Иван Кузнецов
Иван Кузнецов (фото: http://www.kzn.ru/)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БРЕНДБУК

Со стороны городского руководства в переговорах приняли участие заместитель руководителя исполнительного комитета города Казани Иван Кузнецов, начальник управления наружной рекламы исполкома Ирина Дябилкина, заместитель председателя КЗИО Татьяна Козловская, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Ринат Мустафин и начальник юридического отдела этого же управления Анастасия Латыпова.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель директора «КАН-Авто» и председатель ассоциации автомобильных дилеров РТ Сергей Чернов, со стороны членов ассоциации в переговорах приняли участие представители компаний «КАН-Авто», ТТС, «Акос», «Барс Авто» и «Кайт-Авто».

Напомним, что введенные в действие с 1 апреля новые поправки в правила благоустройства Казани в числе прочего запрещают размещать информационные конструкции за границами земельного участка, принадлежащего их собственнику. Наибольшие негативные последствия от нововведения почувствовали автодилеры — расположенные на муниципальной земле, вне территории автосалонов, информационные стелы и флаговые группы оказались под запретом.

Суть проблемы ранее в своей колонке в «БИЗНЕС Online» изложил сам Чернов. По его словам, новые правила делают невозможным следование стандартам оформления автосалонов, разработанных автопроизводителями и являющихся обязательными для дилеров всех стран мира. Неисполнение требований брендбука, по словам Чернова, в итоге может привести к снижению дилерского бонуса и даже к расторжению дилерского соглашения.

22 апреля на собрании автодилеров Казани было принято совместное обращение в адрес мэра Казани Ильсура Метшина (имеется в распоряжении редакции «БИЗНЕС Online»), в котором бизнесмены предложили рассмотреть возможность внесения исключения в правила благоустройства Казани, касающееся размещения стел и флаговых групп, устанавливаемых дилерами в соответствии с требованиями автопроизводителей. «При этом мы считаем крайне необходимым предоставить нам возможность аренды либо выкупа муниципальных земельных участков под размещение данных конструкций», — говорилось в письме автодилеров Казани.

На вчерашней встрече в исполкоме Казани был дан ответ на это предложение. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Чернов, городские власти выразили готовность пойти навстречу автодилерам. «Сегодня мы договорились создать рабочую группу, которая будет еженедельно проводить совещания по каждому конкретному автодилеру для выработки вариантов решения его вопроса. Мы идем полным ходом к узакониванию наших конструкций. Мы надеемся, что в результате согласований мы придем к внесению изменений в правила благоустройства Казани. С автодилерами будут продлены или перезаключены договоры аренды муниципальной земли, на которой расположены информационные конструкции, или же им будет предложено выкупить эти участки в собственность. В принципе, оба решения нас полностью устраивают», — сказал он.

Сергей Чернов (справа)
Сергей Чернов (справа)

«Я ПОНИМАЮ, У АВТОДИЛЕРОВ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ОСТАВИТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ»

Как пояснила Дябилкина, полностью релазовать те предложения, которые автодилеры высказали в своем письме, юридически невозможно. По ее словам, раньше была юридическая лазейка — закон позволял такие конструкции называть саморекламой потребительского рынка и «притягивать» к ним закон о рекламе. «И мы так делали. Но после внесения поправок в закон о рекламе законодатель провел четкую грань между информационными и рекламными конструкциями. Теперь у стел и флаговых групп, расположенных за пределами участков, отведенных под автосалоны, нет юридического статуса — это и не рекламная, и не информационная конструкция. Я понимаю, у автодилеров есть желание оставить все как есть. Но законодательство поменялось, и юридической основы для этого больше нет. Мы не можем работать по старым схемам», — пояснила Дябилкина позицию исполкома Казани.

По ее словам, имеются лишь два варианта: либо увеличение земельного участка, который сейчас принадлежит автосалону, чтобы у него была возможность правильно установить предписанную брендбуком конструкцию, либо перенос конструкции в пределах уже отведенного участка, тем более что участки, которыми владеют автосалоны, довольно большие.

