С КАКИМИ ЖАЛОБАМИ ПРИХОДЯТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ К БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНУ ТАТАРСТАНА

В Татарстане заработали общественные приемные, куда бизнесмены могут пожаловаться на коррупцию или на то, что власти мешают развитию его дела. Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», подводит первые итоги работы общественных приемных и анализирует системные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются деловые люди республики.


БИЗНЕСМЕНЫ БОЯТСЯ ХОДИТЬ В КРЕМЛЬ

Общественные приемные работают меньше трех месяцев, поэтому какие-то выводы делать рано. Вопросы те же самые, с которыми мы сталкивались и раньше. Это проблемы с выделением земли, проверки со стороны различных служб, налоговое регулирование, имущественное взаимоотношение и вопросы взаимодействия внутри самого бизнеса. Часто предприниматели, пытаясь свести счеты с конкурентом, используют давление различных госорганов.

Пока все обращения, какие поступают в приемные, находятся в работе, мы получаем материалы, анализируем. Приемная — это дополнительный механизм в прямой связи с предпринимателем. Как выяснилось, многим психологически оказалось проще обратиться в обычный офис, нежели идти на прием в Кремль, где у меня находится кабинет. Другая особенность — несмотря на то, что в Челнах также заработала общественная приемная, бизнесмены все равно отправляют свои заявления в Казань. Видимо есть некие опасения и сомнения в том, что власти на местах действительно будут разбираться с их проблемами и не станут чинить препятствия в их разрешении. А в столице Татарстана есть еще надежда на республиканские власти.

Однако хочу сразу заметить: мы не даем денег, не оказываем финансовой и материальной поддержки. Этим у нас занимаются другие ведомства. Наша задача — это защита прав бизнесменов от незаконных действий власти. Мы стараемся максимально оказывать любую юридическую помощь. Часто бизнесмену достаточно, чтобы ему рассказали и разложили по полочкам, как действовать в конкретной ситуации для того, чтобы предприниматель мог легко защитить свои права. Иногда нужно просто подсказать, как правильно сформулировать требования, чтобы вопрос был решен.

Если это не помогает, у нас задействованы другие механизмы и рычаги. Мы максимально анализируем ситуацию, даем первичную юридическую консультацию и дальше, если необходимо, его права отстаиваем на всех уровнях. Мы обращаемся в органы госвласти, которые допустили нарушение, если они не реагируют, то в вышестоящие органы. Если ситуацию не получается разрешить, в таком случае доводим информацию до руководства республики о фактах, которые мешают развитию бизнеса. И дело сдвигается с мертвой точки.

ЮРИСТЫ ПО ТЕЛЕФОНУ

Кроме того, у нас есть возможность участвовать в выездных проверках, которые проводятся у предпринимателей. Естественно, это мы можем сделать по заявлению бизнесмена. Правда, пока еще не пользовались этим правом. Мы не сможем сделать экстренную помощь для бизнеса и выезжать на каждую проверку только потому, что у нас просто не хватит сотрудников. В прошлом году по данным прокуратуры в республике было 48 тысяч проверок, по данным комитета по социально — экономическому мониторингу — 75 тысяч проверок. Если взять те данные, которые не попали в статистику, контроля было гораздо больше. Мы сейчас хотим вывести общую цифру, сколько же всего проверок проводится по республике, пока таких объединенных данных нигде нет.

Получается, что в день в Татарстане проводится по 300 проверок, мы физически не сможем осилить такой объем работы. Тем не менее, мы нашли выход из ситуации и оказываем помощь по телефону.

К примеру, предприниматель звонит и говорит: пришел проверяющий, какие мои дальнейшие действия? И наши специалисты дают свои рекомендации. Есть базовый пакет, набор действий, которые должен осуществлять и проверяющий, и бизнесмен. Чтобы в случае, если предприниматель не согласится с выводом надзорных органов, можно было оспорить это решение в суде. И как мы видим, телефонные консультации дают хороший результат. Уже сам факт того, что владелец бизнеса получает юридическую консультацию по телефону, как говорится, в режиме реального времени, останавливает проверяющих от противозаконных действий.

СТРОЕНИЕ ЕСТЬ, А ЗЕМЛИ ПОД НИМ — НЕТ

Часто предприниматели пишут 5-10 страниц эмоционального текста, и иногда пытаются показать одну сторону медали. «Я святой, меня обдели». Но всегда есть и другой участник процесса. Мы выясняем все. И тогда понимаем, стоит ли нам поддерживать и решать проблему предпринимателя. Часто люди сразу не согласны с решением надзорных органов. Проходит долгий период времени, пока мы анализируем, запрашиваем материалы, делаем заключение, и в итоге выясняется, что проверяющие вынесли свой вердикт верно.

