Рустам Латыпов
Рустам Латыпов

IT-ОТРАСЛИ НУЖНЫ РАЗЛИЧНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ?

— Рустам Хафизович, расскажите, что из себя сегодня представляет ваш институт? Говорят, он сейчас реформируется. В чем смысл изменений?

— До 2011 года это был факультет ВМК, а затем преобразован в Институт вычислительной математики и информационных технологий в связи с реорганизацией университета и присоединением ряда кафедр других институтов.

В настоящее время институт становится объединением, представляющим собой комплекс научных исследований фундаментального и прикладного характера с потребностями наукоемкого производства промышленных предприятий. В институте создана необходимая база для внедрения новейших технологий обучения с целью получения инновационных продуктов.

Сейчас в нашем институте обучаются порядка 2 тысяч студентов. Мы готовим студентов по 8 различным направлениям. Наиболее популярные среди абитуриентов это информационная безопасность, бизнес-информатика, фундаментальная информатика и информационные технологии, программная инженерия, информационные системы и технологии. За эти годы на факультете были созданы новые научные школы: по теории вероятностных автоматов, по сеточным методам вычислений, по математической логике, информационной безопасности, оптимальным управлениям и другие. Фактически наше подразделение выполняет функцию научно-исследовательского института. У нас работают более 100 преподавателей, из них 40 докторов наук. В прошлом году было опубликовано более 50 статей, входящих в базы Scopus и Web of Science. На базе Института ежегодно проводятся крупные международные конференции. Признанием международного класса является принятие в прошлом году в ассоциацию Informatics Europe.

На факультете велись и ведутся и прикладные разработки. В 70-е годы нашими студентами и преподавателями была создана система разделения времени — для того времени новая информационная технология. В настоящее время в университете функционируют созданные при участии наших студентов и сотрудников информационные системы «Студент» и «Абитуриент». Первый в России учебник по персональным компьютерам был разработан сотрудниками нашего факультета.

Большие потери факультет понес в 80 - 90-е годы. Многие наши сотрудники ушли в бизнес или промышленность или уехали за рубеж. Потому что наши преподаватели информатики были востребованы в промышленности, и их переманивали туда высокими зарплатами. Мы потеряли почти половину состава. За последние 15 лет удалось восстановить многие научные направления. Учебные планы, по которым готовят студентов, соответствуют международным стандартам. Однако мы не стоим на месте, участие Казанского федерального университета в программах развития и повышения конкурентоспособности ставит перед нами новые задачи.

Демонстрация игровой приставки разработанной студентами ВМиИТ-ВМК ученикам ИТ лицея
Демонстрация игровой приставки, разработанной студентами ВМиИТ-ВМК ученикам ІТ лицея

— Какие новшества были введены в образовательном процессе в последние годы?

— В университете создана многоуровневая подготовка: создан IT-лицей, лицей имени Лобачевского, где ведут занятия наши сотрудники. Совсем недавно у нас было всего два направления. В последнее время мы разработали учебные планы по новым шести направлениям, содержание всех направлений приведено в соответствие с международным стандартом (Computing Curricula и другие). За последние три года оснащены новые лаборатории, которые позволяют студентам осваивать самые современные информационные технологии.

Мы вступили в программу конкурентоспособности, и у нас появилась возможность приглашать зарубежных преподавателей и постдоков (молодых исследователей, получивших степень доктораприм. ред.) для научной работы. В связи с этим в институте возникают новые научные и учебные направления, что также способствует улучшению качества образования. Наличие лабораторной базы позволяет студентам быстрее воплощать свои идеи в виде прикладных разработок.

— Какие лаборатории закуплены?

— Всего порядка 10 лабораторий. Это медиацентр, лаборатория информационной безопасности, лаборатория речевой аналитики, лаборатория информационных систем, лаборатория анализа данных, а также ряд научно-образовательных центров совместно с предприятиями. Оснащены несколько лабораторий при поддержке компаний, таких как, например, ICL, «Барс Груп», «Татнефть», международной Autodesk, сейчас ведутся переговоры об оснащении лабораторий с крупными международными компаниями SAS и Mathworks.

