Сегодня главный дирижер и худрук ГСО РТ дал свою оценку ситуации вокруг вручения Государственной премии им. Габдуллы Тукая. Напомним, что он был выдвинут на премию за «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан», созданную ГСО РТ в 2013 году, и до последнего неформально считался одним из фаворитов гонки. Однако все испортила статья музыковеда Юлдуз Исанбет, которая критически отозвалась об «Антологии», тем самым вызвав сомнения членов комиссии. В результате Сладковский получил только 3 голоса из 15, что оставило его за бортом престижной премии. «БИЗНЕС Online» публикует отповедь дирижера своим критикам, размещенную в блоге официального сайта ГСО.
Александр Сладковский |
ВСЕ РАЗГОВОРЫ ОБ АНТОЛОГИИ — ЭТО ПЫЛЬ В ГЛАЗА И ЗАДУРИВАНИЕ НАИВНЫХ ТАТАР
Президент Татарстана Рустам Минниханов вчера подписал указ о награждении лауреатов Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая в 2014 году. Как и сообщали ранее наши источники, она была присуждена челнинскому писателю Вахиту Имамову (за двухтомный исторический роман «Огненная степь») и каллиграфу Владимиру Попову (за серию каллиграфических композиций). Обделен был не только суперфаворит №1 Фатих Сибагатуллин с книгой «Татары и евреи», ставшей поводом для скандала, но и Александр Сладковский, считавшийся негласно одним из фаворитов на вручение премии за «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан», созданную ГСО РТ в 2013 году. Однако все изменилось после публикации статьи музыковеда Юлдуз Исанбет, которая критически отозвалась об «Антологии». Фрагменты ее были, в частности, опубликованы 19 апреля в газете «Казанские истории» в формате полемики с ее московской коллегой Евгениией Кривицкой.
Фатих Сибгатуллин |
Исанбет подвергла сомнению, что работа Сладковского, в принципе, является антологией.
«...до выдвижения его кандидатуры на соискание премии было бы лучше сначала такую антологию заиметь, ибо то, чем дирижер кичится как антологией, таковой не является. Все разговоры о ней — это пыль в глаза и задуривание наивных татар, — пишет Исанбет (орфография и пунктуация автора сохранены). — Никакой реальной «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан» Сладковский в действительности не издавал и в силу отсутствия у него даже элементарной ориентации в истории, практике татарской профессиональной музыки и в творчестве композиторов разных национальностей, когда-либо проживавших в Республике Татарстан и на территории отошедших к ней частей Казанской и других губерний, издать не мог».
«Кроме того, музыка композиторов Республики Татарстан представлена в аудио-издании фактически только татарской музыкой, — отметила музыковед. — В нем нет ни только самостоятельного раздела русской музыки, но даже ни одного ее чистого образца, хотя только даже среди бывших и настоящих членов Союза композиторов РТ насчитывается более 20 известных русских композиторов».
Также Исанбет прошлась по текстовой части, указывая на фактические ошибки:
«Текст написан автором (фамилия его от потребителей скрыта), явно не имеющим даже начального музыкального образования. В сведениях о композиторах и аннотациях, написанных без соблюдения единых критериев, нет необходимой стандартной информации, в том числе, не указаны хотя бы годы жизни композиторов».
«СТИЛИСТИЧЕСКИ ЭТО СКОРЕЕ НАПОМИНАЕТ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД»
Сегодня — после публикации указа о победителях — Сладковский ответил на эти обвинения (и не только на них, также он косвенно покритиковал жюри), разместив статью в блоге симфонического оркестра (орфография и пунктуация автора сохранены).
«Никому и никогда я не обещал записать всю музыку всех татарских композиторов. Моя задача — развивать и продвигать в мир Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, который через год, надеюсь, будет широко отмечать свое 50-летие. Выполняю я эту задачу как могу, и результаты нашего творчества сегодня очевидны для людей, которые с аншлагами заполняют Большой концертный зал на концертах нашего оркестра, для выдающихся музыкантов, постоянно приезжающих в Казань, для уважаемых критиков, которые реально слышат звучание нашего оркестра в разных залах нашей Родины.
Антология, номинирующаяся на премию Тукая, это один из многочисленных сегментов моей работы продвижения коллектива. И мы записали эти диски не для того, чтобы получить столь высокую награду. Самая важная для меня награда – это любовь наших слушателей, аудитория которых за последние четыре года увеличилась в разы. Кстати, благодаря и записи Антологии.
В критике в свой адрес я не вижу ничего предосудительного. Вызывает беспокойство тот факт, что госпожа Исанбет не ограничивается творческой оценкой дирижера и оркестра, а очень агрессивно вмешивается в сферу моей личной жизни, что, на мой взгляд, является предметом разбирательства соответствующих органов, а не деятелей искусств России и Татарстана. Стилистически это скорее напоминает исковое заявление в суд, десяток которых за последние три года рассмотрели в связи со мной не с целью установления истины, а с целью публично «облить зеленкой и посыпать мукой».
Настораживает также то, что одна такая «критическая статья», разосланная во все возможные СМИ республики и выданная лично каждому члену комиссии по присуждению премии Тукая, перечеркнула десятки рецензий и отзывов людей не только из Татарстана, но и со всего мира.
И в этой связи возникает справедливый вопрос: а кто же может гарантировать, что завтра подобным образом не будет подвергнута сомнениям, например, моя трактовка симфонии Малера, а люди, принимающие решение, вдруг с этим возьмут и молчаливо согласятся?
И последняя деталь. С момента создания Антологии за неполные два года более 4, 5 тысяч экземпляров разошлись по всему миру. А на прошлой неделе мы получили устное распоряжение из Министерства культуры РТ о печати дополнительного тиража Антологии. Для чего нужно печатать дополнительный тираж Антологии, если цель этой работы – «задуривание наивных татар» (цитата Ю. Исанбет)?»
Справка
«Антология музыки композиторов Татарстана» была записана на лейблах Sony Music Entertainment и RCA Red Seal Records в сотрудничестве с продюсером и режиссером берлинской студии B-sharp Филиппом Ниделем в течение шестой сессии в Государственном большом концертном зале им. Сайдашева в августе 2012 года. Ее презентация прошла в Казани в марте 2013-го. На первом диске были произведения классиков Татарстана (Фасиль Ахметов, Алмаз Монасыпов, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов), на втором — современных композиторов-женщин (Масгуда Шамсутдинова, Резеда Ахиярова, Зульфия Раупова, Елена Анисимова), на третьем — современных композиторов-мужчин (Анатолий Луппов, Ринат Еникеев, Шамиль Тимербулатов, Рашид Калимуллин и другие).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 171
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.