Около полусотни автовладельцев Челнов собрались у центрального офиса страховой компании «АСКО», чтобы занять очередь для оформления полиса ОСАГО

ОЧЕРЕДЬ ЗА ПОЛИСОМ

В крайне дефицитный товар превратился в Набережных Челнах полис ОСАГО. Поверить в то, что этот отголосок советской эпохи может повториться при рыночной экономике, достаточно сложно, но факт остается фактом. Корреспондент «БИЗНЕС Online», приехав в минувший вторник в 6 часов утра к центральному офису страховой компании «АСКО» на проспекте Вахитова, обнаружил около полусотни автовладельцев, которые начали собираться здесь, по их же словам, еще в 2 часа ночи (!). Их цель — занять очередь на прием к специалисту компании для оформления полиса ОСАГО, причем с «нагрузкой». При этом запись на прием компанией «АСКО» ведется только на следующий день. То есть во вторник записывали на среду.

Люди, стоявшие в очереди, рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в день страховая компания выделяет не более 60 полисов ОСАГО, но в нагрузку «настоятельно рекомендует» купить еще и полис добровольного страхования жизни. А если быть еще точнее, то без «нагрузки» полис ОСАГО вообще не оформляется. На вопрос, почему же они не идут в другую страховую компанию, автолюбитель пенсионного возраста, не пожелавший назвать свое имя, пояснил, что ему выгодно страховаться именно в «АСКО».

«Я здесь страхуюсь уже 9 лет, из-за чего имею скидку 45 процентов. В другую компанию приду, скидки никакой уже не будет», — сказал мужчина.

Другой автовладелец Евгений Илюхин сообщил о том, что безуспешно занимал очередь за полисом уже трижды! Возмущенный действиями страховых компаний, он здесь же начал собирать подписи под петицией, адресованной прокурору Набережных Челнов Александру Евграфову.

«Копии также обязательно отправлю и мэру, и в УВД, — сообщил Илюхин нашему корреспонденту. — Сколько уже можно саботировать исполнение федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности»? Он ведь обязывает исполнять свои обязанности не только автовладельцев, но и страховые компании. На каком основании нам отказывают в выдаче полисов? Я уже трижды сюда приезжал, не могу попасть на прием. Сегодня с двух ночи записывать начали. Я пришел в четыре утра, стал только 40-м в очереди, а всего уже пришло около 80 человек. А записывают только на завтра. Попасть ведь невозможно! Вчера мы (около десятка человек) заходили к начальнику отдела АСКО с просьбой объяснить ситуацию. Но он ничего объяснять не стал, вызвал охрану и выставил нас за дверь. Раз не выдают полисы, надо продлить действие старых полисов. Это наше законное требование!» — сказал Илюхин.

По его словам, в других компаниях «чужих» клиентов не принимают, отправляют в ту, где ранее был оформлен полис ОСАГО. Обзвонив практически все страховые компании, представленные в Набережных Челнах, и лично объездив около десятка компаний («Росгосстрах», «Согласие», ВСК, «ВТБ-Страхование», «Талисман», НАСКО), корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в том, что под этим заявлением имеется вполне реальная почва. В большинстве страховых компаний на телефонный звонок отвечают: «Мы с ОСАГО не работаем». А те, кто работает, приглашают подъехать к ним в офис, и уже там выясняется, что «бланков нет», но если клиент согласен застраховать еще свою жизнь (варианты: имущество, КАСКО, от несчастных случаев и т.д.) и дополнительно выложить от 1300 до 1700 рублей, то бланки как-то волшебным образом находятся...

