111.jpg

СБЕРБАНК ПРИВЕЗ В КАЗАНЬ ГУРУ МЕНЕДЖМЕНТА ПО ПРОСЬБЕ ВЛАСТЕЙ ТАТАРСТАНА

Сегодня едва ли не вся деловая и политическая элита РТ собралась в «Корстоне» на семинар Сбербанка, посвященный современным технологиям менеджмента. В зале можно было встретить глав районов, министров РТ, чиновников аппарата президента, а также «генералитет» крупного татарстанского бизнеса, не говоря уже о собственно топ-менеджменте банка. В частности, послушать опыт практиков и теоретиков современного менеджмента пришли даже такие титаны (без иронии!) татарстанского менеджмента и бизнеса, как глава ГЖФ Талгат Абдуллин и председатель совета директоров «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин, гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин и совладелец ТАИФа Альберт Шигабутдинов, владелец «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев и «хозяйка» «Бахетле» Муслима Латыпова и т. д.

— Большое спасибо за прекрасную, уникальную возможность послушать все современные подходы, послушать людей, которых мы слышали где-то или видели по телевидению. Уверен, что эта программа очень востребована, — поприветствовал участников президент РТ Рустам Минниханов. — Чтобы быть конкурентным, надо понимать, что творится в мире, что происходит в ведущих компаниях. Сегодня Сбербанк России — это школа передового опыта. И корпоративный университет Сбербанка подготовил двухдневную программу. Мы искренне, с огромным желанием ждали этой встречи. Герман Оскарович, еще раз огромное спасибо, где бы вы ни работали, вы очень полезный человек для Татарстана.

Сегодня утром глава Сбербанка Герман Греф прилетел в Казань с рабочей поездкой — он покинет столицу РТ сегодня вечером. Судя по видео пресс-службы казанского Кремля, президент Татарстана Минниханов прибыл на том же самолете. Известно, что вчера президент принимал участие в заседании Госсовета РФ по реализации нацпроектов.

слайды.jpg
Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой

Выйдя к трибуне, предправления Сбербанка отметил, что цель мероприятия — поделиться теми навыками, что сложились в банке в течение ряда лет. Это не только опыт самого Сбербанка, но и опыт партнеров, у которых топ-менеджмент банка учился и продолжает учиться. А то, что в зале собралось почти все высшее руководство республики, главы муниципальных образований, правоохранительных структур, представители федеральных ведомств в Татарстане, по мнению Грефа, ключевой момент семинара: менеджмент должен общаться на одном языке.

— Мы постарались максимально задействовать практиков. Это выдающиеся бизнес-тренеры, ученые, мы сегодня завтракали с профессором Дэвидом Тисом, который будет читать лекцию для вас, — анонсировал выступление профессора Школы бизнеса Калифорнийского университета из Беркли. — Он специально прилетел из Калифорнии...

Напомним, что это далеко не первый семинар Сбербанка в Казани. Можно вспомнить приезд в Казань слепого альпиниста и одного из самых дорогих лекторов мира Эрика Вейенмайера, заворожившего своим рассказом две сотни VIP-ов, собравшихся со всего Поволжья.

«ВЕСЕЛЕЙ, КОЛЛЕГИ! ЖЕНЩИНЫ УЖЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ БЫ...»

Греф начал семинар как опытный лектор с серии из пяти тестовых вопросов — участникам надо было проголосовать, выбрав свой вариант ответа. Как пояснил Греф, тест по основам управленческих знаний был нужен для понимания компетенций аудитории, и попросил всех взять пульты для голосования. Среди вопросов были, например, варианты параметров успешных проектов в современном менеджменте или характеристика ключевых целей проекта, а также отличия профессионального управления людьми от функций отдела кадров.

— Коллеги, веселей, веселей, веселей! — подбадривал он чиновников. — Вот мы сегодня смотрели состав с вашим премьер-министром. Средний возрастной состав — 47 лет. И очень мало женщин — 10,3 процента женщин в руководстве республики! Были бы в этой аудитории женщины — они бы уже проголосовали! Причем возрастной состав женщин значительно ниже, чем возрастной состав мужчин...

Аудитория выдохнула — и наконец проголосовала. Греф старательно записывал цифры результатов, пока вопросы на экране сменяли один другой. А затем проанализировал результаты теста, подбодрив неверно ответивших.

— Управление XXI века отличается от управления XX века только одним: ключевым активом, который выходит на первый план, становятся люди, становится управление интеллектуальным капиталом, — оценил он результаты. — Нужно больше поработать, продвигая инструменты project-management. Это критически важно, особенно для Татарстана — республики, в которой реализуется огромное количество проектов.

ГРЕФ ПОСОВЕТОВАЛ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ПОКОЛЕНИЙ, ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ENERGY-КИЛЛЕРОВ И ПРЕДСКАЗАЛ СМЕРТЬ БУМАЖНЫХ ГАЗЕТ

А затем Греф начал свою презентацию — на экране мелькнул слайд с хитро улыбающимся Биллом Гейтсом. Критически важно видеть за деревьями лес — мы всегда переоцениваем изменения ближайших 2 лет и недооцениваем изменения последующих 10 лет. К тому, что произойдет в ближайшие два года, просто невозможно подготовиться — и это надо принять, заявил Греф. Вся наша жизнь — подготовка к ближайшим двум годам, так что готовиться надо к следующему десятилетию. Это шанс встретить движущиеся нам навстречу тенденции.

