Сегодня в Госсовете РТ в ходе круглого стола дольщики, застройщики, чиновники минстроя и исполкома Казани, а также депутаты попытались найти общий язык по оставшимся проблемным жилым домам в Татарстане. Дискуссию, которую проигнорировали представители прокуратуры и МВД РТ, инициировала фракция КПРФ. Посетившая мероприятие корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала способы обмана дольщиков, выслушала несколько таких историй и стала свидетелем того, как представитель главного оператора недостроев — казанской фирмы «Свей» — отрекся от всех обвинений в свой адрес, списав проблемы дольщиков на мошеннические схемы риэлторов, нерадивость генподрядчиков, бездействие ТСЖ...
Сегодня в Госсовете РТ по инициативе КПРФ прошел круглый стол по проблемам обманутых дольщиков |
КАК ДУРЯТ ДОЛЬЩИКОВ
Сегодня в ходе прошедшего по инициативе КПРФ круглого стола по проблемам обманутых дольщиков в Госсовете РТ состоялся разговор на повышенных тонах между покупателями и застройщиками квартир. В дискуссии приняли участие более 10 представителей проблемных домов. Хотя, помнится, еще недавно республиканские власти очитывались о том, что вопрос с дольщиками решен. Этим, похоже, и решили воспользоваться татарстанские коммунисты, которые собрали пострадавших.
Первым выступил молодой депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев, который отчитался, что сделали левые для решения этой проблемы. «6 апреля был митинг. 14 апреля был внесен в Госсовет РТ законопроект по обманутым дольщикам под названием «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах», — бодро чеканил народный избранник. — В целом по стране неутешительные выводы: только за последние полгода в прокуратуру поступило около 112 тысяч жалоб на нарушения жилищного законодательства, причем каждая четвертая жалоба обоснована. Всего за последние два года прокуроры выявили 4,5 тысячи нарушений в сфере долевого строительства». По его словам, всего в 2012 году в России в сфере долевого строительства было зарегистрировано около 1 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 670 уголовных дел. Задачей круглого стола Прокофьев обозначил нахождение конкретных решений для защиты прав граждан.
Артем Прокофьев |
Далее Прокофьев углубился в анализ схем возникновения случаев «долевого» мошенничества: воспрепятствование альтернативным застройщикам в реализации проектов (так называемые лжетаунхаусы, малоэтажные многоквартирные дома, которые возводят на участках, предусмотренных под индивидуальное жилищное строительство); строительство без получения соответствующих разрешений; строительство с использованием серых схем, бездействие правоохранительных органов по серым схемам (например, по дольщикам фирм «Фон-Ривьера» и «Свей») и т.д. По словам Прокофьева, самые распространенные схемы обхода ФЗ-214 (о долевом строительстве) — это оформление предварительного договора купли-продажи и вексельная схема. До 2009 года на эти две формы приходилось до 90% всех сделок с новостройками. Смысл первой очень простой: застройщик вам обещает, что заключит договор купли-продажи квартиры, когда получит всю необходимую документацию и введет дом в эксплуатацию. На руку строителям в этом случае играет и то, что предварительные договора не подлежат обязательной регистрации. Вексельная схема помимо предварительного договора также включает в себя заключение «дольщиком» договора купли-продажи векселя у застройщика на сумму стоимости квартиры. «Кривизна» схемы в том, что дольщику не гарантируется получение конкретной квартиры. В лучшем случае ему могут вернуть те же деньги, а в худшем — в случае банкротства можно остаться вообще ни с чем.
Дом на Ноксинском спуске и Бехтерева/Космодемьянской |
Прокофьев отметил, что по домам на Ноксинском спуске и Бехтерева/Космодемьянской надлежащей реакции от прокуратуры добиться не удалось, но предварительный договор при этом не исключает возможности двойной-тройной продажи. Напомнил депутат и о таком виде мошенничества, как строительство лжекоттеджей. Наша газета подробно писала об этом. По словам депутата Госсовета РТ Рафаила Нурутдинова, в Набережных Челнах самый проблемный — 65-й микрорайон. Он рассказал об объектах на особом контроле в микрорайоне «Яшьлек» застройщиков «Фона», ООО «Савиново», ООО «ИнертДобыча» и ООО «Универсальное строительство».
