Анна Сацук
Анна Сацук

ФУНКЦИЯ ВЛАСТЕЙ — ЗАЩИЩАТЬ НАРОД

Городской суд Набережных Челнов в минувший понедельник вынес решение по громкому делу исполкома против жителей дома 3/01, пожелавших сменить управляющую компанию ООО «УО «Челныстройремонт» на скандально известную УЖК «Ключевое». Решение было вынесено в пользу властей, а результаты голосования почти 60% жильцов были признаны недействительными.

Напомним, о своих намерениях вмешаться в ситуацию вокруг дома 3/01 власти автограда заявили в феврале, когда от имени руководителя исполкома Набережных Челнов Фархада Латыпова был подан иск о признании недействительными результатов заочного голосования жильцов. Казалось бы, зачем столько шума, ведь жители просто хотели поменять не устраивавшую их управляющую компанию? Однако дело в том, что директор УЖК «Ключевое» Анна Сацук имеет, мягко говоря, натянутые отношения с челнинскими властями.

Отметим, что 3/01 — это известный в Челнах, один из крупнейших домов — 26-подъездный 9-этажный жилой дом, в котором проживают более 2 тыс. жильцов. Он находится в самом центре города на проспекте Мира и в 80-е годы считался одним из самых престижных из-за того, что здесь получали квартиры многочисленные представители городской элиты тех времен. По сей день народ здесь проживает активный, грамотный, знающий себе цену, дружащий с головой...

26-подъездный 9-этажный в 80-е годы считался одним из самых престижных из-за того, что здесь получали квартиры многочисленные представители городской элиты тех времен
26-подъездный 9-этажный дом в 80-е годы считался одним из самых престижных из-за того, что здесь получали квартиры многочисленные представители городской элиты тех времен

«МЫ К ЭТОМУ ДОЛГО ШЛИ, НЕ ОДИН ГОД»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала в понедельник на заседании суда и выслушала последние доводы за и против. В начале заседания представитель исполкома предоставил суду документы, свидетельствующие о том, что Сацук в прошлом была судима. Информация эта никакого отношения к делу о голосовании не имела, тем не менее была приобщена судом к другим материалам. Позже исполком попытается убедить присутствующих, что с помощью этих данных хочет лишь оградить жителей от УЖК «Ключевое» — это ли ни функция властей, защищать народ.

За одним доказательством последовало второе, не менее странное — фотографии неких уведомлений, якобы расклеенных исполкомом на стенах подъездов 3/01 в конце января. В них говорится о намерении властей подать исковое заявление на жителей дома. Только вот прочитать об этом в представленных суду документах невозможно — ведь истец принес даже не сами фотографии, а темные копии фотографий, сделанные на бумаге. Жители дома долго и недоуменно крутили их в руках — никто из них ни о каких уведомлениях не знал. «Когда были развешены эти объявления? Почему никто об этом не знает и никто этого не видел? — обратилась к представителю исполкома старшая по подъезду №6 дома 3/01 Светлана Куприна. — Всякие пасквили нам бросали в ящики, а на стенах ничего не висело. Эти уведомления вы придумали в последний момент, чтобы сегодня с чем-то прийти на заседание суда».

Куприна выразила удивление самим фактом того, что исполнительный комитет судится с жителями своего города вместо того, чтобы защищать их интересы. «То, что мы тут уже в пятый раз собираемся, — это удивительна история, — сказала она. — Мы не нарушали закон! Мы всего лишь навсего захотели освободиться от той управляющей компании, которая не справляется со своими функциональными обязанностями. Собрание мы провели на 100 процентов правильно по всем параметрам».

Второй ответчик, старшая по подъезду №16 дома 3/01 Ирина Кузьмина добавила, что на собраниях жители не раз просили директора «Челныстройремонта» Людмилу Луник отчитаться за все потраченные средства. Но тщетно. «Мы голосовали строго по Жилищному кодексу, — сказала Кузьмина. — С 2007 года «Челныстройремонт» нами руководит. У нас в доме много пенсионеров, которые не способны платить такие деньги за коммунальные услуги. Они обращались к нам, как к старшим по подъездам, чтобы мы что-то сделали. Мы все взвесили и проголосовали за смену управляющей компании. Мы к этому долго шли, не один год».

