В автограде потерпела крах попытка местных властей провести аукцион на право установки и эксплуатации рекламных конструкций. Процедура, которая должна была состояться на минувшей неделе, была неожиданно отменена буквально за минуту до начала. Как выяснил «БИЗНЕС Online», с жалобой на незаконность проведения аукциона в татарстанское УФАС обратилась загадочная компания «Гефест» из Перми, указавшая на то, что власти города пытаются выставить на торги щиты, у которых есть хозяева, и, кроме того, вынуждают брать на себя дополнительный груз... социальной рекламы, что незаконно. По мнению участников рынка, даже если бы торги состоялись, была немалая вероятность, что их итоги могли быть отменены судом. В общем, не везет Челнам так не везет!

Врио начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ильназ Газизуллин и заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства Радмир Беляев
Ильназ Газизуллин (на фото с Радмиром Беляевым) огорошил всех заявлением о том, что аукционы перенесены на неопределенный срок

УФАС: СНАЧАЛА СТАРЫЕ ЩИТЫ ВЫКОПАЙТЕ

В последний момент экстренно был отменен на прошлой неделе в Набережных Челнах аукцион на право установки и эксплуатации рекламных конструкций. 31 марта в зале 400 мэрии собрались около трех десятков предпринимателей, которые были готовы поторговаться за первые 5 конструкций, выносимых на тендер. В назначенное время в зал вошел врио начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития исполкома города Ильназ Газизуллин и огорошил всех заявлением о том, что аукционы перенесены на неопределенный срок в связи с письмом, поступившим в адрес городских властей из антимонопольной службы.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в УФАС, в антимонопольную службу обратилось некое ООО «Гефест». В жалобе было указано, что в разыгрываемых пяти точках стоят неправомерно установленные конструкции, а проект договора с муниципалитетом не оговаривает, как поступать с чужими щитами. В ведомстве Александра Груничева посчитали, что победитель аукциона не имел бы права самостоятельно демонтировать чужие щиты, несмотря на их незаконную установку. Решать вопрос должен муниципалитет, и не дольше чем в месячный период после истечения срока договора на эксплуатацию конструкции.

Также «Гефест» в своей жалобе указал, что проект содержит пункты, по которым владелец щита обязан за свой счет размещать социальную рекламу по требованию исполкома города. Конкретно прописаны праздники, в Новый год, День Победы, Сабантуй, День Республики Татарстан рекламисты должны по условиям торгов размещать на своих конструкциях утвержденные челнинскими властями макеты. УФАС не поддержал исполком в этом вопросе.

Интересный момент: участники рынка утверждают, что реального игрока рекламного рынка ООО «Гефест» в городе нет. Одноименная компания занимается литейным производством, и на запрос «БИЗНЕС Online» в челнинском «Гефесте» ответили, что в УФАС фирма не обращалась и с рекламой абсолютно никак не связана. По некоторым данным, к антимонопольщикам обратилась компания «Гефест» из Перми. Но и она тоже не имеет отношения к рекламному рынку, а занимается комплексными поставками теплоэнергетического оборудования и оказанием услуг в части энергоаудита. К сожалению, в ходе подготовки данного материала нашим корреспондентам не удалось дозвониться до пермских предпринимателей. Тем не менее наше издание готово опубликовать их комментарий по данному делу, если у них появится такое желание. Между тем решение УФАС имеется, и по нему выходит, что исполкому Набережных Челнов придется сначала избавиться от 136 щитов, на которые истекли договоры аренды, и только потом формировать из точек их размещения новые лоты. Не удивительно, что срок следующих торгов остался неопределенным.

«БЫЛО ЗАРАНЕЕ ПОНЯТНО, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ АУКЦИОНА ОТМЕНЯТ»

На этом «чудеса», связанные с аукционом по рекламным конструкциям в автограде, не заканчиваются. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», если бы даже он состоялся, скорее всего, его результаты были бы отменены в суде. Дело в том, что как минимум два щита, выставленных на аукцион, имеют договоры, действующие до 2016 года. Один из них принадлежит ООО «Грэм», другой — ООО «Реклама-центр». Как признался газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор последней Фанис Харисов, он вовсе отказался от участия в аукционе.

