За три года участия в ТИК я убедился в наличии у нас «честных» и «прозрачных» выборов.

— Как вы оцениваете состояние нашего нынешнего общества?

— Помните из фильма: «В чем сила, брат? А я думаю, в правде»... Мы много говорим о гласности, но вместе с тем повсеместная ложь, двойная, тройная мораль, по-моему, все больше и дальше разрушают наше общество. Ученые доказали, что даже животные способны на хитрость и ложь. Но мы уже не животные, мы высшая ступень эволюции. Как выйти из этого порочного круга? Думаю, только ежедневным, ежечасным, повсеместным осуждением и разоблачением лжи и двойной морали. Только нетерпимость общества к этому пороку даст нам шанс на выживание. То есть надо вернуться к истокам нашей морали и нравственности, что доведено до нас священными писаниями — Библией и Кораном.

«ОКАЗАЛОСЬ, БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН НУЖЕН И ДАЖЕ ОЧЕНЬ»

— Вы сегодня работаете или уже пребываете на заслуженном отдыхе?

— Без работы, конечно же, не сижу. В ноябре 2011 года был избран председателем совета предпринимателей Елабужского муниципального района РТ. С апреля 2014 года являюсь представителем центра поддержки предпринимательства минэкономики РТ в Елабужском районе. На консультации приходят и владельцы действующего бизнеса, и начинающие предприниматели. Наверное, скажете: еще одна единица «советчика-чиновника». Ну, во-первых, зарплата чисто абстрактная — до 12 тысяч рублей, а работы здесь непочатый край.

Вот говорили, что введение бизнес-омбудсмена при президенте РТ — это снова чиновник на зарплате. Оказалось, что нужен и даже очень. Только в прошлом году два елабужских предпринимателя реально получили помощь от омбудсмена Тимура Нугуманова, вернув незаконно у них «отжатые» более 1 миллиона рублей.

Наряду с уже действующими программами поддержки малого и среднего бизнеса («Лизинг-гранд», инновации и др.) я приведу пример почти 20-летней давности. Тогда госпредприятию, каким являлся ЕлАЗ, поручалось создание предприятий малого бизнеса на основе госсобственности. По поручению директора предприятия Равиля Зарипова таких предприятий было создано более 40. Прошло время, свою часть ЕлАЗ реализовал управленцам этого бизнеса. В итоге: большинство предприятий осталось на плаву даже после всех кризисов. Это и производство автосидений, автозеркал и других комплектующих, производство мастики для покрытия кузова и тому подобное. Организованы рабочие места, платятся налоги.

Вспоминаю об этом как об одном из забытых способов активизации нашего промпроизводства. Хотелось бы услышать комментарий по этому поводу от минпромторга РТ, которым сегодня руководит Равиль Зарипов.

«О «БИЗНЕС-ONLINE» ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ СТЕПЕНЯХ»

— Главному редактору журнала «Эксперт» Валерию Фадееву вы задали вопрос о возможности создания парламентской политической партии на основе ОНФ...

— Я хотел бы организовать подразделение ОНФ в Елабуге или вступить в него.

Журнал «Эксперт» и одноименный телеканал у меня в приоритете. Валерий Фадеев, Владимир Соловьев — это общественные фигуры, с которыми я сверяю свое мировоззрение. Соловьев был в Елабуге от радио «Серебряный дождь» в 1998 году, и мне довелось с ним беседовать довольно долго и на разные темы.

— Давно читаете «БИЗНЕС Online»? Что скажете о работе редакции?

— О «БИЗНЕС-Online» скажу только в превосходных степенях! Даже интернет-новости начинаю читать с рубрик этого сайта. Сколько лет я читаю БО? Да такое впечатление, что всю жизнь. Какие пожелания для БО? Да пока у вас все хорошо, а от добра добра не ищут!

— Павел Иванович, спасибо за интересный рассказ. Успехов вам!

Фото из домашнего архива Павла Карманова