9 ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Единоросс, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Хайруллин озвучил данные по проблемным объектам. Так, с 1 января 2008 года по 1 января 2014 года в Татарстане были введены в эксплуатацию 93 проблемных объекта долевого строительства (площадь — 777,5 тыс. кв. м, 10 тыс. дольщиков). По данным минстроя, на 1 января 2014 года в республике осталось ноль проблемных объектов. Однако объектов, находящихся на контроле органов госвласти республики и органов местного самоуправления в Казани, пять. Это два дома на улице Амирхана (застройщик ООО «Маг-Строй»), дом по улице Достоевского, 57 (ООО «Фирма «Свей»), дом по улице Четаева (ЗАО «Вектр») и дом на пересечении Баруди и Краснокошайской (ООО «Рента»). Еще 4 объекта в Челнах — это дома 44/17А, 49/14, 58/02 и 58/24. Таким образом, всего задействованы 207 дольщиков из Казани и 385 из Челнов. Кроме этого, на контроле мэрии автограда находятся 6 строящихся объектов в микрорайоне «Яшьлек» (65/03, 65/04, 65/05, 65/06, 65/10 и 65/19). Одним словом, если в специальном списке нет проблемных объектов, значит, их нет в реальности.
«Неважно, где дольщик взял деньги. Дольщик — это инвестор. Когда запустили долевое строительство, была задача сделать минимальной стоимость квадратного метра. С Аитовым (гендиректор «Свея» — ред.) мы год встречались. У него был повод — было 15 тысяч рублей за квадратный метр, а стало 45 тысяч, — рассказал Хайруллин. — Сейчас все строительные компании лицензируются. СРО тоже должны нести ответственность за своих участников»
Рашид Аитов |
ИСТОРИИ ДОЛЬЩИКОВ
Тем временем наиболее оживленной стала та часть круглого стола, на которой представители дольщиков рассказывали о своих проблемах.
По словам одного из участников долевого строительства Алексея Копунова, в ситуации конфронтации застройщика и инвесторов виноваты все. «Наша вина, что мы где-то оказались неграмотными, где-то — слишком доверчивыми. Я нашел объявление, что продается квартира. В УЖП мне сказали, что все нормально и с ними можно общаться. Но по факту сейчас рассчитывать не на что. Виновник — подрядчик — осужден, — рассказал он. — Контроль над объектом должно возглавить государство. Стоит признать, что государство не способно контролировать сейчас эту отрасль. Хотя не надо ее глушить, ведь по-другому честно работающему человеку жилье не получить».
Другой дольщик Алексей Майданов предложил членам комиссии не снимать дом с учета проблемных объектов до регистрации хотя бы одного участника долевого строительства в Регпалате. «То есть бывает, что дом построен и уже даже начал разрушаться, а договор собственности при этом до сих пор не заключен. Сейчас вот исполком дает информацию, что готовность дома на Бехтерева/Космодемьянской — 35 процентов (объект фирмы «Свей» — авт.). И это за 6 лет контроля», — воскликнул он. По его словам, основная масса проблемных домов сложилась до 2008 года. Также он предложил, чтобы комиссия объезжала проблемные дома каждую пятницу в полном составе, как это было раньше, т.е. с представителями исполкома, а также с привлечением правоохранительных органов.
На это Прокофьев заметил, что на круглый стол были приглашены представители прокуратуры, МВД. В списке значились фамилии помощника прокурора РТ Антона Косорукова и подполковника полиции Рената Акчурина. «Никого из них нет. Это показатель того, что они не хотят решать проблему», — подчеркнул депутат.
Дом по улице Достоевского, 57 |
О проблемах дольщиков автограда рассказала Асфия Насибуллина. «Все мы неудачно вложились и сейчас расхлебываем. В 2005 году началась стройка дома — это окраина города. Коммуникаций нет. Четыре дома построили, а пятый до сих пор в стадии строительства. В нашем доме продали только треть квартир. Причем в госрегистрации оказалось, что все квартиры раскиданы по юрлицам — дочерним компаниям. Получается, по ним дочерние компании взяли кредит в банке, и квартиры находятся в залоге. Продать их фактически нельзя. Получается, что человек в подвешенном состоянии и не может зарегистрировать свои квартиры, — сообщила она. — Законом не определено, что застройщик может использовать деньги сразу для нескольких объектов недвижимости. Можно четко оговорить, что конкретный дом строится, открывается расчетный счет, дольщики переводят на него деньги, и застройщик не имеет права использовать их для других целей — это мое предложение».