Автолюбители рассказали, что в день АСКО выделяет не более 60 полисов ОСАГО, но в нагрузку «настоятельно рекомендует» купить еще и полис добровольного страхования жизни

Мы попытались взять комментарий по сложившейся ситуации в страховой компании «АСКО». Однако секретарь в приемной сообщила, что генеральный директор в настоящее время находится в отпуске, заместитель выехал в командировку, а в их отсутствие других специалистов, уполномоченных давать комментарии для СМИ, нет. Однако можно предположить, что именно в АСКО такая ситуация сложилась потому, что эта компания с головным офисом, входящая, по данным insur-info.ru, по итогам 2013 года со сборами в 445 млн. рублей в тройку крупнейших в РТ на рынке ОСАГО (после «Росгосстраха» и НАСКО), длительное время вела очень активную политику по завоеванию рынка автострахования автограда и ее клиентура действительно велика.

«ЭТО НЕ СГОВОР, А РЕАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ»

В управлении ФАС РФ по РТ нам затруднились назвать общее количество жалоб, поступающих на навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО. Пресс-секретарь управления Резеда Мазитова отметила, что 24 апреля будет рассмотрено соответствующее дело в отношении «Росгосстраха». На действия этой компании с конца прошлого года поступило 80 жалоб.

В управлении Роспотребнадзора по РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что с 1 января 2014 года к ним по этой проблеме поступило 45 обращений граждан, по 30 из которых даны разъяснения, а 5 еще находятся на рассмотрении у специалистов. В число компаний, на которые поступили жалобы, попали такие страховые компании, как «Росгосстрах», «Согласие», НАСКО, АСКО, «Итиль» и «Талисман».

Президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров
Рустэм Сабиров считает, что лучшим выходом из сложившейся ситуации могло бы стать повышение тарифов на ОСАГО или перевод их на рыночную систему

Президент союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров считает, что это проблема системного характера. Первый камень преткновения — тарифы, которые не менялись уже 11 лет, с 2003 года. По словам Сабирова, средняя стоимость автомобилей за это время выросла примерно в 2 раза, стоимость ремонта — в 3 раза, стоимость запчастей — в 2,5 раза. Машин вообще стало больше, и они стали чаще биться. Значит, возросла и сумма среднего ущерба. При этом, если в момент вступления в силу закона об ОСАГО по дорогам ездили, как утверждает Сабиров, одни «Москвичи», «Жигули» и «УАЗики», то сейчас отечественных автомобилей почти не найти. Продавать ОСАГО стало невыгодно. Из-за чрезмерной убыточности этого вида страхования компании приняли решение ограничивать продажу полисов ОСАГО. А если и продавать, то только своим постоянным клиентам, которые уже застраховали у них жизнь, имущество и т.д.

«Из-за дефицита полисов страховщики теперь выдают ОСАГО по мере поступления бланков, в порядке очередности клиентов, — рассказал Сабиров. — У автовладельцев как бы есть выбор: либо встать в очередь и ждать, либо стать клиентом по другим видам страхования и получить ОСАГО быстрее. Помню, в Советском Союзе был тотальный дефицит на все: мясо, книги, машины. Я как-то зашел в книжный магазин. Книг там вроде бы много, но ничего хорошего, конечно, не было. И вот стоит томик Дюма — красивый, в хорошей обложке. Я говорю продавцу, что хочу купить эту книгу, а она мне отвечает, что это, мол, дефицит, мало этих книг привезли, на всех не хватит. А вот если я подпишусь, скажем, на журнал «Агитатор» или куплю сборник решений последнего партсъезда в двух томах, то она мне Дюма продаст. У нее ведь тоже свой план есть. Я подумал-подумал и подписался на журнал «Агитатор». Вот такая же ситуация сегодня на рынке ОСАГО. Ничего нового тут нет, все это уже где-то когда-то было».

Сабиров отмечает: одна из причин дефицита в том, что государство самостоятельно регулирует цены. Лучшим выходом из сложившейся ситуации могло бы стать повышение тарифов или перевод их на свободную, рыночную систему.

