«ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ — ЭТО ТОТ ЕЩЕ БИЗНЕС, НО МНЕ ИНТЕРЕСНО»

— Айрат, расскажите о себе.

— Родился в Казани, высшее образование получил в казанском филиале Московского энергетического института по специальности «инженер-электрик». По своему основному профилю работал вплоть до 2011 года — на тот период имел свой небольшой строительный бизнес.

— Бизнесом занялись сразу по окончании института?

— Лет через пять после окончания вуза. Мне тогда было 28 лет. Сначала был исполнительным директором, а потом организовал свое малое строительное предприятие. В 2008 году я пришел к выводу, что строительный бизнес нестабилен и мне уже неинтересно этим заниматься. Я занялся производством. Производство в России — это тот еще бизнес, но мне интересно...

— И что же вы производите?

— Мы открыли завод в Дербышках по производству продуктов абсорбирующей гигиены. Сюда входят одноразовые абсорбирующие пеленки, одноразовые простыни, женские прокладки и многое другое. И сегодня выводим на рынок совершенно новый и малоизвестный в России продукт — стикеры (вкладыши) для защиты одежды в области подмышек от пятен и запаха. Спросите у старшего поколения, что они подшивали к одежде до появления химических препаратов, уменьшающих потоотделение? Еще один продукт из этого направления — одноразовые гигиенические подворотнички с «липкой» фиксацией.

— Памперсы еще не производите?

— Нет. Мы не приверженцы этого продукта, так как считаем, что при всей своей разрекламированности они не совсем полезны для здоровья. К тому же, по данным западных маркетологов, к 2020 году Россию ждет демографический провал, спрос на памперсы, в отличие от пеленок, упадет.

«ОБОРУДОВАНИЕ ВЗЯЛИ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ «ЛИЗИНГ-ГРАНТ»

— Как называется ваша компания?

— Clione.

— А почему на импортный манер? Так легче покорить покупателя?

— Да, такова психология нашего потребителя. Мы находимся в таком достаточно жестоком сегменте рынка, как средства гигиены, где игроками являются крупнейшие транснациональные компании, такие как P&G, Unilever, Kimberly Clark, SCA, и т.д. Это звучные бренды, которые у всех на слуху, и их продуктами заполнены полки наших магазинов. Мы обязаны соответствовать общим тенденциям.

— У вас большой штат?

— На текущую дату штат состоит из 27 высококлассных специалистов. Планируем расширение производства. Говорят, что у нас не осталось специалистов, готовых работать на производстве, но это не так. Надо видеть, с каким энтузиазмом работают люди! Им действительно интересно этим заниматься.

— О доходах пока еще говорить рано?

— Да. Мы только выходим на рынок. Работы впереди очень много. Но мы видим большие перспективы.

— Где взяли стартовый капитал?

— Основное оборудование взяли с помощью программы «Лизинг-грант». Плюс вложения инвесторов и свои собственные средства.

— Вы как малое предприятие как оцениваете действия государства по поддержке предпринимательства?

— На мой взгляд, эти механизмы работают. По крайней мере, мы прошли все этапы и получили грант, что позволило нам приобрести дорогостоящее оборудование.

— Контролирующие органы не докучают своими проверками?

— Перед запуском производства мы провели необходимую сертификацию, получили все необходимые разрешительные документы. Что касается документации, то мы не стараемся работать напрямую с госорганами, а обращаемся в организации, которые этим занимаются профессионально. Считаю, каждый должен заниматься своим делом.

— Какие проблемы есть?

— Если можно так назвать, проблемы у нас федерального уровня. К примеру, получение регистрационного удостоверения Росздравнадзора для реализации части нашей продукции как медицинских изделий в аптечных сетях. При государственном регламенте по проведению всех экспертиз в 50 дней мы этим занимаемся с августа 2013 года. Достаточно сложная процедура.

— Волокитят, или процедура на самом деле сложная? Все-таки продукция для аптек должна быть особо безопасной...

— Скорее, это бюрократия. Мы не против многочисленных испытаний своей продукции, но сроки согласования можно было бы и сократить. Ведь у нас уже есть государственная регистрация продукции, с проведенными необходимыми экспертизами, позволяющая нам продавать эту же продукцию в торговых сетях. К тому же иностранные поставщики получают данные разрешительные документы гораздо быстрее.

«ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР» РАЗРУШАЕТ БИЗНЕС НОВИЧКА

— Теперь мне понятно, почему депутату Госдумы Александру Сидякину вы задали вопрос об ограничении экспансии европейских и американских транснациональных компаний: это ваши прямые и очень сильные конкуренты. И вы надеетесь, что будут ограничения их проникновения сюда?