Дольщики казанского дома по улице Тельмана, 18а (также объект «Свея») рассказали, что ни один из них еще не получил квартиру. «Свей» нас туда не пускает. Если бы закон просто исполнялся, мы бы давно жили в своих домах, — сказала одна из представителей дольщиков и обратилась к представителю «Свея». — Вы украли у меня шесть лет жизни! «Свей» пытается узаконить двойные продажи!» Суть проблемы в том, что было построено шесть этажей, после чего переделано в пять, т.е., по словам дольщицы, ее оставили без квартиры, но потом этот этаж вернут и снова будут продавать на нем квартиры. По ее словам, она выиграла уже четыре суда и непременно выиграет пятый. На это Прокофьев заметил, что, судя по всему, выигрыш в судах и достройка дома не всегда решают проблему.
Алексей Копунов |
Дольщики дома на улице Ульянова-Ленина, 25 также попросили разобраться правоохранительные органы со своей ситуацией, уточнив, что «Свей» не идет на контакт.
Одна из проблем, о которых рассказали присутствующие дольщики, — перепланировка в период до завершения строительства как один из способов ухода от исполнения обязательств. По словам Зайнаян Сафиной, она столкнулась с ситуацией, где застройщик — фирма «Фаворит строй», а дом — в Профессорском переулке (также объект «Свея»). Она приехала из Сургута. «Я приехала и увидела, что моя квартира продана Азату Валееву из мэрии Казани за 2 миллиона рублей. Хотя я заплатила за нее 3 миллиона 600 тысяч. После этого застройщик перевел меня на Некрасова, где в квартире сделали перепланировку, уменьшив мне площадь», — сообщила она.
Один из дольщиков Александр Пайгунов предложил присутствующим депутатам инициировать прокурорскую проверку управления жилищной политики исполкома Казани.
Жилой дом на улице Ульянова-Ленина, 25 |
«ПРОИЗОШЛА МОШЕННИЧЕСКАЯ СХЕМА»
На все озвученные вопросы попытался ответить представитель «Свея» — заместитель гендиректора Александр Потупчик. Начал он с того, что подметил закономерность — никто из присутствующих не являлся дольщиком «Свея».
«Мы не снимали с себя ни части ответственности. Произошла мошенническая схема. Бывает, что риэлторы продолжают продавать, хотя подрядчик сидит в тюрьме. Но решение вашей проблемы не в нашей компетенции», — ответил он Копунову.
На предложение Майданова Потупчик ответил, что каждое утро начинается в 8:00 с объезда, в том числе дома на Бехтерева/Космодемьянской. «Управление жилищной политики постоянно там, у минстроя там недельный контроль. Лобов (глава администрации Вахитовского и Приволжского района — авт.) помог нам решить по Достоевского вопрос по прокладке сетей. По наружным сетям сейчас также на Бехтерева оказывается помощь», — сказал он.
«Что касается исчезнувшего этажа на Тельмана, вы думаете, мы самоубийцы и сами себя хотим в тюрьму посадить? — спросил Потупчик у дольщиков. — Думаете, мы не прописываем с генподрядчиком необходимость прохождения экспертизы? Экспертиза прошла на пять этажей. Вводом в эксплуатацию занимается управляющая компания, но вы настояли на том, чтобы передать все функции по жизнеобеспечению дома вашему ТСЖ. ТСЖ и должно решать все проблемы». Дольщики в ответ на это почти хором сказали, что о смене УК на ТСЖ их никто не уведомлял.
По Профессорскому переулку представитель «Свея» посоветовал требовать исполнение судебного решения.
«Свей» сдал 25 домов. За четыре года у нас задача — сдать дома. Мы не собрали ни копейки с людей. Мы ничего себе не присваиваем», — эмоционально сказал Потупчик, на что в зале послышались горькие усмешки.
Марат Хайруллин |
«НАДО ПРОБЛЕМЫ РЕШАТЬ»
И.о. начальника управления развития строительного комплекса минстроя РТ Денис Канайкин сообщил, что в республике было 93 проблемных объекта, с которыми решен вопрос. 86 завершены и введены в эксплуатацию. По его словам, есть вопросы по объектам «Фона». И.о. заместителя начальника управления жилищной политики исполкома Казани Айрат Ахметханов, в свою очередь, сообщил, что контроль за проблемными объектами начался в 2008 году. «75 домов было в списке, потом мы добавили еще 8. По 75 домам проблемы были решены», — сказал он.
Своеобразный итог круглого стола подвел Хайруллин. «Вы должны знать, что депутаты добиваются защиты интересов. Я себе когда-то сказал, что никогда ни в коем случае не буду участвовать в долевом строительстве. Что касается других, может, они поверили Аитову, зная, кто за ним стоит. Надо вопрос решить. Если надо будет что-то подписать от лица депутатов, говорите. Давайте нам факты нарушений. Будем дальше работать», — сказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.