ДОЛГОВАЯ ЯМА

Сегодня пенсионный фонд России объявил о том, что в течение месяца, с 12 мая по 11 июня, будет проводить совместно с судебными приставами кампанию по взысканию долгов с индивидуальных предпринимателей Татарстана. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в настоящее время 56 тыс. предпринимателей республики имеют задолженность по страховым взносам в ПФР — сумма долга составила без малого 2 млрд. рублей. Из них 1,7 млрд. рублей приходится на обязательное пенсионное страхование, и 244 млн. рублей — на обязательное медицинское страхование. Индивидуальные предприниматели не выплатили пенсионному фонду 49% из всего количества долгов. Оставшаяся часть долга перед ПФР — за работодателями, многие из которых компании небезызвестные. Сумма их задолженности составляет тоже около 2 млрд. рублей. В том числе 1,7 млрд. рублей за обязательное пенсионное страхование и 368 млн. рублей за обязательное медицинское страхование.

Зафиксировано увеличение долговой ямы индивидуальных предпринимателей — по состоянию на 1 марта 2013 года их задолженность перед ПФР составляла 1,3 млрд. рублей. Что интересно, согласно данным отделения пенсионного фонда России по РТ, на 1 января 2013 года задолженность ИП по страховым взносам составляла 571,3 млн. рублей. То есть буквально за несколько месяцев она взлетела в два (!) раза. Рост задолженности в пенсионном фонде связывают с увеличением тарифа фиксированного платежа. В прошлом году произошло двукратное увеличение страховых взносов для ИП до 35,6 тыс. рублей. Большая часть из этой суммы отправилась в пенсионный фонд — 32,4 тыс. рублей, а остальная поступает в федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Предполагалось, что с 2015 года взносы вновь возрастут — до 52 тыс. рублей в год, но позже Владимир Путин пообещал пойти навстречу «бабушкам, вяжущим носки», которых по размеру страхвзносов приравняли к преуспевающим бизнесменам с миллионными оборотами. В итоге летом 2013 года Госдума приняла закон, снизивший ставки для бизнеса. Согласно новым законодательным нормам, для предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс. рублей сохраняется ставка, исчисляемая исходя из 1 МРОТ (в таком случае размер страхового взноса составит 19 тыс. 425 рублей в год). Для предпринимателей, чей годовой доход превышает эту сумму, предусмотрена ставка, исчисляемая исходя из 1 МРОТ плюс 1% от разницы между фактически полученным доходом и суммой 300 тыс. рублей. Закон также установил для индивидуальных предпринимателей верхний предел взносов в пенсионный фонд — 26% от 8 МРОТ. В то же время для каждого из участников крестьянских фермерских хозяйств устанавливается льготный тариф — 26% от 1 МРОТ. Предпринимателям не придется предоставлять в ПФР никаких дополнительных документов. Однако новые, сниженные, тарифы вступили в силу только с 1 января 2014 года.

Тем временем, по данным Росстата на декабрь 2013 года, ИП в России осталось 2,9 млн., хотя годом ранее их было около 4 миллионов. Причина проста и понятна всем: треть малого бизнеса в стране просто не выдержала двукратного увеличения страховых взносов. Ведь в отличие от налога взносы платятся в любом случае, даже если бизнес только запущен и работает в минус или если деятельность не ведется вообще.

РЕЙДЫ ПО РЫНКАМ И ТЦ

— Накопленные долги перед ПФР напрямую влияют на размер будущей пенсии, — напоминает тем временем управляющий отделением ПФР по Республике Татарстан Марсель Имамов. — В соответствии с действующим законодательством стаж работы в качестве индивидуального предпринимателя учитывается при определении размера пенсии только в случае полной уплаты начисленных за этот период страховых взносов. При этом страховые взносы начисляются с момента включения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей независимо от того, работает индивидуальный предприниматель или уже не ведет финансово-хозяйственной деятельности, и до момента исключения из него.

В УФССП РФ по РТ «БИЗНЕС Online» сообщили о том, что судебные приставы уже провели работу по розыску имущества должников-индивидуальных предпринимателей. В случае, если бизнесмены не погасят задолженность, на все найденное имущество (квартиры, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства) пустят в оборот. Кроме того, приставы получили информацию из банков о счетах должников.

— Этот месячник по взысканию долгов с индивидуальных предпринимателей мы проводим с 2007 года. Эффективность сборов в этот период очень большая, — заявила «БИЗНЕС Online» Ирина Абрамова — старший специалист группы по взаимодействию со СМИ.

