«РУКОВОДСТВО США ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ»

Россия запретила американцам очередной наблюдательный полет над своей территорией по «Договору по открытому небу», об этом в конце прошлой недели сообщили газеты США, пишет Inopressa. Ранее таких проблем у ВВС США (а именно они проводят ОН-полеты) не возникало — американский борт летал каждую неделю (газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что происходящее на Украине спровоцировало целый ряд разведывательных полетов воздушных судов разных стран мира). И вот такой поворот. «Они готовятся к чему-то на Украине и не хотят, чтобы мы это видели», — полагает информированный источник The Washington Times.

Напомним, что цель ДОН, который подписали 34 страны, — мониторинг военной деятельности друг друга и соблюдения действующих договоров в области контроля над вооружениями. Режим открытого неба позволяет «легальным разведчикам» совершать облеты территорий друг друга, знакомиться с военной инфраструктурой, отслеживать изменения в ней. При этом состав и характеристики спецаппаратуры на борту ограничены, а во время полета маршрут и работа приборов контролируются представителями наблюдаемой стороны... Россия, например, инспектирует американский ядерный арсенал. Интересно, что инспектирующая сторона должна за 72 часа уведомить «клиента» о полете, это позволит укрыть уязвимое или секретное военное оборудование.

Но более любопытной представляется другая информация американских репортеров по «Открытому небу», непосредственно связанная с Казанью. Так, журналист The Daily Beast Эли Лейк пишет, что в последние недели объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США и американские разведслужбы убеждали Белый дом отказать «новейшему российскому самолету-разведчику в праве совершать полеты над территорией США». Причем данные «шевеления» никак не связаны с ситуацией на Украине. По словам участвующих в дебатах американских официальных лиц, борт оснащен комплектом электронной аппаратуры обнаружения, который «позволит Москве следить за американскими ядерными объектами с пугающей точностью и детальностью». Военное и разведывательное руководство США чувствует себя не в своей тарелке, пишет Лейк. А 13 апреля газета Weekly Standard опубликовала письмо четырех членов специального комитета сената по разведке, в котором утверждалось, что Россия недавно закончила работу над самолетом, оснащенным «цифровой фотоаппаратурой, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасным оборудованием». Собеседник издания, знакомый с ситуацией, подчеркнул, что тревога относительно нового российского самолета не имеет отношения к противостоянию на Украине: «Это было бы проблемой, даже если бы украинского кризиса не было».

ПОКА ЧТО ТУ-214ОН ЛЕТАЕТ НАД КАЗАНЬЮ

Очевидно, что под «новейшим российским самолетом-разведчиком» имеется в виду построенный недавно на ОАО «КАПО им. Горбунова» Ту-214ОН. Первый полет он совершил 1 июня 2011 года, а военным его передали (программу курирует генштаб) в августе 2013-го. В 2009 году на КАПО начали строить второй Ту-214ОН (первый полет — 18 декабря 2013-го), сегодня машина находится в Казани — ее не раз можно было видеть в полетах над городом. Эти два борта должны заменить летающие сегодня по программе ОН порядком устаревшие Ту-154М-ЛК1 (работает над США и Канадой) и Ан-30Б (над Европой).

Спроектировали новую авиационную систему наблюдения (АСН) специалисты ОАО «Концерн «Вега». Генеральный директор — генеральный конструктор компании Владимир Верба полагает, что удалось создать лучшую в мире систему для реализации ДОН.

В статье для журнала «Национальная оборона» он рассказал, что аэрофотоаппараты «Ту» позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Применение инфракрасных систем позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры на земной поверхности. Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности.

Экипаж самолета — пять человек: командир, второй пилот, бортинженер, штурман и радист-переводчик (в кабине летчиков предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны). В отсеке операторов — пять автоматизированных рабочих мест (АРМ). Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете — 56 человек. Добавим, что Ту-214ОН — самолеты не из дешевых: первый стоит 2,348 млрд., второй — 2,535 млрд. рублей.

Обоснованы ли переживания американцев, газета «БИЗНЕС Online» попросила рассказать главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо», заместителя генерального конструктора «Веги» Вартана Шахгеданова. «Бог с вами! — удивился он. — Конечно, нет. Все, что мы можем сделать, описано в договоре и в решениях к нему. Решения регулярно обсуждаются в Вене. Ничего сверх договора, конечно, нет и быть не может, потому что мы никогда не пройдем международное освидетельствование».

«Я АМЕРИКАНСКИХ КОЛЛЕГ НЕОДНОКРАТНО СПРАШИВАЛ...»

