Известный публицист и общественный деятель Римзиль Валеев продолжает горячую тему грядущего распределения 500-тысячных премий и присвоения звания лауреата государственной премии РТ имени Тукая в области литературы и искусства, вокруг которой развернулись ожесточенные споры среди татарской творческой интеллигенции. В своей очередной статье он размышляет о самой процедуре отбора кандидатов на престижную награду и делится своим мнением о каждом из 10 претендентов.
КОГДА ЦЕНИТЕЛИ В ДЕФИЦИТЕ
Состояние литературной, театральной, музыкальной критики и анализа работ художников, скульпторов в Татарстане настолько плачевно не из-за отсутствия специалистов. Просто нет привычки открыто и конструктивно оценивать произведения искусства из-за совершенно нетерпимого и самовлюбленного отношения самих «бойцов эстетического фронта» к своим «шедеврам». Особенно наглядно это проявляется у креативных лидеров, руководителей творческих коллективов со связями «наверху».
В связи с этим крайне пикантно и неоднозначно положение у членов комиссии по премиям, которые должны вынести «приговор» или возвести в «гении» людей, которые никак не приучены к оценкам и дискуссиям по поводу своего творчества.
«РАССТРЕЛЬНЫЙ СПИСОК» ЧЛЕНОВ КОМИССИИ
Как объявить самыми талантливыми и полезными государству авторов 3 работ из предложенных 10? Насколько «отстают» от них остальные 7? Если бы речь шла о подборе кандидатуры какого-нибудь чиновника или партийного депутата — все бы решилось в тиши кабинетов. Совсем другое дело — публичный выбор, открытое обсуждение. Это тот случай, когда претендент пропускается «сквозь строй». Здесь можно сомневаться, опровергать, припоминать старые грешки. Не случайно некоторые мудрые руководители перед назначением кого-либо на высокий пост специально устраивают «утечку» о кадровых изменениях, чтобы узнать, как народ относится к возможному «выдвиженцу»?
В комиссию обязательно входит представитель госсовета, министр культуры (на фото), руководители творческих союзов и лица, которые внесли весомый вклад в развитие культуры |
Не позавидуешь тем, кто должен решить, кто подходит на лауреатский Олимп, а кто — нет. В литературе и искусстве каждый гениален сам по себе. Все субъективно. Иногда совершенно непонятные господа получают Нобелевскую премию. В то же время бывает, что заслуженная слава приходит к талантливым, честным художникам только после того, как они уйдут в мир иной. Или талантливые и супербогатые, как великий поэт и золотопромышленник Дэрдмэнт, умирают в нищете.
Какой деликатный и опасный выбор стоит всегда перед теми, кто оценивает чье-то творчество! И как не хочется кого-то обидеть, особенно доброго и способного человека, который всю жизнь трудится в своем жанре. Критериев-то почти нет! Тем более такая деликатная материя, как национальное искусство, литература, седое прошлое, о котором не оставлены фото-, видеоархивы и подробные репортажи с батальных событий?
Вот почему нечасто становится известным список комиссии, которой приходится тайным голосованием определять лауреатов. Эти товарищи перед проигравшими конкурс в конечном счете навсегда останутся чуть ли не «врагами народа». Но даже если определять «чемпионов» в этой сфере всенародным референдумом, все равно обнаружатся тысячи несогласных! Это не футбол, марафонский бег или биатлон, где все решают голы, очки, секунды. Даже я, высказывая свое мнение о кандидатах, рискую стать «проплаченным» и заинтересованным «писакой».
Респект и сочувствие вам, «арбитры» тукаевской премии!
ИНТРИГА ВОКРУГ ШЕДЕВРОВ
Тем не менее говорить и спорить надо. Ведь ради общественного признания талантов и учреждена премия имени Тукая в 1958 году. Не сомневаюсь, что по каждому из 9 кандидатов написано огромное количество статей, вышли в эфир немало передач. Высказаны сотни мнений стихийных и организованных. Жаль, что скоро, буквально через неделю, эти суждения потеряют свою актуальность и станут украшением архивов. Я бы их печатал, особенно тех, кто не получил премию. Жизнь-то не кончается на этом.
Вручение премии им. Тукая в 2013 году |
Если вы знаете творчество всех 9 кандидатов, значит, вы культурный человек с широким кругозором. Если сейчас или раньше читали стихи и прозу наших поэтов, слушали музыку, восторгались картинами наших мастеров — значит, вы относитесь к настоящей элите поликультурного общества. Вы толерантны, великодушны, внимательны. Спасибо вам. Именно ради этого, полагаю, и устраиваются такие конкурсы. Именно поэтому уже окупили себя, оправдали 1,5 млн. рублей призового фонда.