Кружок робототехники ВМиИТ-ВМК
Кружок робототехники ВМиИТ-ВМК

Процесс обучения включает фундаментальную подготовку и работу над проектами в небольших коллективах. Часто из этих проектов вырастают компании. Например, компания FIX Дмитрия Еремеева, который был нашим студентом. Один из моих аспирантов Артем Крамин еще почти 10 лет назад использовал мобильные технологии — создал автоматизированную систему управления кроликофермы. Сегодня много говорят о мобильных системах, а он их использовал еще тогда.

«НЕТ НИ ОДНОГО КОНТИНЕНТА, ГДЕ БЫ НЕ РАБОТАЛИ НАШИ ВЫПУСКНИКИ»

— Из проектов студентов получаются стартапы?

— Да, это могут быть стартапы. Кроме этого, после выпуска из института наши студенты открывают свои фирмы. Сейчас очень много небольших фирм, организованных нашими выпускниками. Вот, например, наш студент Веселов разработал игровое приложение Castle Wars для смартфона/планшета под ОС Android, и за первый месяц его скачали уже более 50 тысяч человек.

За все время существования факультета и института мы выпустили более 10 тысяч выпускников. Они работают по всему миру. Нет ни одной значительной мировой компании, где не работали бы наши выпускники. То, что Татарстан — один из ведущих регионов в России по информационным технологиям, это значительная заслуга наших выпускников. Приходя в IT-парк, ощущаю себя как будто на факультете.

Так же за последние два года на базе института нашими студентами создано три малых инновационных предприятия.

— Сколько проектов ведется вашими студентами в течение года?

— Почти все студенты ведут свои проекты, но некоторые ведут обычные, стандартные, а некоторые — инновационные. В этом году проходил всероссийский конкурс «IT-прорыв», на который было подано 3 тысячи проектов со всей страны. Победителем в очень жестком конкурсе стала наша студентка Лилия Лазарева. Об итогах этого конкурса было объявлено на днях, в апреле, и это очень почетно для нашего института.

— Как часто приглашаете преподавателей из зарубежных вузов?

— Сейчас появилось много возможностей приглашать зарубежных специалистов. Мы приглашаем от 5 до 10 человек в год из ведущих вузов мира. Часть тех, кого мы приглашаем, — это наши выпускники, зарубежные профессора, которые работают в престижных вузах. Они преподают и в Принстоне, и в Калифорнийском университете, и в Университете Вашингтона, и в Сорбонне, и в Лювенском университете. Недавно к нам приезжал Richard Jozsa — создатель протокола квантовой телепортации. Приглашенные преподаватели читают курсы лекций плюс научная работа, и работа с нашими магистрами, аспирантами, в том числе ведут удаленную работу с нашими научными сотрудниками.

— Готовы ли выпускники ВМК к работе в IT-отрасли? Недавно в интервью нашему изданию директор IT-парка Антон Грачев сказал, что они невостребованы, поскольку больше теоретики, чем практики...

— Тогда у него в IT-парке половина резидентов — теоретики. И теоретики занимают топовые позиции в IT-компаниях. Кстати, директор IT-парка в Набережных Челнах Тимур Хазиев — тоже наш выпускник. Если отбросить шутки, то такие утверждения необходимо подкреплять исследованиями, иначе они голословны. Именно результаты исследований показывают обратное: наши выпускники готовы к работе в отрасли. И они стопроцентно востребованы.

Что касается теоретиков и практиков, то в IT-отрасли нужны различные специалисты. Ассоциация АП КИТ проводит регулярно исследования, какие специалисты и навыки нужны рынку. В настоящее время существует 19 IT-профессий, и внутри каждой есть требования к различным уровням навыков: техник, бакалавр, магистр, кандидат наук. Мы не можем замыкаться на каком-то одном навыке. Наша подготовка позволяет студентам обучаться всю жизнь. Наша программа обучения мало чем отличается от Гарварда, Стэнфорда, потому что все наши программы основаны на международных стандартах Computing Curricula. Нужны разные специалисты, поэтому говорить, что кто-то не нужен, неправильно.