Каждое дело многогранно. К примеру, в Арске предприниматель получил большой земельный участок под строительство торгового комплекса с подземной стоянкой. Построил небольшой торговый объект на 80 квадратных метров со стоянкой, а рядом открыл шиномонтаж, и т.п. И суд снести все постройки, кроме магазина. Потому что изначально получал землю под торговый центр. Однако, теперь возникли сложности по согласованию проекта. Он пришел в исполком, принес один проект. А ему говорят, а чего ты один приносишь, принеси сразу 3, а мы выберем. Понятно, что местные власти хотят выбрать оптимальный вариант. Для бизнесмена очевидная потеря денег и времени. Сказать, что предприниматель полностью прав — нельзя. Мы видим, что в его действиях есть определенные нарушения. Наверное, таких большинство. Но это жизнь такова. Сущность самого бизнеса такова, что постоянно приходится рисковать. Я не считаю, что нужно бизнесмена обвинять в чем-то, скорее это стандартная история. Но и в отношении него точно есть предвзятость со стороны местной власти.

Есть еще одна история. Предприниматель купил у банкротного предприятия в начале нулевых несколько объектов в Арском районе. Не регистрировал их, это его большая ошибка. После того, как решил все оформить, ему отказали, потому что не было первичных документов на недижимость. Он обратился в исполком с просьбой, дайте мне землю под один из объектов, а потом оформлю его строительство. Исполком снова отказал, потому что у местных властей был план развития района и на месте его строений должна появиться картинговая площадка. А в это время у него уже работал цех по ремонту техники на 2000 кв. м. В итоге, дело попало в суд, с него потребовали снос незаконно сооруженного объекта. Вместо того, чтобы бороться дальше, он принял решение суд и за свои же деньги ликвидировал объект. Вся эта история длилась до 2011 года, но до сих пор на этом месте нет картинговой площадки, а земельный участок так и не передан в РАНО. Мы квалифицируем это как неправильные действия в отношении предпринимателя со стороны местных властей.

Подобные случаи, к сожалению, случаются часто. Предприниматель покупает объект, а потом муниципалитеты отказываются выделять землю под ним. Вне зависимости, функционирующий это цех или недостроенное здание. Конечно, власти в праве это делать, однако, если это касается развития бизнеса в районе, местные чиновники не должны отказывать по надуманным обстоятельствам.

Что касается этого случая, то по Арскому району есть еще несколько нерешенных вопросов. Сейчас мы хотим объединить всю информацию от бизнесменов, а потом встретиться с муниципальными властями и определить дальнейшие действия.

УСТРОЙ ИНВАЛИДА — ПОЛУЧИ «КОНФЕТУ»

Системные проблемы случаются на каждом уроне, начиная от федерального, заканчивая муниципальным. Мы вносим свои коррективы, стараемся, чтобы интересы бизнеса были учтены.

Недавно к нам на рассмотрение поступил проект закона перед вторым чтением в государственном совете РТ касаемо трудоустройства инвалидов на предприятиях малого бизнеса. Мы отнеслись крайне отрицательно к данному законопроекту. Сегодня согласно Федеральному законодательству и постановления Кабмина предприниматель и юр лица, у которых в штате более 100 сотрудников, 4 % персонала должны составить инвалиды. А сейчас эту планку хотят сместить. Если у тебя от 35 до 100 сотрудников, то ты должен иметь на предприятии 3 % людей с ограниченными возможностями. Если ты этого не делаешь, то платишь штраф.

Это конечно очень важная задача, как устроить инвалида на работу. Но ее решение перевешивать на малый и средний бизнес — это не правильно. Я слышал, что бывших заключенных планируют трудоустраивать и за это стимулировать предпринимателя. Если он взял бывшего зека, то бизнесмену будут компенсировать минимальную оплату труда плюс все социальные платежи на данную категорию работника. Но почему к инвалидам такого подхода нет? Бизнесмены говорят, что это для них это станет действительно проблемой. Получается, они сами должны бегать и искать того, кто сможет у них работать. При том, что часто из центра занятости приходит человек по направлению и просит просто поставить печать, что с его болезнью на фирме работать невозможно. Потому что многие привыкли жить на пособие. Тут надо не обязывать, а стимулировать. Устроил инвалида на работу — получи «конфету».

Депутатский корпус вроде с нами согласился, и мы сейчас будем думать, как можно поменять законопроект к третьему чтению.

Тимур Нагуманов