За месяц приставы намерены провести рейды по крупным рынкам и торговым центрам, а также включить должников в список невыездных — так, предприниматели, которые не потянули новые ставки страховых взносов, рискуют потерять возможность отдохнуть летом за границей.

«ГОСУДАРСТВО ХОТЕЛО ПОЛУЧИТЬ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, А ПОЛУЧИЛО В ТРИ РАЗА МЕНЬШЕ»

Ситуацию с налоговой нагрузкой на малый бизнес газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Алексей Мамаков — директор «Неон-Арт»:

— Основная причина неуплаты налогов заключается в том, что этот самый налог был изменен, произошло изменение налоговой ставки. А аргументов, объясняющих увеличение этой ставки, насколько я знаю, не было. Люди просто вовремя не сориентировались, и сейчас задолженность стала просто неподъемной. Чтобы избежать подобного, нужно грамотно вести налоговую политику. Нужно вводить такие налоги, чтобы было желание их выплачивать. А доходит до абсурдного: государство хотело получить в два раза больше, а получило в три раза меньше.

Если говорить об изменения налоговой ставки для определенных форм бизнеса, наверное, должно быть какое-то разграничение. Нелогично многомиллионный бизнес приравнивать к ларькам.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Я думаю, эта задолженность имеет в большей мере временный характер. Предприниматели должны перестроиться на изменение ставок. Все эти протестные настроения, беспокойства постепенно сходят по мере психологического ожидания. Я считаю, что нынешние ставки по страховым взносам не погубят бизнес, просто нужно закладывать этот налог в стоимость своего продукта.

Самое главное, я считаю, чтобы эта нагрузка была одинаковой для всех. Чтобы не было каких-то льгот, благодаря которым бизнес может получить какие-то конкурентные преимущества. Потому что есть некоторые малые формы бизнеса, которые вполне могут конкурировать с крупными. Это возможно, потому что у малых форм бизнеса некоторые издержки гораздо меньше. То же самое касается и других районов — везде налог должен быть одинаковым.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Сейчас каждый должен пенсии зарабатывать, а в России просто не привыкли думать о будущем. Поэтому эту ситуацию можно назвать палкой о двух концах. С одной стороны, страховые взносы должны быть реальными, и в то же время общая нагрузка должна быть адекватной. Сейчас есть тенденция к сокращению производства. А нет производства — нет и налогов. А что касается пенсии, то тут государство может обеспечить какую-то минимальную ставку, но основную часть люди должны зарабатывать сами.

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Проблемы выплат ИП социальных взносов, как мне кажется, происходят из-за целого ряда факторов, которые в сумме приводят к тому, что МСП сейчас не является самым быстроразвивающимся сегментом отечественной экономики. Во-первых, негативный эффект оказало одномоментное повышение страховых взносов в начале 2013 года, после чего многие ИП были закрыты и их деятельность впоследствии так и не была возобновлена. Во-вторых, конечно, агрессивное повышение ставки со стороны ЦБ РФ на фоне украинского кризиса. Из-за этого возможности по фондированию у МСП существенно снизились — сейчас государство работает над проектом по созданию механизмов государственного гарантирования займов малого предпринимательства. К сожалению, пока этого механизма нет, так что у ИП могут возникать проблемы с финансированием операционной деятельности, а следовательно, и выплатами социальных взносов. В-третьих, существенным негативом для ИП стала ситуация в банковском секторе: многие предприниматели держали свои оборотные средства в одном банке, и в случае отзыва у него лицензии практически лишались возможности продолжить свою деятельность. Сейчас данный изъян убран — теперь АСВ будет возмещать вклады ИП аналогично депозитам физических лиц, но негативное давление уже было оказано. В целом, думаю, что во второй половине года ситуация с задолженностью может стабилизироваться.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— На текущий момент известно, что задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд есть примерно у 56 тысяч предпринимателей. Получается, что каждый подобный работодатель недоплатил в фонд не менее 35 тысяч рублей. Даже если учесть, что у малого и среднего бизнеса заняты не более 5 человек на предприятии, каждый из них уже недосчитается средств к будущей пенсии. Это достаточно большие суммы, чтобы их игнорировать. Однако доказать возможность взыскания будет не так просто: малый и даже средний по размерам бизнес и в масштабе всей России находится больше в тени и не афиширует своих доходов, так как выжить в текущих налоговых условиях практически невозможно.

Общая ситуация по стране примерно идентична той, что сложилась в Республике Татарстан. Объем задолженностей по страховым взносам растет последние несколько месяцев, не исключено, что показатель прибавит до 15 процентов в текущем году.