Рафаиль Киямов
Рафаиль Киямов: «Перерегистрация предприятия — довольно распространенная процедура. Здесь нет никаких скрытых, темных причин»

«ЗДЕСЬ НЕТ НИКАКИХ СКРЫТЫХ, ТЕМНЫХ ПРИЧИН»

В автограде на базе МУП «Челныкоммунхоз» создается новое муниципальное предприятие — «Горкоммунхоз». Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил заместитель руководителя исполкома города по ЖКХ Рафаиль Киямов. Впервые новое название предприятия прозвучало из уст заместителя начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома Набережных Челнов Ильфата Исмагилова на одном из недавних заседаний комиссии горсовета. На вопросы о деятельности нового предприятия и связи его с печально известным «Челныкоммунхозом» Исмагилов ответил уклончиво и явно с неохотой. «Я не налоговый орган и не обязан следить, когда предприятие открывается, когда закрывается, — сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Я не создавал эту организацию, не писал ее устав и не знаю, какие у нее функции».

Отказался от комментариев и директор «Челныкоммунхоза» Миннефанис Хабибуллин. Интересно, что, по данным СПАРК на 19 октября 2011 года, 93,84% доли в уставном капитале принадлежит минземимущества РТ. Однако начальник отдела корпоративного управления министерства Валерий Шрубенков сказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что у них «нет такого предприятия и никогда не было».

После многочисленных звонков в разные управления исполкома «БИЗНЕС Online» стало очевидно: создание МУП «Горкоммунхоз» происходит, так сказать, без лишнего шума и суматохи, не привлекая к себе внимания. Но тайное все же стало явным — первыми забеспокоились депутаты, по словам которых, «Челныкоммунхоз» перестал оказывать услуги по вывозу мусора, а вместо него в этой сфере начали промышлять частные фирмы.

Директор «Челныкоммунхоза» Минефанис Хабибуллин
Директор «Челныкоммунхоза» Минефанис Хабибуллин

Корреспондент «БИЗНЕС Online» на днях встретился с Киямовым, который окончательно подтвердил: «Горкоммунхоз» — это тот же «Челныкоммунхоз», просто... перерегистрированный. «То есть никакого нового предприятия мы не создали, никого не объединили, не разъединили, не сократили, — пояснил Киямов. — Никаких новых директоров и замов не будет, руководителем останется Хабибуллин. Перерегистрация предприятия — довольно распространенная процедура. Здесь нет никаких скрытых, темных причин».

Все функции МУП «Челныкоммунхоз» также перейдут к новой организации: вывоз мусора, обслуживание кладбищ, пляжей, выполнение работ по благоустройству и озеленению. Что касается отлова и содержания бездомных животных, то, по словам Киямова, сейчас на базе МУП «Горкоммунхоз» заканчивается строительство питомника для их временного содержания. Когда процесс реорганизации будет завершен полностью, предполагать пока сложно.

«ДОЛГ ЕЩЕ НУЖНО ДОКАЗАТЬ»

Слова чиновника могли бы звучать убедительно, если не знать о сумасшедших долгах МУП «Челныкоммунхоз». В ноябре прошлого года вокруг этой компании разгорелась настоящая «мусорная война». Росприроднадзор по РТ выиграл в Арбитражном суде иск против «Челныкоммунхоза», по которому муниципальное предприятие должно выплатить штраф за экологический ущерб, нанесенный в результате размещения отходов на городской свалке в районе села Тогаево. Сумма штрафа составляет 216 млн. рублей и, очевидно, является непосильной для МУП с годовой выручкой в 160 млн. рублей. В ходе процесса представители «Челныкоммунхоза» предоставили свою лицензию, акты и другие документы, по которым место сброса мусора являлось законным. В течение 11 лет предприятие ни разу не получало предупреждений о нарушении чьих-либо предписаний при вывозе мусора на закрытую свалку. Однако убедить суд в своей правоте МУП «Челныкоммунхоз» не удалось, а в феврале нынешнего года была отклонена и апелляционная жалоба предприятия.

