Мария Климова
Многие видят именно в Марии Климовой и плодах ее деятельности корень многих нынешних проблем «рубиновых»

1. УВОЛИТЬ МАРИЮ КЛИМОВУ

Безусловно, новый генеральный директор должен сразу показать общественности, кто в доме хозяин. Для этого просто необходимы в том числе и по-настоящему популистские решения, которые, вне всяких сомнений, вызовут исключительно позитивные отзывы, к примеру, в болельщицкой среде. И выбор в этой ситуации в качестве ритуальной жертвы Марии Климовой выглядел бы абсолютно логичным. Хотя главный маркетолог клуба и не выходит непосредственно на поле, промахиваясь из пределов чужой штрафной по воротам, многие видят именно в этой даме и плодах ее деятельности корень многих нынешних проблем «рубиновых». Конечно, это выглядит серьезным преувеличением, тем не менее об очевидных маркетинговых провалах казанцев на протяжении 2013 года газета «БИЗНЕС Online» писала неоднократно. Будь-то анализ политики в этом направлении в целом или конкретные проекты, вроде широко разрекламированного фирменного клубного магазина, открывать который приехал его владелец, защитник... ЦСКА Василий Березуцкий, а половину ассортимента составляет атрибутика самых разных команд, включая соперников «Рубина» по премьер-лиге. Возможно, Климова, у которой за плечами определенный послужной список, и профессионал в своем деле, но в Казани у нее точно пошло что-то не так. И смена ее места работы в нынешней ситуации, пожалуй, пойдет на пользу всем заинтересованным в успехах «Рубина» лицам.

2. ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛУБНОЙ ЭМБЛЕМЫ

Еще один, хоть и популистский, но просто необходимый шаг. Имидж руководителя, «зарубившего петуха», очень поможет Айрату Гараеву в формировании отношений с фанатским сообществом. Разговоры о нынешней клубной эмблеме, сделанной за огромные деньги итальянской компанией, уже немного поднадоели, но проблема по-прежнему не снята. Одним росчерком пера, одной выдвинутой инициативой новый генеральный директор может сделать такой шаг к сближению клуба и его болельщиков, какой могут не позволить совершить спортивные результаты «Рубина» в ближайшее время. Говорят, что одна из проблем смены логотипа в том, что нынешнее сомнительное творение европейских дизайнеров получило одобрение руководства Татарстана и, соответственно, в клубе не хотят рисковать и публично выражать несогласие с позицией власть придержащих. Но даже если это и так, то сам вопрос явно не настолько принципиален, и наверняка первым лицам республики можно объяснить и доказать необходимость новых перемен, учитывая те моральные дивиденды, которые они принесут. Пожалуй, если «уничтожение петуха» состоится прямо по ходу чемпионата, то уже в следующем домашнем матче это обеспечит приличный прирост болельщицкой аудитории.

Разговоры о нынешней клубной эмблеме уже немного поднадоели, но проблема по-прежнему не снята
Разговоры о нынешней клубной эмблеме уже немного поднадоели, но проблема по-прежнему не снята

3. НАЗНАЧИТЬ НОВОГО ГЛАВУ МЕДИАДЕПАРТАМЕНТА

Несмотря на некоторые подвижки в работе с болельщиками и в отношениях с масс-медиа, информационная составляющая в деятельности все еще очень далека от должного уровня. На официальном сайте клуба по-прежнему отсутствуют даже биографические данные игроков. А над контентом работает один-единственный человек — бывший сотрудник «БИЗНЕС Online» Марат Вагизов. Подобная ситуация абсолютно ненормальна, ведь одними качественными программками к домашним матчам работа медиадепартамента солидного футбольного клуба не может ограничиваться. Очевидно, что «Рубину» необходим человек, которому все-таки удастся вывести эту работу на новый уровень. Так что кадровые проблемы клуба касаются не только выходящих на поле игроков.