ДОЛЯ ИСПОЛКОМА — 3,62% ГОЛОСОВ

Что касается позиции самого «Челныстройремонта», выступавшего в этом процессе в качестве третьего лица, то его представитель поддержал исковые требования исполкома в полном объеме. Эта управляющая компания и сейчас продолжает выполнять свои обязанности по содержанию и ремонту 3/01 и считает, что делает это вполне надлежащим образом. Договор с «Челныстройремонтом» пролонгирован.

Вспомнили во время процесса и о тех жильцах, которые участвовали в общем собрании, но потом поспешили отказаться от своих голосов. Таковых оказалось 10 человек. В конце марта они подали иск о признании их бюллетеней недействительными, объяснив это тем, что при голосовании были «введены в заблуждение». Примечательно, что интересы этих 10 в суде по доверенности представляет... юрист «Челныстройремонта». Сегодня он, впрочем, так и не смог внятно объяснить суду, что за «рекламная кампания» была организована Сацук и УЖК «Ключевое» и как именно оказывалось давление на жителей.

Жители дома 3/01, выступавшие в суде в качестве свидетелей, подтвердили, что объявления об общем собрании жильцов висели на всех подъездах. Таким образом, каждый житель в доме знал о готовящемся голосовании. Знал о нем и заместитель руководителя исполкома Рафаиль Киямов, к которому направились 6 представителей совета дома. Они вручили начальнику управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения бюллетень и оповестили его о том, что дом намерен сменить УК. Жители подумали, что этого исполкому будет достаточно....

Рафаиль Киямов
Рафаиль Киямов

Однако представитель Латыпова в суде был непреклонен: то, что жители приходили в приемную Киямова, еще ничего не значит. Кроме того, по мнению властей, нарушения законодательства были допущены не только в порядке извещения, но и при подсчете голосов. Согласно ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ, существует императивная формула определения количества голосов, которыми обладает каждый собственник помещения в многоквартирном жилом доме. Из этой формулы следует, что собственники располагают тем большим количеством голосов, чем больше их доля в праве на общее имущество в доме. По словам представителя Латыпова, в протоколе собрания были учтены только голоса собственников жилых помещений. Голоса же собственников нежилых помещений, а также технических этажей, лестничных клеток, подвалов не считались.

Сторона защиты в ответ на это представила сравнительные и фактические расчеты, доказывающие, что участие исполкома в голосовании никак не повлияло бы на исход. Так, общая площадь дома по справке БТИ — 47 414,8 кв. м, а общая площадь жилых помещений, собственники которых приняли участие в голосовании — 28 202,475 кв. м, что равняется 59,48% голосов. То есть почти 60% жителей приняли участие в голосование — кворум есть. Исполкому же в 3/01 принадлежит площадь жилых и нежилых помещений размером 1 021, 47 кв. м, что составляет только 3,62% от общего числа голосов.

«МЫ ПОЙДЕМ ДАЛЬШЕ»

После оглашения решения суда юрист исполкома отказался комментировать свою победу. Не захотел разговаривать с журналистами и представитель жильцов, который ретировался из зала заседания сразу после окончания процесса. А вот сами жители дома 3/01 хоть и были разочарованы местным правосудием, но эмоций не сдерживали.

«Я очень плохо отношусь к решению суда. В принципе, мы знали, что проиграем этот суд, — сказала Куприна. — Заявление ведь подал председатель исполнительного комитета! Исполком судится с народом, мы избиратели, а он избираемый. И он не думает о том, что впереди у него выборы и чем все это может закончиться для него. Через пять дней мы получим решение суда и сразу начинаем связываться с Верховным судом. Если он подтвердит решение городского суда, значит, дело пойдет дальше. Мы не остановимся, пока не уйдем от «Челныстройремонта». Нам надоело кормить дармоедов! У нас пенсия 10 тысяч рублей, из нее платить за ЖКХ 7 тысяч — такого нет ни в одной стране!»