Одновременно с Росприроднадзором на «Челныкоммунхоз» подало в суд ООО «Поволжская экологическая компания», которая потребовала от предприятия еще 13,7 млн. рублей — сумму убытков, причиненных в результате пожара, произошедшего на полигоне ПЭКа в мае прошлого года. В то время этот полигон эксплуатировал «Челныкоммунхоз».

Пожар на полигоне ТБО ПЭКа нанес компании ущерб в 13,7 млн. рублей
Пожар на полигоне ТБО ПЭКа нанес компании ущерб в 13,7 млн. рублей

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему реорганизация муниципального предприятия понадобилась именно сейчас, Киямов ответил молчанием. За одним вопросом логично последовал и другой: кто выплатит многомиллионный штраф за ущерб экологии, если МУП «Челныкоммунхоз» исчезнет?

«Вопрос о штрафе в 216 миллионов еще остается открытым. Да, «Челныкоммунхоз» подавал апелляцию, ему отказали, но вопрос еще не решен, точка не поставлена, — сказал Киямов. — По поводу ПЭК — то же самое. Есть две стороны, два хозяйствующих субъекта — они спорят, судятся. Но это никак не означает, что у «Челныкоммунхоза» есть перед кем-то какой-то долг. Это еще нужно доказать. Сейчас идет судебный процесс, и я не думаю, что стоит обращать на это особое внимание. Такие судебные процессы есть между муниципальными предприятиями — кто-то кому-то 500 тысяч должен или миллион, но по какой-то причине один другому не может оплатить, и они начинают судиться. Суд — это цивилизованный путь решения проблемы. Как решат, так и будет. Если решение будет вынесено, найдется и способ дальнейшего развития этого вопроса».

«МИЛИЦИЮ В ПОЛИЦИЮ ПЕРЕИМЕНОВАЛИ, А РАЗВЕ ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что наверняка за счет переименования МУП городские власти пытаются уйти от санкций. Особенно интересно это выглядит на фоне публикации материалов итогов проверки, проведенной в Челнах республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции, выявившей отлаженный механизм по добровольно-принудительному сбору денег, которые аккумулировались на счетах муниципальных предприятий.

Николай Атласов — гендиректор ООО «Проминдустрия»:

— Я считаю, что останавливать работу предприятия ни в коем случае нельзя. Как «Челныкоммунхоз» будет выходить из ситуации, связанной с выплатой 216-миллионного долга, — это их дело. В исполкоме, думаю, аналитики есть, они понимают, какие решения необходимо в данном случае принимать. Не хотелось бы, чтобы в перспективе нас ждали убитые мусоровозки, разваливающиеся на ходу, не соответствующие экологическим нормам и из которых на ходу вываливается мусор. Если решение о реорганизации принимается под тяжестью каких-то объективных обстоятельств, то нужно заглядывать в завтрашний день, понимать, что мы не останемся в итоге у разбитого корыта и не повезем, условно говоря, мусор на лошадях на ближайший полигон.

Я думаю, что бизнесу, который в этой сфере занят, нужно дать точку опоры. Он должен видеть свой завтрашний день. Ему нужно обеспечить долгосрочные контракты. Когда бизнесмен понимает, что его услуги востребованы, то он будет вкладывать деньги и в обновление парка, и в обучение персонала, и в благоустройство территории. Как решить проблему? Рецепт один: нужно развивать народный контроль. Это, я считаю, самая действенная форма. Если людей волнует вопрос, почему мы платим за сортировку мусора, а она на самом деле не сортируется, то мы должны собраться, создать комиссию и поехать на этот самый полигон с проверкой. Приехало на полигон 40 мусоровозов, покажите, как вы его сортируете? И наша городская власть должна будет, в конце концов, разобраться с этим вопросом, ведь мусорная гора меньше не станет.