4. ПРЕОДОЛЕТЬ КЛАНОВОСТЬ В КЛУБЕ

Одна из самых трудных, но одновременно важнейших задач нового руководителя «Рубина». Деление на своих и чужих очень характерно для нынешнего состояния клуба. Ринат Билялетдинов еще в первом интервью в должности главы тренерского штаба заявил, что ему необходимо определиться с кругом игроков, которые пойдут дальше с казанской командой. Подобные реплики можно слышать и из уст других руководителей «рубиновых». Причем иногда создается впечатление, что эти слова подразумевают не только выяснение уровня мастерства футболистов, а также их желание или нежелание продолжать выступления в составе клуба из столицы Татарстана. От игроков (и не только) требуется «присягание» на верность нынешнему руководству, поэтому положение многих «бердыевцев» — тех, кто работает в «Рубине» долгие годы — становится шатким. И тихая, а может быть, и громкая, мы точно не знаем, оппозиция внутри коллектива тоже существует. Например, Гекдениз Карадениз, по данным «БИЗНЕС Online», очень серьезно настаивал на том, чтобы в его интервью для все того же официального сайта клуба сохранили слова о том, что он не понимает, почему в Казани поменялся главный тренер. Реплику многолетнего лидера команды сохранили. Думается, что Гараеву просто необходимо сделать так, чтобы в «Рубине» больше не было никаких элементов «охоты на ведьм», а коллектив, условные «бердыевцы» и условные «сорокинцы» (Валерий Сорокин — нынешний президент ФК «Рубин»прим. авт.), объединились ради единственной задачи — развития и процветания клуба.

Курбан Бердыев и Валерий Сорокин
Курбан Бердыев и Валерий Сорокин

5. ПРОДОЛЖАТЬ И РАЗВИВАТЬ ТРЕНД ОТКРЫТОСТИ «РУБИНА»

Тренд открытости, который стали проповедовать «рубиновые» после недавних глобальных персональных изменений в руководстве. Он не может не радовать, причем сам Гараев, который в клубе уже достаточно давно, — один из идеологов этой политики. Наставник «Рубина» Билялетдинов сейчас один из самых открытых наставников премьер-лиги, пусть кому-то и кажутся его многочисленные интервью и яркие реплики в них избыточными. Тем не менее уважение к клубу, скажем, федеральной прессы приходит именно через это. Но если главный тренер, что называется, «в тренде», то теперь генеральному директору, вступающему в должность, нужно объяснить необходимость всех этих нововведений самим футболистам. Большое интервью игрока «Рубина» во время чемпионата — очень большая редкость. Во-первых, многие с трудом отвыкают от «ежовых рукавиц» Курбана Бердыева, который, как известно, сознательно сводил к минимуму общение своих подопечных с прессой. Во-вторых, при нынешней ситуации в клубе футболисты сами боятся говорить, чтобы не попасть в немилость из-за неосторожно брошенного слова, ведь немногие из них такие же неприкасаемые, как Карадениз.

rubin.jpg

6. ПРОВЕСТИ УДАЧНУЮ СЕЛЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ЭТИМ ЛЕТОМ

Но никакие возможные маркетинговые успехи не смогут компенсировать спортивные неудачи. Да, нынешний сезон стал переходным для «Рубина». Но всякое отсутствие результата по ходу следующего чемпионата неизбежно вновь поставит самым острым образом вопрос о профессиональной пригодности руководителей клуба. Прежде всего среди болельщицкой аудитории. Поэтому для начала Гараеву со товарищи просто необходимо провести летнюю трансферную кампанию так, чтобы у фанов появилась надежда на «свет в конце тоннеля». Кстати, новый генеральный директор, без визы которого теперь не может состояться ни один переход, отнюдь не новичок в этих делах, уже участвовал в ряде переговоров, неплохо знаком и с агентским сообществом. В «Рубине» уверяют, что одним Марко Девичем нынешние руководители не ограничатся и в межсезонье ряды команды пополнит целый ряд качественных футболистов, это как легионеры, так и игроки с российским паспортом. Пока приходится верить на слово.

7. УСПЕШНО ПЕРЕВЕЗТИ «РУБИН» НА «КАЗАНЬ-АРЕНУ»

Вопрос с переездом на новый красавец-стадион по-прежнему остается открытым. Многочисленные опрометчивые заявления директора «Казань-Арены» на протяжении последних месяцев поставили под сомнение реальность появления футбола здесь до чемпионата мира по водным видам спорта-2015. Но новые обещания даны, и хочется верить, что новый сезон «Рубин» начнет на главной арене Универсиады. Гараеву придется всерьез задуматься над тем, как клуб будет заполнять новый стадион и какую игру болельщики увидят на нем.