АСКО, по данным insur-info.ru, по итогам 2013 года со сборами в 445 млн. рублей входит в тройку крупнейших в РТ на рынке ОСАГО (после «Росгосстраха» и НАСКО)

«В убыток никто работать не хочет, — говорит президент союза страховщиков РТ. — Когда бизнес выгодный, открываются дополнительные точки продаж, новые фирмы. Когда бизнес убыточный, фирмы закрываются, уходят из республики. Сейчас происходит как раз второе. Это не сговор страховых компаний, а реальная рыночная ситуация, которая, как в зеркале, отображает положение дел в сегменте страхования ОСАГО. Обвинять страховщиков — это все равно что делать крайним продавца гастронома, ругая его за то, что на прилавках нет колбасы. А кто, спрашивается, захочет продавать колбасу по 2 рубля, когда ее себестоимость гораздо выше? Неумелые действия государства на рынке ОСАГО привели к коллапсу. Государство должно понять: если ОСАГО нужно, надо им заниматься. Если не нужно, тогда лучше его совсем отменить. И пусть ситуацию на дорогах разруливают бравые ребята в кожаных куртках с цепями на шее, как это было в 90-х».

«40 ПРОЦЕНТОВ ВЫПЛАТ ПО ОСАГО УХОДИТ В КАРМАН МОШЕННИКОВ»

Второй причиной нежелания страховых компаний продавать полисы ОСАГО, по словам Сабирова, являются решения судов. Постановление пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» значительно облегчило автовладельцам споры со страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО. Так, например, в постановлении зафиксировано, что основания для освобождения страховщика от выплаты не могут устанавливаться положением договора, а должны быть перечислены в законе.

«Теперь этим «подарком» успешно пользуются мошенники, называющие себя «автоюристами», чья цель не столько помочь автовладельцу (он в помощи-то порой и не нуждается), сколько заработать на чужой проблеме, — считает Сабиров. — Из сумм выплат, производившихся страховыми компаниями по ОСАГО в прошлом году, около 40 процентов ушло не в карман потребителям, а в карман автоюристов. Мошенники специально организовывают группы, которые занимаются скупкой долгов, ловят людей около ГИБДД, а потом с помощью своих связей в разных структурах выколачивают гигантские суммы и набивают себе карманы. Соответственно, убытки должны на кого-то ложиться — они легли тяжким бременем на выплаты, которые производятся страховыми компаниями».

волчков.jpg
Игорь Волчков: «Закон о защите прав потребителей в части ОСАГО, по сути, не защищает потребителей, а обогащает так называемых автоюристов, которые сделали из этого бизнес»

Вице-президент, директор казанского филиала ВСК Игорь Волчков считает, что на сегодняшний день судебная система применительно к ОСАГО далека от совершенства.

Закон об ОСАГО изначально не предусматривал ни утраты товарной стоимости, ни расчета суммы выплаты без учета износа в отношении запасных частей, ни применения закона о защите прав потребителей. Также за время действия закона минимум в 1,5 раза подорожали запасные части и стоимость нормо-часа на ремонт. При этом базовая цена полиса ОСАГО осталась прежней. Ежегодно число страховых компаний сокращается, а ведь в случае, если компания обанкротилась или просто пропала, по ОСАГО за нее платят другие страховщики, отчисляя в фонд Российского союза автостраховщиков положенные платежи. Так, компания «Россия» только в Татарстане не выполнила своих обязательств перед 3 тысячами человек.

«Закон о защите прав потребителей в части ОСАГО, по сути, не защищает потребителей, а обогащает так называемых автоюристов, которые сделали из этого бизнес. Клиент по большому счету получает на 10 копеек больше, а остальное уходит вот таким посредникам. Сегодня зачастую автовладелец вообще не обращается в страховую компанию, а идет сразу в суд, и последний это считает законным с автоматическим наложением санкций на страховую компанию», — сказал Волчков.

