Сегодня депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин рассказал «БИЗНЕС Online» о своей новой инициативе — он призвал вице-премьера Аркадия Дворковича заменить Межгосударственный авиационный комитет (МАК) на новую структуру, приведя нормативную базу России в соответствие с требованиями Международной организации гражданской авиации. Эксперты авиаотрасли соглашаются с Сидякиным, заявляя, что МАК был одним из инициаторов подавления российского авиапрома, но напоминают, что свалить эту организацию никому не удавалось последние 20 лет.

Александр Сидякин
Александр Сидякин: «МАК не может отвечать за безопасность. Мы не сможем осуществлять международные полеты, если не пройдем проверку»

СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ МАК ПРИВОДИТ К НЕВЕРНЫМ ВЫВОДАМ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАКАТАСТРОФ

Депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин направил обращение к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором указал на необходимость приведения законодательства РФ в соответствие с требованиями и стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, депутат указал на несостоятельность и необъективность МАКа при расследовании причин авиакатастроф, поэтому, уверен Сидякин, нужно создать новый орган, который бы выполнял функции МАКа. «Надо реформировать структуру. МАК перестанет функционировать, потому что МАК не может отвечать за безопасность. Мы не сможем осуществлять международные полеты, если не пройдем проверку», — пояснил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

В своем обращении к Дворковичу депутат напомнил, что хотя МАК и наделен полномочиями и ответственностью по расследованию авиационных происшествий на территории страны, однако, согласно международному соглашению, которое в России так и не ратифицировано, это ведомство должно лишь являться исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного в качестве международной общественной организации.

Чтобы загрузить письмо полностью, кликните мышкой по картинке

«Совмещение функций МАК по сертификации и расследованию приводит к неверным выводам расследования авиакатастроф. МАК выполняет несвойственные функции, расходует бесконтрольно огромные бюджетные денежные средства, не платя налогов. Статус МАК не определен, что влечет безответственность и снижение безопасности полетов. Назрела необходимость прекратить деятельность МАК в России», — процитировал он постановление Госдумы еще от 2003 года. В то же время о несовершенстве системы госуправления отраслью гражданской авиации говорилось и в постановлении Совета Федерации от 2006 года.

Как отмечает в своем обращении Сидякин, тогда тоже указывалось на необходимость отмены делегирования МАКу функций по расследованию авиапроисшествий и инцидентов.

«Постановление, по имеющейся информации, также не выполнено», — отметил депутат.

Сидякин утверждает, что в нынешнем виде МАК, обладая «одновременно функциями государства-разработчика и производителя воздушных судов и функциями по расследованию авиационных происшествий, грубо нарушает требования Конвенции о международной гражданской авиации».

Виза Аркадия Дворковича по результатам рассмотрения обращения Сидякина

Виза Дворковича по результатам рассмотрения обращения Сидякина
(Чтобы увеличить картинку кликните по ней мышкой)

«Таким образом, МАК, имея дипломатический иммунитет и неподсудность, не несет ответственности за снижение уровня безопасности полетов воздушных судов, техническое состояние и безопасность эксплуатации воздушных судов и средств обеспечения безопасности их полетов», — пришел к выводу Сидякин.

Это уже не первое обращение депутата к теме безопасности полетов. «Я начал заниматься решением вопроса, когда у нас в Казани рухнул самолет. Разговаривал с разными экспертами. Часть проблем уже решается, которые я поднимал, в том числе допуск иностранных пилотов к полетам, социальное обеспечение пилотов. Но вопросы, связанные с администрированием, выдача разрешений, проверки, расследование причин катастроф — все это еще не выполнено. Я последовательно такого рода запросы отправляю», — рассказал Сидякин в беседе с нашим корреспондентом.

Напомним, как уже писала газета «БИЗНЕС Online» в конце 2013 года, он направлял обращение в минтранс РФ с просьбой проверить МАК и Росавиацию. Однако все эти ведомства не могут осуществлять слаженную работу по управлению безопасностью полетов из-за ряда разногласий. «Авиарегистр МАК и минтранс считают, что старые самолеты такие же безопасные, как и новые, а Росавиация наоборот. Более того, к сожалению, минтранс РФ и Росавиация никак не разберутся, кто из них отвечает за подготовку пилотов», — привел примеры Сидякин.

Кроме того, отметил он, количество катастроф в гражданской авиации за последние годы не только не уменьшалось, но и увеличивалось. При этом в России действуют целых пять ведомств в области гражданской авиации: минтранс России, Ространснадзор, Росавиация, минпромторг РФ и МАК. Однако ни один из этих элементов не отвечает за безопасность полетов, тогда как в странах с низким уровнем авиакатастроф (Австралия, Новая Зеландия, США, Канада и прочие) есть помимо указанного и независимый от других организаций орган по расследованию авиапроисшествий.

