АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ РОССИИ ВОЗОБНОВИЛА ФИНАНСИРОВАНИЕ КАЗАНСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», оказавшиеся после смерти члена-корреспондента академии художеств РФ Абрека Абзгильдина на грани закрытия из-за крупных долгов за аренду помещений и отсутствия плана работы творческие мастерские академии художеств РФ получили 3 млн. рублей от академии. Половина этой суммы уйдет муниципалитету, которому принадлежат помещения мастерских на верхнем этаже многоэтажки около парка им. Горького, остальное — на стипендии учащихся, оплату связи, текущий ремонт, покупку красок, холстов и так далее. Тем временем если бы не новый руководитель, открывшиеся в 1977 году третьими в СССР после Москвы и Ленинграда мастерские могли быть закрыты, а финансирование — распределено по активам академии в других городах.

«МЫ НАЧАЛИ ПОЛУЧАТЬ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ»

Казанские творческие мастерские академии художеств РФ, оказавшиеся на грани закрытия из-за долгов по аренде и отсутствия четкого плана работы, получили федеральное финансирование — 3 млн. рублей. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил председатель союза художников РТ, член-корреспондент академии художеств России Фиринат Халиков. «Ситуация была аховая, долги, нет четкого плана работы, всерьез поговаривали о том, что мастерские в Казани надо закрыть и перенести их в Самару», — говорит он.

Напомним, в последние годы мастерскими руководил известный живописец, член-корреспондент академии художеств РФ, в прошлом председатель союза художников РТ Абрек Абзгильдин. Из-за его тяжелой болезни это были сложные годы для творческих мастерских. Ситуация дошла до того, что в академии художеств РФ начались разговоры о необходимости их закрыть. Бюджетные деньги поступали нерегулярно, накопились долги перед муниципалитетом, которому принадлежат площади, за аренду. Тем временем помещения мастерских немаленькие — 320 кв. м, да еще и в центре Казани. На оплату аренды уходит 1,5 млн. рублей в год, то есть половина всего бюджета творческих мастерских. «3 миллиона — это не такая большая сумма, из нее мы платим аренду, стипендии нашим учащимся — 6 тысяч в месяц, дальше идут расходы на ремонт помещения, оплату телефона, на покупку расходных материалов, то есть холстов, красок и так далее», — рассказал Халиков.

Халиков, единственный после смерти Абзгильдина в Татарстане член-корреспондент академии художеств РФ, участвовал в переговорах с руководством академии и смог уговорить федералов не закрывать мастерские в Казани, возобновить их финансирование. Он руководит мастерскими всего два месяца, но деньги на этот год уже выделены и пришли в Казань.

Фиринат Халиков
Фиринат Халиков смог уговорить федералов не закрывать мастерские в Казани, возобновить их финансирование (фото: art16.ru)

ТРЕТЬИ В СТРАНЕ СОВЕТОВ

Напомним, художественные мастерские в Казани стали третьим подобным объектом в СССР. В огромной стране советов, где художественному образованию уделялось большое внимание (правда, львиная доля образовательного процесса уходила на промывку мозгов будущих деятелей культуры), было всего две творческих мастерских при академии художеств СССР. Естественно, что приоритет отдавался столичным городам — Москве и Ленинграду. Если учесть, что набор в эту «аспирантуру» для живописцев и графиков был минимальный, а конкурс просто астрономический, понятно, что художники из провинции не имели ни малейшей возможности повысить творческий уровень в мастерских.

1.jpg
Многоэтажный дом на улице Ершова в Казани, в котором находятся мастерские

Пользующийся необычайным авторитетом татарстанский художник Харис Якупов, возглавлявший затем мастерские три десятка лет, каким-то чудом сумел «продавить» — в Казани открыли третью мастерскую академии художеств СССР, рассчитанную на все Поволжье. Руководить ей было доверено, естественно, самому Якупову. «Открыть творческие мастерские в Казани помог случай — ЦК партии издало тогда постановление о помощи молодым деятелям культуры и искусства. Это было в 1977 году, юбилейном для страны. И тогда благодаря инициативе тогдашнего председателя союза художников республики Хариса Якупова мастерские открылись и в Казани», — рассказывает Халиков. Он, кстати, сам прошел учебу в творческих мастерских у Якупова.

Здания под мастерские на первых порах не было, Якупов разместил своих учеников в мастерских художественного фонда. После окончания обучения в мастерских выпускники обязаны представить итоговую работу, причем ее принимал и оценивал в то время президиум союза художников СССР. По сути, такую работу можно приравнять к диссертации. Помимо этого, две работы выпускника остаются в фондах мастерской, так что почти за четыре десятка лет в Казани накопилась неплохая коллекция реалистической живописи учеников творческих мастерских. Через два года после открытия мастерских в Казани художникам повезло — сдали многоэтажный дом на улице Ершова, напротив парка культуры и отдыха им. Горького, где по какой-то причине на одном из этажей архитекторы запроектировали мастерские художников. Их-то и отдали под творческие мастерские академии художеств. В Москве таких настоящих мастерских с высокими потолками, с огромными окнами было уже много, но в Казани они появились впервые. В первый набор творческих мастерских академии художеств попали Фарит Якупов, Зуфар Гимаев, Валерий Слесарский, Шамиль Шайдуллин, Олег Селиянов.

КАЖДЫЕ ДВА МЕСЯЦА — КАРТИНА

Сейчас в творческих мастерских учатся три художника: Сергей Царев, Владимир Баранов и Алена Быкова. При наличии высшего художественного образования они испытывают необходимость в профессиональном росте, так что три года в мастерских — это совсем не лишнее. «Моя задача — направить учеников в нужное русло. Например, Сергей Царев, он может работать и реалистически, и авангардно. Он видит, что многие вокруг работают в авангардном ключе, на это есть мода, он пытается работать в этом ключе. Но реалистические работы у него выходят лучше! Я вижу, что Царев не авангардист, моя цель сейчас — помочь ему определиться», — комментирует новый руководитель творческих мастерских и добавляет, что здесь есть неукоснительное правило: составлять план работы на два месяца. Каждые два месяца — картина причем в разных жанрах. Две картины в финале обучения — в коллекцию мастерских. Сейчас Халиков собирается выпускать альбом, собрав под одну обложку лучшие работы учеников мастерской за все годы.

«Обучение в мастерских дает художнику очень много, после вуза, после получения диплома процесс не прерывается. И это хороший трамплин в начале карьеры. Учишься не только у педагога, но и у ребят из мастерской, потому что абы кого туда не берут. Когда мы учились, у Хариса Якупова часто бывали профессиональные вопросы к нам, его ученикам, что-то и мы ему подсказывали, хотя опыт у него был колоссальный», — комментирует председатель союза художников РТ Гимаев.

Сам Халиков, кстати, учился в мастерских четыре года, за успехи срок его пребывания был тогда продлен еще на год. На днях член-корреспондент академии художеств РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Тукая Халиков открыл в Москве, в залах академии художеств РФ, свою персональную выставку, где представлено 25 работ.