Но все-таки кто получит эти деньги?
Теоретически, может не получить никто. Потому что комиссия правомочна решать, давать ли премии и сколько давать. В 1958 году, когда премия давалась впервые, лауреатами стали 11 творцов. А в 1982 и 1995 году премия присуждалась только одному претенденту — ученому-тукаеведу Ибрагиму Нуруллину и писателю Фанису Яруллину. Часто давались по две премии. Если претендент получал две трети (или простое большинство?) тайных голосов, он проходит. Если же нет единодушия, то не получает никто. В 2012 году получила только группа архитекторов, создавших мечеть «Кул Шариф». Других ставить рядом с мечетью было просто неудобно. Это нормально и честно, ведь не каждый год создаются шедевры!
Ну а как же обстоят с ними нынче? Вот это интрига и вопрос!
ДЕСЯТЬ ЛИЦ ОДНОГО ГОДА
1. С книгами Фатиха Сибагатуллина по истории России и татарского народа все понятно. Время такое, и личность кандидата нестандартная. Если в гонку с творческой интеллигенцией выходит административная персона, руководитель, то ему не позавидуешь. Зато Сибагатуллину удалось «взорвать» тему истории татар, евреев и других народов России в своей серии книг: «От Аттилы до Президента», «Великие татары — строители и защитники Государства Российского», «Татары и евреи». И это половодье, гуманитарный «ледоход» не скоро уйдет с поля зрения. Много сказано хорошего. Но и негатива набрано немного: не писатель, якобы не сам написал, какую-то цитату взял без указания источника. Комиссия разберется, надеюсь. Тем более что возражающие — только татары, свои коллеги по публицистическому и ветеринарному цеху.
Мое отношение к данной истории остается неизменным и от решения комиссии не зависит. Слишком серьезную, резонансную струну задел автор книг. Его инициатива пока уникальна. Пусть комиссия и президент решат этот непростой вопрос.
Александр Сладковский |
2. Другой возмутитель спокойствия — художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Кто слушал музыку композиторов Татарстана в концертном зале или на CD — согласятся, что это огромное событие. Прорыв. То, что не всю музыку успели уместить в трехчасовую программу, метафорически названную антологией, не беда. Современная техника мирового уровня, исполнительское мастерство музыкантов и дирижера запустили татарскую музыку и творчество наших выдающихся земляков в мировую орбиту. Это бесспорный факт. В минусе только молодость Сладковского (это совсем не беда) и короткий, четырехлетний цикл работы в Казани. Не все готовы признать столь динамичный и дерзкий старт. Мастера прежних лет трудились десятилетиями. Не все так просто. Как решат комиссия и президент — не знаю. Но событие налицо.
3. Поэт Клара Булатова выдвинута за книгу «Сайланма эсэрлэр» («Избранные произведения»). Клара — лауреат премии им. Тухватуллина. Посвятила свою творческую деятельность воспеванию красоты альметьевской земли, труда нефтяников и сельчан. В Альметьевском институте муниципальных служащих даже учреждена премия имени Клары Булатовой. Ее заслуги действительно большие. Как оценят книгу избранных произведений члены комиссии — затрудняюсь сказать. Уж сильно изменилась ситуация в обществе. Подождем.
4. Поэт Флера Гиззатуллина выдвинута за книги «Куз нурларым: шигырьлэр, поэмалар» («Свет очей моих») и «Башкаемда — донья исэплэре: шигырьлэр, поэмалар, балладалар» («Раздумья о Вселенной»). «В стихотворениях описывает красоту родного края, прелесть азнакаевской природы», пишут в интернете. Могу сказать почти то же самое, что и о предыдущей поэтессе.
5 - 6. Два ветерана татарской музыки Рафаэль Ильясов и Фан Валиахметов популярны среди татар и башкир. Рафаэль Ильясов выдвинут за исполнение протяжных татарских и башкирских народных песен. Он заслуженный деятель искусств ТАССР и народный артист ТССР. Работал старшим редактором татарского радио.
Народный артист Башкортостана и Татарстана Фан Валиахметов выдвинут за большой вклад в музыкальную культуру татарского народа, возрождение и пропаганду забытых старинных, редко исполняемых народных песен.
В комиссии немало знатоков народной и ретромузыки, они подскажут, как быть с этими замечательными певцами. Главная награда — народная любовь — у них уже есть.