— Где востребованы ваши выпускники?

— Говоря о востребованности выпускников, надо исходить из объективных показателей. Сошлюсь на несколько проведенных исследований. В 2008 году компания «Рейтер» опрашивала работодателей о востребованности IT-выпускников вузов по всей России. В то время Казанский университет, единственный среди вузов республики, попал в первую лигу российских вузов. Из казанских вузов во второй лиге не было никого, а в третьей разместился Казанский химико-технологический институт.

Открытие лаборатории сетевых технологий
Открытие лаборатории сетевых технологий

Второе исследование проводила два года назад компания HeadHunter по заказу министерства труда, занятости и социальной защиты республики. Было проведено исследование рейтингов различных специальностей. Оказалось, что выпускники нашего института имеют наибольший средний заработок среди всех университетских выпускников. Кроме этого, они на 100 процентов востребованны, быстро продвигаются по службе и уже через несколько лет либо организуют собственный бизнес, либо возглавляют отделы в IT-компаниях. Также в студенчестве 67 процентов работают по специальности — это две трети. Хотя я не сторонник работы во время обучения, потому что страдает фундаментальная подготовка, но вывод компании HeadHunter о многом говорит.

И ежегодно проводятся конкурсы учебных программ. Наши программы постоянно входят в число 100 лучших инновационных программ в России по итогам 2011, 2012 и 2013 года. Также компания PWC оценила Институт вычислительной математики и информационных технологий как наиболее сбалансированное подразделение КФУ по сочетанию образовательной и научной деятельности. По рейтингу подразделений в университете по итогам прошлого года наш институт на четвертом месте.

Все это объективные показатели. Кроме того, у нас очень высокий проходной балл. Например, балл на информационную безопасность — 87,3. Это выше, чем на любую техническую, инженерную или физмат специальность в Татарстане, и мы входим в пятерку в России по этим показателям. Это значит, что у нас очень хорошие студенты. Кроме того, что мы предоставляем хорошие лаборатории, программы, у нас еще и хорошие студенты. Объективным показателем являются и результаты участия наших студентов в различных олимпиадах. Например, в этом году в олимпиаде ICL участвовали пять наших команд, а одна из них была признана лучшей командой РТ. Для сравнения: команды других подразделений и вузов зачастую не могут пройти заочный тур.

Наши студенты регулярно получали стипендии президента и правительства РФ, стипендии от банков и предприятий, в том числе от международных, например, компании BP. Защиты дипломных работ проходят зачастую online, когда руководители предприятий ищут потенциальных сотрудников.

Студенты ВМиИТ-ВМК участвуют в хакатоне
Студенты ВМиИТ-ВМК участвуют в хакатоне

— Сильно сказывается параллельная учебе работа?

— С одной стороны, это помогает получить практические навыки студенту. Большая часть курсовых и дипломных работ выполняется на производстве. Например, все выпускники кафедры, которую я возглавляю, выполняют выпускную работу в IT-компаниях, это означает, что выпускники сразу готовы приступить к работе. С другой стороны, это мешает подготовке. Хотя вот Дмитрий Еремеев и работал, и отлично учился. Другим тяжелее, хотя я понимаю, что ребятам приходится подрабатывать. Кому-то это удается, у кого-то страдает учеба.

Выпускник, обладающий наряду с практическими навыками фундаментальными знаниями, сможет легко переходить из одной области в другую, переучиваться. IT-отрасль очень быстро меняется, в ней нельзя заранее выучить что-то на всю жизнь. Полученные в институте знания позволяют и дальше успешно учиться. При этом необходима и постоянная адаптация к быстроменяющимся IT-технологиям, поэтому мы сотрудничаем со многими компаниями, которые читают нашим студентам дополнительные курсы, например, «Барс Груп», 1С, Doctor Web и многие другие. Например, завод «Казаньоргсинтез» готовит специалистов по SAP-программам. Кроме этого, уже 15 лет идет целевая подготовка специалистов для «Татнефти».

— Назовите ваших успешных выпускников.