Хафиз Миргалимов — депутат Госсовета РТ, член комиссии по контролю за реализацией программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан»:

— Мне кажется, тут изначально МУП был подставлен. Росприроднадзор, на мой взгляд, должен был привлекать к ответственности именно исполком, а не «Челныкоммунхоз». Ведь это муниципальное предприятие, стало быть, работает с ведома чиновников исполкома, само ничего не придумывая и не «изобретая велосипед». А сейчас руководство города, занимаясь перерегистрацией предприятия, пытается уйти от ответственности. Но не думаю, что это ему удастся. Организация работы МУП «Горкоммунхоз» вряд ли станет иной после переименования. Ведь если вы «КАМАЗ» назовете по-другому, он не станет ездить быстрее или медленнее. Дмитрий Медведев переименовал милицию в полицию, а разве что-то изменилось? Так будет и здесь: как работало предприятие, так и будет. А жителям по большому счету без разницы, как МУП называется, лишь бы мусор вовремя вывозился.

Кстати, мусор, свалки — большая проблема. И она касается не только Набережных Челнов. У нас возле Казани тоже есть большая свалка, сколько раз ее просили закрыть, нет, она только растет. Да и в других городах Татарстана и России существует такая проблема. И она комплексная. А потому решать ее надо тоже комплексно. Просто штрафами ее не решить. Надо дать людям возможность справляться с этой бедой, раз они это могут или хотят. А у нас? В Альметьевске ребята хотели открыть завод по переработке мусора, но уже долго не могут кредит получить. Это разве дело? Надо создавать условия для решения проблемы, а уже потом требовать с исполнителей, если она не решается.

Владимир Васев — совладелец ООО «Челнытелекомстрой», депутат горсовета:

— Главная причина смены вывески на «Челныкоммунхозе», на мой взгляд, описана в статье на «БИЗНЕС Online» «Чистки в Челнах: у Шайхразиева нашли «доильный аппарат», в которой рассказано, как через МУПы собирались «пожертвования» и все остальное. Думаю, что в первую очередь переименование — это попытка спрятать все эти документы. Если МУП закрывается, то уже на следующий день все документы, как правило, уничтожаются и в дальнейшем найти концы и узнать, что и как происходило на самом деле, будет почти невозможно.

И второе. Что деньги за сортировку мусора компании «ПЭК-регион 2» перечислялись, а она на самом деле не осуществлялась, всем известно. Все документы об этой афере находятся в «Челныкоммунхозе». И вполне возможно, что это переименование является и попыткой скрыть факт хищения денег населения, которые собирали за сортировку мусора за последние полгода. У нас в городе существует мусоросортировочный завод, построенный в свое время на бюджетные деньги, который сейчас простаивает. Я считаю, что в первую очередь нужно восстановить старые договоры и запустить ту сортировку, которая была. А дальше надо разбираться с этим полигоном, который сейчас ПЭК арендует у КАМАЗа, нужно проводить ревизию договоров на аренду этого полигона и вообще, я считаю, нужно решать вопрос об их расторжении и заключении новых.

Эрат Бадиков — главный инженер ЗАО «Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства» (Елабуга):

— Я не думаю, что перерегистрацией МУП бывшему предприятию удастся уйти от выплаты Росприроднадзору 216 миллионов рублей. Тем более что имущество у прежнего юрлица было, банкротство по нему не инициировалось. Так что если власти города, переименовывая «Челныкоммунхоз» в «Горкоммунхоз», хотели уйти от ответственности за проигранный арбитраж, то вряд ли они этого добьются. Хотя цель, наверное, была именно такая.

В целом же я не вижу ничего хорошего в том, что на базе одного предприятия создано другое. Все эти пертурбации, дергания, потрясения — они выбивают из колеи, конечно, и руководство предприятия, и трудовой коллектив. Так что наверняка на деятельности сотрудников такие повороты скажутся отрицательно. И чтобы все опять вошло в привычное русло, понадобится определенное время. Да и на имидже предприятия смена названия скажется отрицательно. «Челныкоммунхоз» все в Набережных Челнах знают, и мы в Елабуге его знаем, у нас с ним связаны определенные ассоциации. А сейчас появился некий безликий «Горкоммунхоз». Ничего хорошего от этого ждать не приходится.