7. Вахит Имамов выдвинут за двухтомный исторический роман «Утлы дала» («Огненная степь»). Родился в селе Старое Байсарово Актанышского района, окончил журналистский факультет при КГУ. Сейчас Вахит Имамов живет в Набережных Челнах, является членом союза писателей, имеет звание заслуженного работника культуры Татарстана, возглавляет местную писательскую организацию.
Могу только сожалеть, что не видел резонанса, споров о книгах прозаика-историка. Просто не успел прочитать этот двухтомник. Уверен, что комиссия прочитала.
Владимир Попов |
8. Владимир Попов — за серию каллиграфических композиций. Родился в Мариуполе, окончил с Казанское художественное училище. Живописец, акварелист, график, каллиграф. Владимир Попов — первый и единственный в Республике Татарстан русский художник, разрабатывающий и работающий в жанрах и традициях современного исламского изобразительного искусства, его каллиграфической эстетики (шамаили, тугры, каллиграфические композиции).
Что могу сказать? Это очень серьезный претендент на премию. Буду рад, если он ее получит. Хотя сам с Поповым не знаком.
9. Нурислам Хасанов — за книгу «Бэхиллэрме йорэк?» («Простит ли сердце?»). Родился в селе Шадки Тюлячинского района, окончил Казанское техническое училище. Работал редактором на телевидении, инженером в радиотелецентре ТАССР, затем в бюро пропаганды художественной литературы при союзе писателей Татарстана. В 1992 - 2001 — главный редактор районной газеты «Телэче хэбэрлэре» («Тюлячинские вести»). В интернете пишут, что впервые это произведение опубликовано в 1986 году. Для меня это загадочная кандидатура. Хотя автора знаю давно.
10. Художник Ильгизар Самакаев — за серию портретов известных людей. Родился в 1954 году, учился в Казанском художественном училище, окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова, член союза художников России. В 2013 году возглавил творческий союз художников России в РТ. Ильгизар Самакаев работает в жанре портрета, тематических картин, пейзажа. Его большое полотно «Договор о ненападении между русичами и булгарами» размещено в Госсовете РТ. Его картины крепкие, подлинные, но я недостаточно компетентен в живописи, чтобы их оценивать.
Пожелаем успехов членам комиссии. Есть люди, которые считают, что эпохальных трудов среди выдвинутых на премию в этом году немного. Тем не менее надеюсь, в год культуры без Тукаевской премии наших творцов не оставят.
ИНЫЕ ЛАУРЕАТЫ САМИ ПОДНИМАЮТ ПРЕСТИЖ ГОСПРЕМИИ
Я рад, что премия имени Тукая при жизни была присуждена художнику и монументалисту Ильдару Ханову. А ведь могло быть иначе... В большинстве своем реально выделяющиеся на общем фоне произведения и творцы получили премии. Сибгат Хаким, Гумар Баширов, Александр Ключарев, Назиб Жиганов, Сара Садыкова, Илхам Шакиров... В этот же список я включил бы выдающегося поэта-переводчика Семена Липкина. Кто скажет, что они не заслуживают главной награды республики? Никто. Малоизвестные или почти случайные деятели среди лауреатов встречаются крайне редко. Иногда они попали в точку благодаря сверхактуальной и нужной власти теме. А иногда из-за недостаточной «раскрутки», очевидной слабости работы критиков, литературоведов и музыковедов, включая и нас, журналистов.
«НЕУВЕНЧАННЫЕ» ЗВЕЗДЫ
Но есть еще категория незаслуженно обойденных наградой. Они, творцы экстра-класса, выделяющиеся на общем фоне коллег по богемной сфере, не получили диплом лауреата или какие-то знаки суперпризнания. Например, всенародно любимый исполнитель татарских народных песен Тагир Якупов. Он рано и не очень удачно завершил творческую карьеру и ушел из жизни, став легендой. Замечу также, что ни Хади Такташ, ни Фатих Карим, ни Галиаскар Камал и Карим Тинчурин не имеют официальных наград. Так же как и Габдулла Тукай.
Официальные награды нужны для признания высокого уровня произведений искусства и литературы и для стимулирования развития отдельных направлений, жанров. Для иллюстрации нестандартной ситуации назову певца Идриса Газиева. На соискание премии был выдвинут его цикл телепередач о Тукае и других выдающихся деятелях татарской культуры, в котором он выступал в качестве автора-ведущего и исполнителя народных и классический вокальных произведений. Вместе с певцом и рассказчиком были выдвинуты другие соавторы этого телевизионного цикла. Получился облом.