«Было заранее понятно, что даже если аукцион состоится, его результаты отменят, — заявил предприниматель. — Ведь на разыгрываемые щиты уже есть действующие разрешения, в том числе и на наш. Я думаю, теперь на торги будут выставляться только те щиты, на которые договоры истекли. Как говорят в мэрии, таких конструкций в городе около 100 (недавно на заседании одной из комиссий горсовета называлась цифра в 136 щитовприм. ред.). Вопрос с вынесением на аукцион уже проданных щитов долго оставался спорным. Я не знаю, почему исполком их все же выставил. Наверное, хотели посмотреть, какая будет реакция. С нами этот вопрос исполком не обсуждал, и никто нас в известность ни о чем не ставил».

Ситуация с торгами осложнена еще и тем, что незадолго до первого аукциона внезапно ушел в отставку главный куратор этого вопроса от муниципалитета Рафар Шакиров. Газизуллин, назначенный врио, оказался не готов прокомментировать ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online». Правда, выступая на минувшей неделе на заседании комиссии горсовета по регламенту, он сообщил, что на открытые торги планируется выставить 23 конструкции, по которым сроки договоров аренды истекли. Но конкретных сроков он не назвал. Газизуллин отметил, что в городе имеется 524 рекламных конструкции, 117 из них находятся вдоль федеральных трасс, поэтому под аукцион они не попадают. 31 конструкция установлена на строящейся новой трамвайной линии, поэтому будет демонтирована. Из оставшихся 376 щитов у 353 еще действуют сроки договоров на эксплуатацию. Депутаты горсовета поручили исполкому составить график проведения аукционов исходя из окончания сроков действующих договоров.

Депутат горсовета, член рабочей группы по разработке регламента аукционов Максим Федоров в разговоре с нашим корреспондентом предположил, что формулировка УФАС о «неправомерной установке» щитов может означать, что исполком не подтвердил антимонопольщикам наличие договоров.

Представители рекламного бизнеса Челнов утверждают, что компании «Гефест» на рынке города попросту не существует
Представители рекламного бизнеса Челнов утверждают, что компании «Гефест» на рынке города попросту не существует

«ЛИБО ИСПОЛКОМ ДОЖДЕТСЯ КОНЦА СРОКА ДОГОВОРОВ, ЛИБО ОТВЕТИТ ПО ЗАКОНУ»

Между тем обсуждение участия в аукционе действующих щитов с их владельцами входило в планы исполкома. Назначая дату первого аукциона, исполком планировал провести в этом году торги на право заключения 486 договоров. В начале марта на заседании комиссии горсовета по регламенту Шакиров заявлял, что по поводу щитов, на которые заключены действующие договоры, исполкому нужно посоветоваться с владельцами. Также он сообщил, что исполком предложил бизнесу пройти процедуру приобретения щитов заново, и часть участников (17 из примерно 300 владельцев) уже согласилась на это.

Неудивительно, что согласие владельцев повторно выкупить свои билборды вызвало сомнения членов рабочей группы горсовета. В качестве одной из версий происходящего фигурировала такая: в прошлом году часть щитов была отдана в аренду без аукционов — они ведь тогда еще не проводились, а между тем уже действовал федеральный закон, по которому исполком не мог сдавать рекламные конструкции в аренду без торгов. Отсюда и взаимное согласие — повторный выкуп права на аренду позволил бы как рекламистам, так и исполкому узаконить преждевременно сложившиеся договорные отношения. Как показывает отмена аукциона, вопрос с действующими договорами снова завис в неопределенности. Как считает Федоров, он может решиться двумя путями.