«ТЯЖЕЛЫЙ ЗАПАХ КОРРУПЦИИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» сходятся во мнении, что решение городского суда по существу было несправедливым.

Анна Сацук — директор УЖК «Ключевое»:

— Я, честно говоря, в шоке от такого решения суда. У нас был факт, когда от нас дом уходил, 32/01. Тогда все произошло спокойно, быстро — буквально в течение двух месяцев со всеми собраниями, протоколами, расторжением договоров и так далее. А здесь из-за 29 квартир, которые принадлежат исполкому, отменить решение нескольких сотен собственников, используя формальную причину... Я рассматриваю это только как административное давление исполкома на систему правосудия с тем, чтобы помешать людям самим принимать решение о выборе управляющей компании.

Замечу, что мы в этом процессе участия не принимаем. Когда к нам было обращение, мы дали лишь свое формальное согласие: если собственники примут решение о переходе в «Ключевое», мы готовы дом принять. И сейчас, я считаю, жильцам надо параллельно идти двумя путями. Во-первых, обжаловать решение городского суда в вышестоящей инстанции, потому что процесс должен дойти до своего логического конца. А во-вторых, учитывая формальную причину отмены результатов голосования, надо провести еще раз собрание собственников, только уже ликвидировав претензию суда.

С другой стороны, исполкому заявлять, что они не были извещены о предстоящем собрании, несерьезно. Эта история была широко освещена в прессе, к руководителю исполкома Фархаду Латыпову люди записывались на прием, к его заместителю Рафаилю Киямову обращались. Как же исполком ничего не знал? Если бы хотели принять участие в голосовании, приняли бы. Видят же, что происходит — люди дошли до крайней степени неудовлетворенности своей управляющей компанией. И, насколько я знаю, они от борьбы не отказались. А значит, все равно будут добиваться смены УК. И мешать им в этом неправильно.

Ильдус Камалов — депутат горсовета Набережных Челнов:

— Жителям нужно как можно быстрее получить решение суда и посмотреть, какая там аргументация. Я многократно испытывал на себе справедливость наших судов — как скажут сверху, такое решение они и примут. Куда не пойдешь в нашем городе, везде чувствуется тяжелый запах коррупции. И в судах то же самое. То, что произошло сегодня, — это нарушение Жилищного кодекса. По закону, жители могут сами выбрать себе управляющую компанию, они даже сами могут создать ТСЖ. Это ведь мы содержим управляющие компании. Если нам не нравится коррумпированность одной УК, можно сменить ее на другую.

Я думаю, что в ближайшее время в связи с тем, что пошли бешеные цены на отопление — по 2,5 - 3 тысячи рублей в месяц, больше половины стоимости оплаты за жилье — многие дома захотят отделиться от управляющих компаний и автономно решить вопросы с в этой системе. Это будет дешевле и надежнее. Закон в этом смысле должен быть полностью на стороне жильцов.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ:

— Тут, конечно, две стороны медали. С юридической точки зрения решение суда вполне справедливо. Известить организаторы голосования обязаны были всех собственников квартир. А это сделано не было в установленном порядке. По существу же, решение суда несправедливо, так как участие в голосовании собственника всего 29 квартир не повлияло бы на его результаты. Но закон должны соблюдать все. Да, голос исполкома не повлиял бы на результаты голосования сам по себе. Но представитель власти, посетив собрание собственников дома, мог привести какие-то убедительные доводы своей позиции. Не исключено, что к ним бы прислушались и голосование могло сложиться иным образом.

Обжаловать решение суда жильцам, пожалуй, нет смысла. В данном случае проще провести еще одно голосование, уже известив о нем всех собственников и исполком в том числе. Если решение опять будет принято о смене управляющей компании, то отменить его суд уже вряд ли сможет.