В итоге Сидякин в своем обращении пришел к выводу, что необходимо привести госпрограмму обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации в соответствие со стандартами ИКАО, определить правовой статус МАКа и создать специальный орган в области гражданской авиации, подчиняющийся Госдуме, который бы проводил обязательную сертификацию и расследование авиационных происшествий и инцидентов.

Председатель МАК Татьяна Анодина (справа) входила в состав правительственной комиссии по причинам крушения «Боинга»
Председатель МАК Татьяна Анодина (справа) входила в состав правительственной комиссии по причинам крушения «Боинга» (фото: prav.tatarstan.ru)

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник Сидякина Павел Склянчук, Дворкович уже поручил министру транспорта Максиму Соколову, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, главе МИД Сергею Лаврову и председателю МАКа Татьяне Анодиной рассмотреть обращение депутата совместно, а о принятых решениях уведомить как самого Сидякина, так и правительство РФ.

МАК БЫЛ ОДНИМ ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ПОДАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО АВИАПРОМА

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что расследовать причины авиакатастрофы должно государство.

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Я полностью поддерживаю инициативу Сидякина, потому что МАК — это искусственная структура, которая была придумана в 90-х годах. Никакого отношения к государству она не имеет, это частная контора, и все эти годы было непонятно, почему она сертифицирует воздушные суда. В страну валом шли зарубежные самолеты, и МАК был одним из инициаторов подавления российского авиапрома, с которого они уже ничего не имели — все уже сертифицировано. Вместо того чтобы признать американские или европейские сертификаты, они берут деньги, в некоторых случаях суммы измеряются миллионами долларов. Хороший бизнес!

Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

— Вопрос надо ставить так: почему Россия последние годы является лидером по авиакатастрофам в мире, хуже Африки? Это происходит из-за того, что комиссии, которые расследуют авиапроисшествия, постоянно сваливают их на человеческий фактор экипажа. А истинные виновники при этом рукоплещут, потому что они отводятся от ответственности. А с экипажа объяснительную не возьмешь — он погиб. И вот причина установлена — человеческий фактор, дело на этом закрывается. А через год все повторяется по тем же причинам. Для того чтобы приостановить вот это наше падение по вопросам безопасности полетов, необходимо устранить системные ошибки. Членом ИКАО (Международная организация гражданской авиацииприм. ред.) является не авиакомпания, не аэропорт, а государство. И если персонифицировать ответственность перед ИКАО, а в ее составе 95 стран мира, то за все авиационные дела страны персонально отвечает высшее должностное лицо России — президент. Так вот президент по определению не может всем заниматься. Однако у нас произошло так, что эта ответственность государства не переложена на многочисленные государственные органы. Произошел «разрыв струи». То есть президент отвечает перед ИКАО как руководитель государства, но эта ответственность не переложена ни на одну из «семи нянек», которые сейчас управляют гражданской авиацией. Ни в одном из положений об этих органах — в минтрансе, росавиации и так далее — не прописана ответственность за безопасность полетов. И все это входит в стратегическую системную ошибку. Отсюда что следует: раз никто не отвечает за катастрофы, значит, у нас все хорошо, и министр транспорта докладывает, что у нас с безопасностью все в порядке. Мы единственная страна в мире, не имеющая единого полномочного органа регулирования гражданской авиации. В штатах есть, в Европе есть, у нас нет. Наконец-то об этом сказали. Госдума должна была об этом позаботиться еще 20 лет тому назад. Мы об этом вопим уже 20 лет, что нужен такой единый полномочный ответственный государственный орган.

Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

— Это нужно было сделать давно. МАК изжил себя через 5 - 7 лет после создания, сейчас он собой представляет некое межгосударственное нагромождение, в которое надо вкладывать деньги, и никакой пользы от нее нет. Держится он только за счет бывших связей и авторитетов. При этом МАК сам сертифицирует технику и сам расследует причины аварий. Поставлена задача совершенно правильно, хотя и запоздало. Давно уже надо было этим заняться. Многие государства уже де-факто не занимаются этим МАКом, его откровенно игнорируют, но де-юре они как бы объединены этим сообществом. Расследования должны подчиняться только государственному органу, только правительству — никому больше. Мы говорим об этом уже лет 10, что МАК занимается и сертификацией, и расследованиями, это неправильно и нелогично.

Чем должен заниматься новый орган? Функций очень много. Образцы в мире есть, нужно сделать так, как сделано в Штатах. Там все расписано по пунктам и самое главное — ответственность. МАК у нас ни за что не отвечает. В системе государственного регулирования в области гражданской авиации нигде не прописаны функции ответственности, хотя за все должно отвечать государство, а государство — это президент. Президент никому не делегировал, не передал эти полномочия, поэтому у нас такая каша в системе управления гражданской авиации. Все должно быть разведено — сертифицирует один орган, расследует другой орган. Они никоим образом — ни структурно, ни финансово — не должны друг от друга зависеть.