«Я считаю, что раз уж исполком выдал в свое время разрешение на установку конструкции, которое судом не опротестовано, то предприниматель, его получивший, логично считает, что оно законно, — отметил Федоров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Мне лично непонятно, почему эти 5 конструкций вдруг были выставлены на аукцион? Шакиров на последней депутатской комиссии сказал, что этот вопрос с хозяевами конструкций согласован. На что я ему ответил, что исполком, выставив эти щиты на аукцион, тем самым распишется в своей некомпетентности. Кроме того, с мелкими-то игроками рынка никто ничего не согласовывал! Думаю, что сейчас с точки зрения права логично было бы дождаться окончания сроков аренды щитов и затем выставлять их на аукцион. Либо второй вариант: в одностороннем порядке отменить все выданные разрешения! Но тогда хозяева щитов просто завалят исполком судебными исками и придется искать конкретных виновных. Выдавали и согласовывали эти разрешения и департамент архитектуры, и правовое управление, и управление земельных и имущественных отношений. Все подписи ставили — значит, всех сажать придется! Я знаю, что руководитель исполкома нашу инициативу поддержал и именно он дал указание Газизуллину исправить ситуацию».

Федоров также подчеркнул, что излагает согласованную позицию коллег по депутатскому корпусу: выданные разрешения должны действовать до конца договорного срока, если же они выданы с нарушениями, то вопрос должен перейти в компетенцию правоохранительных органов.

Таким образом, экстренная отмена первого аукциона на право размещения билбордов в Набережных Челнах фактически выбросила исполком города, который готовил данное мероприятие более года и сломал при этом немало копий, на нулевую отметку в этом затянувшемся вопросе. Что в ближайшее время ждет рынок рекламных конструкций Набережных Челнов, который оценивается не менее чем в 200 млн. рублей в год, совершенно неясно. Известно только, что начальная цена лотов составит 51 тыс. рублей, а стоимость 1 кв. м информационного поля конструкций по договорам составит 132 рубля.

Артур Закиров
Артур Закиров: «Думаю, исполком сделает выводы из решения УФАС, внесет соответствующие изменения в аукционную документацию и объявит аукционы заново»

ФЕДЕРАЛЫ ХОТЯТ КАК МИНИМУМ СОХРАНИТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ

Добавим, что, как и ожидалось, в числе претендентов на победу в несостоявшемся аукционе оказался и казанский игрок «Лариса-Сити». Его участие заранее тревожило местных игроков, поскольку данная компания, как подтвердил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор рекламного агентства Артур Закиров, является партнером московской компании Gallery. Для челнинцев участие москвичей в торгах может означать рост цен на размещение рекламы далеко за пределы финансовых возможностей местных участников.

«Компания Gallery является совладельцем «Лариса-Сити» со дня основания в 1996 году, — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Закиров. — В Набережных Челнах у нас сейчас установлено 17 конструкций 3 на 6 метров, и мы так же, как и все участники рынка, обеспокоены тем, как пройдут аукционы в городе. Наша позиция: прежде всего сохранить существующее количество конструкций, возможно, немного увеличить их число в зависимости от того, как будут проходить аукционы. В Набережных Челнах проживает чуть более полумиллиона человек, а как мы знаем, рекламодателей прежде всего интересуют миллионики. Поэтому челнинский рынок нам не сильно интересен».

По словам Закирова, заявившись на аукцион 31 марта, он не ожидал отмены торгов и был удивлен результатами. «К сожалению, нам дали только уведомление об его отмене, где не указана причина. Было только устно объявлено, что отменили по требованию УФАС. Постановление исполкома об отмене аукциона мы так же не видели, соответственно, делать выводы пока преждевременно. Что касается дальнейшего развития событий, думаю, исполком сделает выводы из решения УФАС, внесет соответствующие изменения в аукционную документацию и объявит аукционы заново», — сказал Закиров.

Пресс-служба другой федеральной компании Russ Outdoor на просьбу дать свою оценку положению дел в автограде прислал ответ следующего содержания: «Мы в Набережных Челнах никогда не работали, и в ближайшее время не собираемся выходить на рынок этого города. О ситуации знаем только из СМИ, но если следовать ныне действующей букве закона, то все договоры на право эксплуатации рекламных конструкций должны быть заключены обязательно через торги. Так что, с одной стороны, попытка выставить щиты на аукцион — явное нарушение закона. С другой, некоторое упущение исполнительной власти, так как прежде чем выставить рекламную конструкцию на тендер, ранее заключенные договоры должны быть официально аннулированы. Дальнейшее развитие ситуации очевидно: исполком должен расторгнуть ныне действующие договоры, после чего он имеет полное право выставить щиты на аукцион».

«Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ МОЙ ЩИТ ПРОДАВАЛИ!»

Другие участники рынка и эксперты по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» также высказали свою оценку сложившейся ситуации.

Виктор Мороз — собственник ООО «Грэм»:

— После объявления аукциона я обращался в исполком с просьбой снять с торгов лот, в котором значилась наша конструкция, так как вся необходимая разрешительная документация на щит у меня имеется. Этот щит стоит на Московском проспекте в районе 5 комплекса. Срок договора на него истекает только в середине 2016 года. Документы эти у нас: разрешения и договоры с синими печатями на руках. Я выступаю против того, чтобы на аукцион выставлялись бы щиты, на которые есть действующие разрешения.

Я это озвучивал и в устной, и в письменной форме. И то, что аукцион отменили, — это правильное решение. Исполкому изначально указывали, что они выставляют на аукцион чужую собственность. В этом их ошибка, я считаю. Когда Шакиров летом прошлого года собирал всех рекламщиков и разъяснял нам новое положение о наружной рекламе, о том, что все щиты теперь будут разыгрываться через аукцион, он отдельно отмечал, что на тендер будут выставлять только щиты, разрешение на эксплуатацию которых закончилось.

Алексей Мамаков — гендиректор рекламной фирмы «Неон-Арт-М»:

— Тот факт, что на аукцион были выставлены щиты, срок аренды на которые еще не истек, — это явное нарушение. Думаю, что такое решение исполкома было связано исключительно с желанием пополнить казну. Но так ведь не бывает, чтобы вы сначала сдали кому-нибудь свою квартиру, а потом вдруг решили эту квартиру продать другому человеку. Вы же сначала должны договор аренды своей квартиры с арендатором расторгнуть, а потом уже квартиру продавать. То же самое и здесь. Разрешение предпринимателю выдали, он заключил контракт, он людям работу дает, добросовестно исполняет свои обязанности, а исполком взял и выставил это место на торги. Так не бывает. Поэтому вполне закономерно, что УФАС и выписало такое предписание. Антимонопольщики четко руководствуются законом. Если что-то противоречит букве закона, управление приостанавливает торги на основании выявленных нарушений.

Наша компания не собиралась принимать участия в челнинском аукционе. Для того чтобы участвовать в аукционе, нужны средства, нужна работа. Сейчас для нас это достаточно сложно, потому как у нас в Казани сделано все для того, чтобы у малого бизнеса не было возможности нормально работать и участвовать в подобных аукционах.

Что в ближайшее время ждет рынок рекламных конструкций Челнов, который оценивается не менее чем в 200 млн. рублей в год, совершенно неясно. Известно только то, что начальная цена лотов составит 51 тыс. рублей, а стоимость 1 кв. м составит 132 рубля

Наталья Репина — руководитель финансово-юридической службы рекламной группы Deltaplan (Екатеринбург):

— Согласно документам УФАС, служба признала, что документация, подготовленная для данных торгов, не соответствовала требованиям законодательства, но не затрагивала вопрос правомочности организации данных торгов. Поэтому после внесения необходимых изменений в документацию торги вновь состоятся. Вопрос с уже расположенными на земельном участке конструкциями может быть решен, по крайней мере, двумя путями. Во-первых, исполком может вынести предписание о демонтаже данных конструкций. Во-вторых, новый владелец земельного участка может выкупить конструкции у прежнего владельца. В любом случае данный спор не может отменить тот факт, что с прошлого года все участки, на которых предполагается размещение конструкций наружной рекламы, должны в обязательном порядке проходить через процедуру торгов вне зависимости от того, есть на участке обременение в виде уже установленных рекламных конструкций или нет.