По его мнению, для решения проблем с ОСАГО необходимо в первую очередь добиться того, чтобы клиенты обращались за выплатами только в свою страховую компанию, которая непосредственно несет ответственность перед тем человеком, от которого получила деньги. Также необходимо внедрение единой системы расчета ущерба при ДТП, которую должно было подготовить и внедрить министерство транспорта РФ в 2004 году. «Сейчас существует порядка трех-пяти узаконенных систем расчета убытков, все они правильные, но в каждой есть свои нюансы, — пояснил он. — Условно одну и ту же запчасть можно купить по разной цене, с разным сроком поставки».

Вице-президент, директор казанского филиала ВСК считает возможным рыночное регулирование цен на ОСАГО. Но это, по его мнению, непременно должно быть связано с правом пострадавшего обращаться исключительно в свою страховую компанию. «Иначе люди будут покупать полисы компаний-однодневок за полцены, а потом обращаться за выплатами в страховую компанию виновника или в РСА, потому что компания, продавшая полис, уже ликвидировалась. Когда все это будет увязано, возможно, наступит порядок», — сказал Волчков.

ДОКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО?

Именно эти два фактора — убыточные тарифы и рост выплат в связи с решениями судов — сделали ОСАГО абсолютно невыгодным видом страхования, утверждают страховщики. Собственно говоря, это подтверждают и цифры. По данным ЦБ РФ, сборы по ОСАГО в 2013 году составили около 3,85 млрд. рублей (примерно на уровне 2012 года). Но выплаты по этому виду страхования резко росли, прибавив в 2013 году 25% (в 2012 году +9%) и составив 2,7 миллиарда. Татарстан при этом вошел в число регионов, где выплаты по ОСАГО составляют более 70% от сборов. Но это еще не самый худший вариант — например, в Ульяновской области это соотношение составляет 91%, а на Камчатке — 106,7% (!).

Желание страховых компаний возместить свои убытки, отказывая от предоставления этой услуги, вполне объяснимо, хотя с точки зрения закона вызывает вопросы. Как отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель коллегии адвокатов «Чубаренко и партнеры» Вениамин Чубаренко, Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 935) гласит, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Поскольку договор ОСАГО является публичным договором, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. Страховщик также не может ставить возможность заключения договора ОСАГО в зависимость от заключения иного вида договора.

Отвечая на запрос «БИЗНЕС Online», специалисты Роспотребнадзора отметили: выявить нарушения в части навязывания страховщиками дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО на практике не представляется возможным. Ведь когда автовладелец подает жалобу, то, как правило, не прикладывает к ней договор между ним и страховой организацией, в который были бы включены условия, ущемляющие его права. Какие-либо иные материалы, свидетельствующие о навязывании дополнительных услуг — аудио-видеозаписи, письменные отказы компаний в страховании ОСАГО без заключения договора страхования жизни и здоровья и пр. — также явление редкое, если не уникальное. Сам по себе факт «навязывания услуги» в данном случае почти недоказуем.

Впрочем, автовладелец вправе обратиться в страховую компанию с письменным предложением о заключении договора ОСАГО без дополнительных услуг. В случае получения отказа они могут обратиться в частном порядке в суд с требованием о понуждении страховщика к заключению договора и возмещении фактически понесенных убытков, причиненных неправомерным отказом. Но, как правило, люди предпочитают заплатить лишние полторы тысячи рублей за другой вид страхования, чем бегать по судам.

«ПОЧЕМУ ОНИ ПРЕДРЕКАЮТ МНЕ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ?!»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», подтверждают, что навязывание дополнительных услуг страховщиками — незаконная, но вынужденная мера.

Валентина Сальникова — генеральный директор страховой компании «Гранта»:

— Плачевная ситуация с ОСАГО складывается не только в Татарстане, но и по всей России. Причина в том, что решения судов поставили нас в зависимость от мошенников и так называемых юридических контор, которые оказывают услуги даже до судебного разбирательства, без обращения в страховую компанию. Все суды принимают сторону страхователя. К судейской системе вообще много претензий. Например, за автомобиль 1998 года, который получил повреждения, страховая компания по решению суда должна выплатить сумму как за новый. Такая практика не совсем в пользу страховщиков, они ищут пути избавиться от нее. Тарифы и выплаты, которые ложатся на компании, почти убыточные.