Идрис, проживающий в Уфе, не стал добиваться, выдвигаясь повторно. Хотя, на мой взгляд, обязательно стоит доказывать уровень своего творчества, свой талант, выдвигаясь повторно, не поддаваясь случайным обстоятельствам. Например, народный поэт Татарстана Роберт Миннуллин тукаевскую премию получил со второй или третьей попытки. Жизнь показала, что он не случайно попал в список лауреатов.
Таланты, люди высокой культуры нужны обязательно. Элита показывает путь к совершенству, повышает средний уровень культуры обширных масс. Тот же Идрис Газиев своими рассказами и песнями раскрывает лицо классической национальной культуры. Татарская песня и музыкально-поэтическая культура эпохи Габдуллы Тукая для меня прежде всего ассоциируется с Газиевым. Но его место в ряду лауреатов пустует до сих пор. Не факт, что вспомнят об этой задолженности. Пока же не видно, чтобы появились вокально-драматургические циклы такого уровня.
Лично для меня важно, чтобы культура стала лицом народа и республики, чтобы она помогала сохранять нацию. Сейчас разработана и утверждена концепция и государственная программа РТ по сохранению этнокультурной самоидентификации татар. Остается ее выполнить, проверять ход реализации задуманных мер. Жду отклика со стороны художественной интеллигенции.
ЧТО РЕНАТ ХАРИС СОБИРАЕТСЯ СКАЗАТЬ ПУТИНУ?
Мой сосед по дому, народный поэт Татарстана Ренат Харис несколько раз в год уезжает на пару дней в Москву и возвращается чуть-чуть изменившимся, еще более загадочным. Как обычно, выражать свое мнение не спешит, но и не скрывает свою глубокую осведомленность. Дело в том, что он не только состоит в руководстве общероссийского союза писателей, но и включен в совет при президенте РФ по культуре и искусству. По телевизору видел, как он выступал перед Владимиром Путиным. В последнее время этот круг экспертов, дай Бог им здоровья, вырабатывает каркас культурной политики страны, если она вообще возможна в современной РФ.
Так вот, по словам Рената Хариса, государственную премию России иногда стали давать тем, кто открыто выражает свою нелюбовь к Родине. По его мнению, на самом деле должно быть наоборот: надо поощрять любовь и верность в родной стране. Представляю, как либеральная интеллигенция обложит крепким словом Рената Максумовича насчет лизоблюдства и ползания перед властью.
Что тут сказать... И правда, несмотря на шарм и налет вольнодумства, самой актуальной темой всегда остаются... народная судьба и Родина. При всем почтении к талантливости и оригинальности творений. А бесталанные вещи и бездарных авторов-исполнителей просто не рассматривать. Пусть уж простят друзья и неуважающие меня за столь махровую консервативность. Вы думаете, при выборе кандидатур на госпремию этот критерий не должен учитываться? Еще как должен! Даже если об этом не принято громко говорить.
Салават Фатхетдинов (слева) получил государственную премию им. Тукая за одну единственную песню |
ПРОСТО ЛЮБИТЬ РОДИНУ
Бывают парадоксальные случаи. Салават Фатхетдинов получил государственную премию им. Тукая за одну-единственную песню «Я люблю тебя, Татарстан!» Помню, известные деятели искусства, члены комиссии настаивали, что надо дать Салавату за концертные программы последних лет. В официальном списке претендентов было так и записано. Огромный творческий багаж! И положению о премиях более соответствует. Но первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ о присуждении в том варианте, в котором считал нужным. Он дал госпремию за одну песню сразу трем: исполнителю, автору музыки и автору текста, хотя тогда авторы текста и музыки не были известными деятелями искусства. Это было принципиальной позицией президента. Он хотел показать, как важно любить родной край, свою республику. Другой такой песни до сих пор нет. Значит, Салават исполнил песню на таком уровне, что услышали и увидели все.
Первый президент республики своим вольным толкованием норм и критериев конкурса показал, чья эта премия и кто ее дает. Имена лауреатов тайным голосованием утверждает комиссия и представляет ее председателю — руководителю Татарстана. И только он решает, кому дать, а кого пока оставить до следующего раза.
Читайте также:
Фатих Сибагатуллин: «Об одном „Вамине“ можно написать роман в пяти томах, возьмись я за это дело»
Валентина Матвиенко подписалась за «духовные скрепы» Фатиха Сибагатуллина
Рифат Курбанов: «Фатих Саубанович — неординарный и легендарный человек, но...»
Фатих Сибагатуллин: «Я говорю Жириновскому: «Я более русский, чем ты»
Римзиль Валеев: «Противопоставлять поэзию и историю могут только безбашенные головы»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.