И самое главное — это изменения, которые происходят с людьми. Что здесь влияет на человека? Первый тренд — «революция в железе».

— Мы все находимся в режиме online, у вас одна из самых продвинутых в этом плане республик в части интернета, — польстил Греф. — Мы все интернет-зависимые, и сейчас самое популярное — это лекция, посвященная тому, как избавиться от интернет-зависимости.

Греф рассказал о семинаре американца Тони Шварца, который два дня прививал топ-менеджменту Сбербанка навыки жизни на полную мощность — как управлять энергией. Тайм-менеджмент, по его словам, это очень важно, но он ничего не дает, если нет energy-менеджмента.

слайд-3.jpg
Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой

— Если вы не управляете своей энергией, то ваше управление временем ничего не дает, у вас не будет результата. В первую очередь в части управления своей энергией надо научиться избавляться от time- и energy-киллеров, — рассказал о втором тренде Греф. — И первыми в этом списке являются ваши мобильные девайсы: электронная почта, интернет, постоянное подключение к сети. Это резко меняет ландшафт, в котором мы с вами находимся. Мы сейчас полностью прозрачны — в любом публичном месте нас снимают на фото, на видео, и мы должны привыкнуть к тому, что мы постоянно под контролем. Это резко меняет нашу манеру поведения, всю нашу социальную среду...

И, наконец, демографические изменения. 47-летняя аудитория — это поколение Х, или поколение беби-бумеров. Оно очень сильно отличается от поколения Y или тем более — поколения Z. Что это такое — Греф продемонстрировал на слайде. Если поколение X держит в руках газету, которой доверяет, то поколение Y — дети — поинтересуется, что такое почта. А поколение Z — внуки, выросшие в интернете, Google и iPhone — спросят, что такое газета...

— Огромные проблемы в Финляндии сейчас с бумажной промышленностью, останавливаются заводы, и все переходят на электронные носители. Газет фактически в бумажном виде уже не будет в ближайшее время, — отрезал Греф.

И рассказал о соотношении поколений: Y — это 22%, Z — 15%. Но в ближайшие 10 лет именно эти два поколения будут определять наше будущее.

— Понимаем ли мы, как государственные служащие, представители крупных компаний, чем эти поколения отличаются от нас с вами, тех поколений, с которыми мы сталкиваемся? — спросил Греф аудиторию, показав заодно и исследование поведенческих мотивов каждого поколения. А заодно сообщил, что Минниханов планирует на майские праздники улететь в Турцию. — Отдых будет длиться два дня, у него будет пять встреч с инвесторами, после чего он полетит в другой регион, где у него будет три встречи с инвесторами, и 4-го числа он вернется в республику. Потрясающий отдых будет! Я его критиковал вчера и рассказал, как провел свой отдых в Индии. По стилю это совершенно одинаково. И это все наше поколение, мы все такие...

ПРАКТИКА РЕЗКОГО ПОВОРОТА

Расшифровав разность целей каждого из поколений, Греф объяснил, зачем все это было нужно. Как оказалось, с этой разницей в понимании жизни ему пришлось столкнуться в Сбербанке.

В конце 2007 года в Сбере работали 300 тыс. человек, активы были 6 трлн. рублей. А продуктивность была настолько низкой, что банк отставал в десятки раз от Запада по ряду процессов. Это был путь в никуда — параметры бизнеса катились вниз, и только благодаря росту российской экономики банк шел в рост, теряя, впрочем, при этом рыночную долю в случае малейших потрясений.

— Нам нужен был резкий поворот, — рассказал Греф. — Мы постарались его сделать, но поворачивая все-таки плавно, чтобы не повторить судьбу утонувшего корейского парома... Наклон для любой крупной организации означает потопление. Но мы начали разворачивать нашу культуру, наши процессы. И начали учиться лучшим практикам, смотреть, что происходит в мире, повторять лучшие практики у нас. И в результате повысили нашу производительность.

К чему привела эта стратегия? Греф пояснил, что численность персонала упала до 250 тыс. человек. При этом произошла ротация кадров на 60%. Активы банка выросли почти втрое, превысив 17 трлн. рублей. А по целому ряду направлений производительность выросла в 10 и более раз.

слайд-2.jpg
Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой

Бэк-офис банка, то есть центр принятия решений, сократился в разы, проиллюстрировал примером Греф. Если до реформации было 800 точек принятия решений с численностью в 59 тыс. человек, то теперь, по данным прошлого года, это 15 точек, а численность — 19 тыс. человек. При этом количество операций выросло в 4,5 раза, проиллюстрировал рост производительности работы Греф. А через три года численность бэк-офиса сократится до 8 тыс. сотрудников.

На этом журналистов попросили покинуть зал «Корстона», по-видимому, рассказывать слишком широкой аудитории о «святая святых» управленческих процессов организаторы посчитали слишком смелым шагом.

И еще любопытный момент. Пока Греф докладывал татарстанской элите о своем взгляде на экономику, бизнес и управление, паралельно Дмитрий Медведев отчитывался в Москве перед Думой о прошедшем экономическом годе и пути, куда движется Россия. Речь второго по влиятельности человека транслировалась в прямом эфире на всю страну. Однако Греф, верный своему новому девизу жить не в режиме online, вещал в Казани о своих трендах. Два мира — два Шапиро?