Рабочая группа в каждом конкретном случае будет рассматривать техническую возможность присоединения, и если под данным участком располагаются коммуникации, проходит «красная линия» межевания или есть какие-то другие ограничения, то автодилеру придется переносить стелы или флаговые группы на свою территорию.

Ирина Дябилкина
Ирина Дябилкина

«Сергей Чернов апеллирует к брендбукам автопроизводителей. Но такие же обязательства есть и у других бизнесов. Например, есть брендбук у магазина «Магнит», который предусматривает размещение фигур овощей и фруктов на фасадах зданий. Или, например, брендбук «Билайна» предусматривает покраску фасада офиса в черно-желтую полоску. Но наличие требований брендбуков автодилеров не значит, что город готов автоматически пойти на их выполнение. Брендбук должен соответствовать интересам города. Мы прислушиваемся к аргументации бизнеса о необходимости выполнения требований брендбука, но в разумных пределах, — отметила Дябилкина. — Разумеется, ни о каком изменении федерального законодательства и правил благоустройства Казани в угоду одного сегмента рынка речи быть не может. Хотя автодилеры — всем известные лоббисты с серьезными возможностями. Мы готовы работать с автодилерами по сохранению этих конструкций, но в рамках существующего законодательства».

По словам начальника управления наружной рекламы, никаких оснований для спешки при этом нет: «Конструкции будут стоять, пока действует выданное ранее разрешение. Разрешение выдавалось на пять лет, так что действие последних из них закончится в 2018 году. В 2014 году заканчивается разрешение только на пять конструкций, в том числе на четыре конструкции, принадлежащие ТТС. По мере того как будет заканчиваться срок действия решения, мы будем вести по каждой конструкции индивидуальную работу, чтобы так или иначе узаконить ее», — рассказала она.

Всего таких конструкций, которые расположены на муниципальной земле, по словам Дябилкиной, в Казани 78 штук. Они принадлежат 10 автодилерам.

«ЭТИМ ПИСЬМОМ ОН ТОЛЬКО ВНЕС СУМАТОХУ В ПЛАНОМЕРНУЮ РАБОТУ ИСПОЛКОМА»

Подробности встречи с автодилерами газете «БИЗНЕС Online» рассказал Кузнецов. По его словам, исполком Казани уже давно начал работу по упорядочиванию и рекламных, и информационных конструкций.

«Чтобы навести порядок, нужны понятные и прозрачные правила игры для всех. Если мы начнем делать кому-то исключения из правил, то это опять приведет к хаосу на рынке и нарушению закона о конкуренции. У всех должны быть одинаковые условия для ведения бизнеса, — отметил заместитель руководителя исполкома Казани. — Коллизию, о которой говорят автосалоны, в руководстве исполкома предвидели уже давно. Поэтому уже с начала этого года я провел ряд встреч с руководителями крупнейших автодилеров. Была создана рабочая группа по выработке решения проблемы. В нее входят представители управления наружной рекламы, специалисты управления архитектуры, комитета земельных и имущественных отношений и специально приглашенные специалисты в других областях. Сегодня на сайте управления наружной рекламы появится график встреч с автодилерами». Так что, по его словам, нельзя сказать, что сегодняшняя встреча в исполкоме стала результатом письма автодилеров Метшину. «Чернов инициировал письмо, зная, что работа идет. Этим письмом он только внес суматоху в планомерную работу исполкома», — подчеркнул он.

Кузнецов предостерег от принятия единого решения по всем автосалонам. «В каждом случае вопрос должен решаться индивидуально — где-то мы будем предоставлять прилегающие, смежные участки, а где-то будем просить автосалоны перенести конструкцию на их земельные участки, которые им были отведены ранее. Главное — не потерять контроль над этим процессом, все должно быть прозрачно и с учетом всех обстоятельств», — пояснил он. В противном случае, по словам заместителя руководителя казанского исполкома, каждый желающий — автосалон, шиномонтаж или кто-то еще — потребует увеличить для себя участок земли под тем предлогом, что на муниципальной земле стоит его информационная конструкция.