460.jpg
Равиль Зиганшин

СПАД ПОСЛЕ УНИВЕРСИАДЫ

Согласно опубликованной на днях бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «СК «Татфлот» упала на 48% — с 1,94 млрд. рублей в 2012 году до 1,02 млрд. рублей в 2013 году. Главный намыватель песка на стройку футбольного стадиона «Казань-Арена» и поставщик ОПГС на стройку «Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра» в прошлом году лишился этих заказов, потеряв 776 млн. выручки только по строке «строительство».

Согласно базе данных СПАРК, конечными владельцами «Татфлота» через цепочку доверенных лиц и компаний являются минземимущества РТ, гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин и его давний партнер Фархат Хуснутдинов, работавший с 2005 по 2011 год в команде Рустама Минниханова сначала руководителем секретариата премьер-министра РТ, а после повышения шефа ставший руководителем управделами президента и работавший на этом посту до 2011 года. Собственником ОАО «СК «Татфлот» является ОАО «Татфлот», в котором 25% принадлежит ведомству Азата Хамаева, а 75% — ООО «Итиль-транс». Последнее принадлежит пополам ООО «Бизнес-Формат», конечным бенефициаром которого является Хуснутдинов, и ООО «Интеко», на 76% принадлежащее супруге главного строителя Универсиады Светлане Зиганшиной (24% общества находится в собственности ООО «Нарат», подконтрольного, в свою очередь, самому «Интеко»).

Основные направления деятельности СК «Татфлот» — добыча, перевозка и продажа нерудных строительных материалов.

Выручка ОАО «СК «Татфлот», млрд. рублей

111.jpg

ПОТЕРЯЛ НА ТУРИСТАХ И ДАЧНИКАХ

Впрочем, спад выручки — полбеды. Настоящая проблема — плохой контроль себестоимости предприятия. Несмотря на существенное снижение продаж, основные издержки сократились не столь сильно. Это привело к получению валового убытка в размере 98,5 млн. рублей в 2013 году против валовой прибыли в 2 млн. рублей в 2012-м. Подчеркнем, что это первое превышение себестоимости над выручкой, судя по доступной отчетности предприятия за последние несколько лет.

Несмотря на небольшое сокращение управленческих расходов, операционный убыток вырос на 84% до 187 млн. рублей по итогам 2013 года.

Структура выручки ОАО «СК «Татфлот»

2.jpg

Где же слабое звено? Исходя из детализации прибыли, на своих товарах (ОПГС и песок) компания заработала в прошлом году 413,3 млн. рублей — на 145,6 млн. рублей меньше, чем в 2012 году. А вот на услугах (погрузка-разгрузка, перевозки) потеряла 600,6 млн. (!) рублей. Другими словами, сегмент услуг, в противовес товарам, хронически убыточен для предприятия. Нельзя здесь не отметить, что «Татфлот» — единственный в РТ пассажирский перевозчик транспортом пригородного водного сообщения с применением регулируемых тарифов.

3.jpg

СМЕШНЫЕ ДЕНЬГИ

Существенной проблемой СК «Татфлот» остается высокий уровень износа основных средств, в частности, погрузочных терминалов и причалов. Это, следовательно, обуславливает высокие издержки.

Структура прибыли от продаж ОАО «СК «Татфлот», млн. рублей

4.jpg

Тем временем в целом поправить финансовое положение удалось за счет улучшенного баланса прочих статей. Положительное сальдо прочих доходов и расходов выросло в 2 раза: со 114,1 млн. рублей за 2012 год до 218,9 млн. рублей за 2013 год. Еще одна приятная деталь: дебиторская задолженность заказчиков предприятия, хотя и снизилась в минувшем году на 44 млн. рублей, составляет по-прежнему внушительные 469 млн. рублей, которые, вероятно, могут прийти на счета «Татфлота» в обозримом будущем.

Пока же чистая прибыль «Татфлота» по итогам прошлого года изменилась несущественно, снизившись на 12%: с более чем скромных при двухмиллиардной выручке в 2,5 млн. рублей в 2012 году до символических при миллиардной выручке 2,2 млн. рублей в 2013 году...

Основные экономические показатели ОАО «СК «Татфлот»

5.jpg