— Годовой оборот рынка гигиенических изделий в России составляет 32 миллиарда рублей. Это огромный растущий рынок, и по сути, его должно было бы на всех хватить. Но закон конкуренции позволяет более сильным игрокам диктовать свои условия рынку и не позволять новым производителям выходить на него.

В юго-восточной Азии есть термин «холодный ветер». Это когда при появлении нового конкурента более сильный игрок, обладая значительными резервами, снижает цены до уровня убыточности, тем самым разрушая бизнес новичка на начальном этапе. И такая экономическая борьба на рынке России ведется. Так что для молодого отечественного производственного бизнеса это очень сложный этап.

— Как вы себе представляете ограничение экспансии «заморских» компаний? Не пускать их сюда?

— В ноябре прошлого года я был в Санкт-Петербурге на форуме, который проводили иностранные поставщики сырья. И там была озвучена интересная информация. Во-первых, в странах Европы ратуют не за глобальный рынок, а развивают местный бизнес. Во-вторых, там законодательно ограничено количество транснациональных компаний на рынке — их не должно быть более 50 процентов. То есть местный товаропроизводитель там защищен. Еще один любопытный факт. В странах Северной Африки до череды «цветных» революций ситуация была такая же, как сегодня в России: транснациональные компании занимали порядка 80 - 90 процентов местного рынка. А после революций все крупные иностранные компании оттуда ушли, на рынке стало ровно наоборот. И местные производства сейчас там развиваются.

«ПОКУПАТЕЛЬ ДОЛЖЕН САМ РАЗОБРАТЬСЯ, БЕЗ ПОДСКАЗОК»

— Если все-таки исключить такой радикальный путь ограничения проникновения транснациональных компаний, как революции, то что конкретно предлагаете сделать?

— Почему иностранные компании имеют преимущества? Первое — они имеют льготные финансовые механизмы: субсидии, инвестиции, кредиты под минимальные проценты на длительные сроки. Мы этого не имеем. Второе — иностранные компании имеют возможность юридически находиться, допустим, в Германии, производить дешевую продукцию в Китае и оттуда заходить на наш рынок под собственным брендом. Третье — они, обладая большими финансовыми ресурсами, заходят в особые экономические зоны (допустим, ОЭЗ «Алабуга») и, получая государственные преференции, начинают доминировать на рынке, «выжигая» местный бизнес.

Если брать нашу сферу деятельности, то российские предприятия за поставку импортного сырья платят таможенную пошлину 12 - 15 процентов. А таможенная пошлина на готовую импортную продукцию (даже произведенную в тех же ОЭЗ) — всего 5 процентов. То есть мы, чтобы сделать продукт, несем большие затраты, и наша продукция становится дороже импортных. Вот такая арифметика. И это при том что вся наша прибыль, все налоги остаются здесь, в России.

Мы должны конкурировать в одинаковой рыночной среде. Это заключается не только в качестве товара, но и в том, как его преподносят покупателям. Всем же понятно: хорошая реклама — и любой товар продастся... Но мы не можем позволить себе агрессивную высокобюджетную рекламу, потому что у отечественных производителей ограниченные финансовые ресурсы.

И если у государства есть желание оказать помощь отечественному производителю, то надо начинать с ревизии таможенного регулирования и проведения государственной политики по ограничению деятельности крупных иностранных компаний в агрессивном продвижении своей продукции. Мы должны иметь возможность делать одинаковые предложения, а уж покупатель без подсказок должен сам разобраться, что ему лучше.

— Но это маловероятно... Хотя рекламу пива, алкоголя и табака запретили же...

— А также запретили рекламу медицинских препаратов. Но ее все равно крутят по ТV. Я не предлагаю запретить и ограничить. Выжить должен сильнейший. Это всего лишь мои пожелания.

«БИЗНЕС ONLINE» — ЭТО ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА НОМЕР ОДИН»

— Как давно читаете «БИЗНЕС Online»? Как оцениваете нашу работу?

— Читаю вашу газету регулярно. В целом газета нравится. В своих публикациях вы придерживаетесь нейтральных позиций, что импонирует. Очень яркое и красочное интернет-издание. И знаю, что читают ее не только в Татарстане, но и за его пределами. Для нас «БИЗНЕС Online» — это интернет-газета номер один. Печатные издания уже не читаем.

— Что пожелаете нам?

— Больше положительной информации. А вообще меня как потребителя все устраивает.

— Айрат, спасибо за добрые слова в адрес нашей газеты. Успехов вам и вашей компании!