С 2003 года увеличение тарифа не произошло ни разу. Вопрос этот муссируется давно и на уровне Центрального банка, который страховщики просят увеличить тариф на 40 процентов. Убыточность доминирует, поэтому компании ищут все возможные варианты, чтобы отказать в страховании по ОСАГО. А если не отказать, то заменить коэффициент убыточности за счет дополнительной страховки. Это незаконно. Каждый страхователь вправе жаловаться, особенно в том случае, если в страховой компании ему говорят, что полисов якобы совсем нет, а потом при разговоре о дополнительной страховке полис вдруг появляется.

Фарид Хамадеев — директор филиала компании «Росгосстрах» по РТ:

— Чтобы как-то минимизировать убытки, страховщики предлагают вместе с ОСАГО еще какой-то продукт. В принципе, это нормальная практика. Когда человек приходит к нам в фирму, мы никогда не отказываем в страховании ОСАГО — записываем его в очередь. Страхование автомобилей для нас не приоритетный продукт, а постольку-поскольку. Зарабатывать на этом не получается. Цена на этот продукт не менялась уже 10 лет, а цена выплат возросла в разы.

Сергей Валишев — учредитель службы такси «5 девяток»:

— Сказать, что жизнь водителя ничего не стоит, конечно, неправильно. Другой вопрос, что, как правило, не все водители хотят страховать жизнь. В этом вопросе у человека должна быть свобода выбора. Причина того, что страховщики идут на все эти ухищрения, как поясняют в страховых компаниях, в том, что количество полисов ОСАГО ограничено. Что касается такси, то мы сотрудничаем с компаниями, которые страхуют нас по ОСАГО без всяких дополнительных предложений. Я не могу сейчас прямо сказать названия этих фирм. Скажу только, что в нашем городе они есть.

Вениамин Чубаренко — председатель коллегии адвокатов «Чубаренко и партнеры»:

— Добровольное страхование автогражданской ответственности — это отдельный вид страхования, и смешивать его с какими-то дополнительными требованиями страховщиков неправомерно и незаконно. В данном случае страховые компании перегибают палку в плане того, что они хотят иметь дополнительный приток денег. Это, видимо, связано с тем, что сейчас на рынке страхования наблюдается определенный кризис, застой. Многие страховые компании прогорают.

Страховщиков не должно касаться мое материальное состояние, я их на это не уполномочивал. Почему вдруг какая-то тетя или какой-то дядя из страховой компании озаботились тем, приобрету я какую-то прибыль или нет? Может, это прозвучит кощунственно, но раз они предлагают мне застраховать мою жизнь от несчастного случая, они как бы предрекают мне это и заставляют подписаться. Если посмотреть на этот факт с такой стороны, то это выглядит некрасиво. Почему они вдруг озаботились этим? Они мне что, мама, папа, родственники? Как гражданин и как юрист я считаю, что это неправомерно.

Николай Тятюшкин — председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков:

— Автобусы в Челнах сейчас не страхует ни одна компания! Им якобы дали указание этого не делать. Но при этом они не хотят подписываться под тем, что им запретили. Я звонил в Москву, в головные офисы, но там говорят, что таких указаний не давали. Тогда я вообще не понимаю, что делать с этими страховщиками?! Это настоящее издевательство! Страховая компания несет убытки только в том случае, если в ДТП виноват хозяин застрахованной машины. Если брать автобусы, то это 4 - 5 процентов аварий. Разве это убыточно? Если страховщикам это кажется невыгодным, если они на этом не зарабатывают, тогда пусть совсем отменят ОСАГО. Перевозчики не знают, где страховать автобусы, а страхователи хотят «в сметане плавать». Даже те отдельные агенты, которые берутся страховать автобусы, потом получают выговоры от своего руководства. Если нас сейчас не застрахуют, мы обратимся в те органы, которые контролируют страховые компании.