Александр Сладковский

ВСЕ РАЗГОВОРЫ ОБ АНТОЛОГИИ — ЭТО ПЫЛЬ В ГЛАЗА И ЗАДУРИВАНИЕ НАИВНЫХ ТАТАР

Президент Татарстана Рустам Минниханов вчера подписал указ о награждении лауреатов Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая в 2014 году. Как и сообщали ранее наши источники, она была присуждена челнинскому писателю Вахиту Имамову (за двухтомный исторический роман «Огненная степь») и каллиграфу Владимиру Попову (за серию каллиграфических композиций). Обделен был не только суперфаворит №1 Фатих Сибагатуллин с книгой «Татары и евреи», ставшей поводом для скандала, но и Александр Сладковский, считавшийся негласно одним из фаворитов на вручение премии за «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан», созданную ГСО РТ в 2013 году. Однако все изменилось после публикации статьи музыковеда Юлдуз Исанбет, которая критически отозвалась об «Антологии». Фрагменты ее были, в частности, опубликованы 19 апреля в газете «Казанские истории» в формате полемики с ее московской коллегой Евгениией Кривицкой.

42681.jpg
Фатих Сибгатуллин

Исанбет подвергла сомнению, что работа Сладковского, в принципе, является антологией.

«...до выдвижения его кандидатуры на соискание премии было бы лучше сначала такую антологию заиметь, ибо то, чем дирижер кичится как антологией, таковой не является. Все разговоры о ней — это пыль в глаза и задуривание наивных татар, — пишет Исанбет (орфография и пунктуация автора сохранены). — Никакой реальной «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан» Сладковский в действительности не издавал и в силу отсутствия у него даже элементарной ориентации в истории, практике татарской профессиональной музыки и в творчестве композиторов разных национальностей, когда-либо проживавших в Республике Татарстан и на территории отошедших к ней частей Казанской и других губерний, издать не мог».

«Кроме того, музыка композиторов Республики Татарстан представлена в аудио-издании фактически только татарской музыкой,
— отметила музыковед. — В нем нет ни только самостоятельного раздела русской музыки, но даже ни одного ее чистого образца, хотя только даже среди бывших и настоящих членов Союза композиторов РТ насчитывается более 20 известных русских композиторов».

Также Исанбет прошлась по текстовой части, указывая на фактические ошибки:

«Текст написан автором (фамилия его от потребителей скрыта), явно не имеющим даже начального музыкального образования. В сведениях о композиторах и аннотациях, написанных без соблюдения единых критериев, нет необходимой стандартной информации, в том числе, не указаны хотя бы годы жизни композиторов».

«СТИЛИСТИЧЕСКИ ЭТО СКОРЕЕ НАПОМИНАЕТ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД»

Сегодня — после публикации указа о победителях — Сладковский ответил на эти обвинения (и не только на них, также он косвенно покритиковал жюри), разместив статью в блоге симфонического оркестра (орфография и пунктуация автора сохранены).

«Никому и никогда я не обещал записать всю музыку всех татарских композиторов. Моя задача — развивать и продвигать в мир Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, который через год, надеюсь, будет широко отмечать свое 50-летие. Выполняю я эту задачу как могу, и результаты нашего творчества сегодня очевидны для людей, которые с аншлагами заполняют Большой концертный зал на концертах нашего оркестра, для выдающихся музыкантов, постоянно приезжающих в Казань, для уважаемых критиков, которые реально слышат звучание нашего оркестра в разных залах нашей Родины.

Антология, номинирующаяся на премию Тукая, это один из многочисленных сегментов моей работы продвижения коллектива. И мы записали эти диски не для того, чтобы получить столь высокую награду. Самая важная для меня награда – это любовь наших слушателей, аудитория которых за последние четыре года увеличилась в разы. Кстати, благодаря и записи Антологии.

В критике в свой адрес я не вижу ничего предосудительного. Вызывает беспокойство тот факт, что госпожа Исанбет не ограничивается творческой оценкой дирижера и оркестра, а очень агрессивно вмешивается в сферу моей личной жизни, что, на мой взгляд, является предметом разбирательства соответствующих органов, а не деятелей искусств России и Татарстана. Стилистически это скорее напоминает исковое заявление в суд, десяток которых за последние три года рассмотрели в связи со мной не с целью установления истины, а с целью публично «облить зеленкой и посыпать мукой».

Настораживает также то, что одна такая «критическая статья», разосланная во все возможные СМИ республики и выданная лично каждому члену комиссии по присуждению премии Тукая, перечеркнула десятки рецензий и отзывов людей не только из Татарстана, но и со всего мира.

И в этой связи возникает справедливый вопрос: а кто же может гарантировать, что завтра подобным образом не будет подвергнута сомнениям, например, моя трактовка симфонии Малера, а люди, принимающие решение, вдруг с этим возьмут и молчаливо согласятся?

И последняя деталь. С момента создания Антологии за неполные два года более 4, 5 тысяч экземпляров разошлись по всему миру. А на прошлой неделе мы получили устное распоряжение из Министерства культуры РТ о печати дополнительного тиража Антологии. Для чего нужно печатать дополнительный тираж Антологии, если цель этой работы – «задуривание наивных татар» (цитата Ю. Исанбет)?»