Сказать что-либо о причинах нервозности американцев Шахгеданов затруднился, но указал на три момента.

Первый. Продвинутость Ту-214ОН по сравнению с аналогичными машинами других стран. «Мы немножко опередили время, — рассказал главный конструктор. — На Ту-214ОН поставили такую цифровую аппаратуру, которой на американских самолетах нет. Более того, мы единственные, кто установил на самолет полный комплект аппаратуры, разрешенной договором. Я американских коллег неоднократно спрашивал, почему они не поставят нечто подобное и что вообще они собираются ставить. Неофициально мне сказали: примерно то же самое, что и у вас, а не ставим потому, что не дают денег на новые самолеты, на старые же ставить не хотим. Думаю, правильная позиция: у них тоже две машины, и один «Боинг-707» изготовлен в 1961 году, другой — в 1962-м. Может быть, нынешние разговоры вокруг ДОН и связаны с тем, что такая великая страна, а тут немножко задержалась».

Второй момент — тернии международной сертификации, которую должны пройти ОН-самолеты. «Соберется много людей из разных стран, будут все проверять, — схематично обрисовал процедуру Шахгеданов. — В сентябре-октябре такая проверка была по Ан-30Б, куда мы поставили новый аппарат и хотели провести сертификацию. Кончилось все тем, что американцы, написав претензию, задержали сертификацию. Так может произойти и с Ту-214ОН, ведь найти вопросы проще, чем ответы».

И наконец, третий момент. По словам Шахгеданова, очередная встреча специальной группы по вопросам ДОН должна была состояться в Вене в конце марта, как назначил американец-председатель, но он пропал. «Думаю, это может быть связано с Украиной», — предположил конструктор.

33.jpg
Конструкторы, строители и испытатели Ту-214ОН после первого полета (пятый справа — главный конструктор Ту-214 Игорь Кабатов) (фото: www.tupolev.ru)

Кстати, он рассказал о том, как идет работа над вторым Ту-214ОН: «Самолет уже готов, совершены все запланированные полеты: 7 — по машине, 2 — по аппаратуре. Идет приемка военными, далее машину примет комиссия ВВС, а национальный центр по уменьшению ядерной опасности (подразделение минобороны) инициирует международную сертификацию». Прозвучало несколько слов и о сотрудничестве с казанским авиазаводом: «Было такое, что «всегда не вовремя и всегда дороже», но сейчас все урегулировано. Есть свои сложности, но живем с заводом дружно».

Полковник военной разведки в отставке, публицист Андрей Девятов полагает, что мы имеем дело ни с чем иным, как с санкциями: «Думаю, действуют по принципу: «Что бы такое еще запретить?» Въезд разным персонам, совместные комиссии. Что еще? Давайте полеты самолетов тоже. К тому же «Открытое небо» — это нечто такое не очень серьезное. И что это за новейшее оборудование, которое так пугает американцев, если у нас своей электроники нет? Мы давным-давно потеряли элементную базу. Как оно может быть новейшим?.. Словом, это поиск, чего бы еще зачеркнуть в качестве тех же бессодержательных санкций, которые ничего не прибавляют и ничего не убавляют. Запретили приезжать Шойгу в Америку, но он туда и не собирался. Заморозили военные связи. Но их и не было».

Бывший генеральный директор КАПО Васил Каюмов, руководивший заводом во время активного строительства Ту-214ОН, считает, что мы имеем дело с политической игрой со стороны америкацев. «Наши компетенции как самолетостроителей распространялись на летную часть Ту-214ОН — планер, двигатель и так далее, — рассказал Каюмов «БИЗНЕС Online». — Что касается комплекса авианаблюдения, да, она действительно достаточно специфична, но ее характеристики американцам прекрасно известны. Так что, думаю, их заявления — часть политической игры. Это может быть и ответом на наш запрет на разведывательные полеты их машинам «Открытого неба». Вот и будоражат конгресс и всех остальных».

Согласно американским газетам, в Госдепе полагают, что США следует выполнять свои обязательства по ДОН, и рекомендуют удовлетворить заявку российской стороны на инспекционные полеты. Ожидается, что окончательное решение примет совет национальной безопасности. И напоследок отметим, что казанские предприятия авиапрома не в первый раз попадают под пристальное внимание американских властей. Так, в минувшем ноябре Пентагон под нажимом конгресса отказался от закупки в России дополнительных 15 вертолетов Ми-17 производства Казанского вертолетного завода.