— Среди наших наиболее выдающихся студентов и выпускников Руслан Гильфанов (обладатель в составе сборной России Microsoft Imagine Cup), он сейчас один из директоров крупной международной компании Groupon. Не менее 100 наших выпускников работают на ведущих должностях в высокотехнологичных компаниях Силиконовой долины. Например, Петр Лопухов — в Facebook, многие — в Microsoft, Alliance Coal, IBM, Altair Engineering, HP, Oracle и другие. Во время обучения мы стараемся привить нашим студентам и лидерские качества. Ряд наших выпускников добился успехов в других видах деятельности: Евгения Даутова — председатель правления Спурт Банка, Альфия Когогина — депутат Госдумы РФ, Александр Терентьев — начальник управления по вопросам внутренней политики аппарата президента РТ и многие другие. Недавно в вашей газете было опубликовано интервью с Рустамом Сунгатовым — директором крупной IT-компании КИР. Он тоже наш выпускник.

Жаль, что некоторые работают за рубежом. Возможно, в свое время они не нашли здесь себя. Я радуюсь, что они продвигаются. Например, Силиконовая долина — это место, куда человека просто так не возьмут.

— Много выпускников уезжает работать за рубеж?

— Сейчас меньше. Они постоянно то уезжают, то приезжают. Но вы не найдете ни одного континента в мире, ни одной крупной компании, где бы не работали наши выпускники.

НЕДОСТАТОК НАУКОЕМКИХ КОМПАНИЙ

— Как меняется число абитуриентов с каждым годом?

— Растет. Когда я только стал деканом, конкурс был один к одному, и ходила шутка: «Не ходи мимо ВМК, а то зачислят». С тех пор произошли разительные перемены, и у нас при поступлении огромный конкурс. Средний балл на уровне первой российский пятерки, как я уже говорил.

— Что думаете о сегодняшнем состоянии IT-отрасли в Татарстане, России? Почему специалисты уезжают за границу?

— Большое влияние оказывают условия работы и насколько интересен сам проект. Если взять промышленность в целом, есть предприятия, которые делают ложки, чайники, а есть те, кто выпускает авианосцы, где используются уникальные наукоемкие технологии. То же самое в IT-отрасли: есть компании, которые делают простые вещи типа гаджетов или сайтов (безусловно, полезных), а есть — кто сложные, где используется наука.

Студенты ВМиИТ-ВМк участвуют в хакатоне
Студенты ВМиИТ-ВМК участвуют в хакатоне

Компаний, основанных на науке, в России, к сожалению, мало. Могу привести пример удачной казанской компании MetaQuotes Software Corp, у истоков которой стояли выпускники КАИ и ВМК. Они написали программу, использующую современные математические методы. Их программа сейчас работает на бирже Forex и является стандартом на ней. В команде компании работали наши выпускники — порядка 40 человек.

Вообще, программисты могут никуда и не уезжать, работать удаленно. Но можно работать удаленно из Казани, а можно — на берегу моря под пальмой, кому что больше нравится.

— Поделитесь мнением о проекте Иннополис? Как думаете, реально ли собрать десятки тысяч IT-специалистов в одном месте?

— Сегодня стало реальностью много из того, о чем раньше даже не мечталось. В течение моей жизни я наблюдал, как много из того, о чем даже не мечталось было реализовано. Так что все возможно.

— Что ожидается в ближайшем будущем в вашем институте, какие новые программы, направления?

— Мы, конечно, хотели бы поменять структуру обучения — перейти больше на магистерские и аспирантские программы, и поменьше сделать бакалавров. В последние годы значительно омолодился преподавательский состав. Есть много ребят, которые одновременно работают на предприятиях и передают в нашем институте свои знания. Программа повышения конкурентоспособности позволяет привлечь молодежь в виде постдоков.

Задача университета вообще — стать исследовательским инновационным университетом с элементами предпринимательства. Мы хотим, чтобы и наш институт стал таким. У нас работают ученые мирового класса, но мы хотим усилить именно инновационную составляющую, чтобы могли у себя в институте разрабатывать востребованные проекты.