111.jpg

В СЕЛЬСКОМ ТУРИЗМЕ КОНЬ НЕ ВАЛЯЛСЯ

В минувший четверг за круглым столом собрались представители муниципальных районов, фермерских хозяйств, в которых уже отдыхают туристы, и туроператоры. Цель встречи — понять, в каком направлении движутся фермерские хозяйства, пытающиеся привлечь к себе гостей и выработать механизмы поддержки государства данной отрасли как в законодательном, так и финансовом плане.

Оказалось, что подпрограмму развития агротуризма в муниципальных районах РТ совместно с новым агентством по туризму РТ разрабатывает... общественная организация «Совет молодежных организаций РТ».

— Потребность в сельском туризме есть, — констатировала заместитель председателя организации Руфия Мухамадеева. — Но каждый фермер варится в собственном соку. Построил несколько гостевых домиков и ждет, когда к нему приедут туристы. Туроператоры не могут предложить его ферму, потому что просто не знают о ее существовании. И таких разрозненных подворий по Татарстану масса.

— А какова емкость рынка, сколько людей готовы ехать в деревню? — поинтересовался у Мухамадеевой председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Илсур Сафиуллин.

— Мы пока не проводили маркетинговых исследований, поэтому у нас нет данных по этому вопросу, — развела руками Руфия. — Есть данные только по отдельным туристическим точкам. К примеру, в деревне Старый Куклюк в Елабужском районе планируют принять 3 - 4 тысячи туристов... Если описывать портрет потенциальных клиентов, то это люди 30 - 50 лет, путешествующие всей семьей вместе с детьми.

Туроператоры согласились с тем, что не хватает информации по фермерам, начинающим развивать сельский туризм. Сергей Иванов, недавно назначенный на пост главы государственного комитета по туризму РТ, пообещал, что все данные его ведомство соберет, систематизирует, впоследствии в интернете появится ресурс с полной базой.

В целом туроператоры сошлись на мнении, что им вполне по силам сориентировать туристический поток из Москвы и близлежащих регионов на Татарстан. Тем более что кое-какие наметки в сельском туризме все же есть.

333.jpg
Габделахат Котдусов

ВОКРУГ ОЗЕРА НА ОСЛЕ

В качестве самого успешного примера был представлен фермер из Высокогорского района Габделахат Котдусов. Его крестьянско-фермерское хозяйство, которое расположено в селе Ямашурме, известно тем, что здесь выращивают страусов и попутно предлагают туристу целый спектр услуг, начиная от рыбалки, заканчивая баней.

— Мне повезло, рядом миллионный город, село большое, 350 домов. В деревне насчитывается 15 фермеров. У нас есть свой кулинарный цех, свежий хлеб всегда пользуется популярностью среди гостей, есть целый набор деревенских продуктов в виде сметаны, творога и т. п. Все продукты можно заказать заранее через интернет, чтобы они были в наличии и хватило всем туристам. Если группы большие, то я ставлю огромную сковородку на огонь и предлагаю гостям самостоятельно приготовить большой омлет из яиц африканских и австралийских страусов, — рассказал он.

По словам Котдусова, больше половины посетителей фермы — это школьники. С предпринимателем сотрудничают 16 турфирм, с помощью которых в прошлом году в деревне отдохнули 2 тыс. человек. Только на продаже входных билетов Котдусов заработал 300 тыс. рублей. Остальной доход — от реализации фермерской продукции. На туристах за счет продажи продуктов питания зарабатывают еще несколько фермеров из деревни.

По словам фермера, он вложил в бизнес порядка 4 млн. рублей. Пришлось брать кредиты. Буквально в последнее время ему удалось окупить расходы на содержание и даже выйти в небольшой плюс.

555.jpg
Лиля Хабипова

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ТЕХНОПАРК

А вот генеральному директору ООО «Лучезарный +» Лиле Хабиповой кредитов уже не дают, так как она перешла в пенсионный возраст. Женщина организует отдых для детей в деревне Нурлаты, в Зеленодольском районе. Вложения составили около 3 млн. рублей, о прибыли пока говорить не приходится. В прошлом сезоне у нее отдохнули 110 человек.

— Самое главное, чтобы тебя в деревне уважали, — говорит Лиля. — В противном случае бизнеса просто не получится, ведь это коллективный продукт. Одна бабушка мне блины печет, другая — шерсть прядет.

— Когда мы со своим проектом «Резиденция Кыш-Бабая» заходили в деревню Яна Кырлай, местное население к нам относилось с недоверием, — подхватила директор туристической компании «Трэвэл энд ворк» Юлия Таланова. — Почему-то у людей было стойкое ощущение, что мы собираемся их обворовывать.

— Мне с селом повезло, — поддержал разговор Котдусов. — По моему мнению, сельский туризм должен развиваться там, где есть живая хорошая татарская деревня с добротными фермерами.

— В Татарстане сегодня стала популярна идея с различными технопарками, — отметил Сафиуллин. — Государство строит офисное здание, оборудует его, а потом сдает предпринимателям и стартаперам. Может быть, сделать по такому же принципу технопарк для сельского туризма? Построить инфраструктуру, а потом сдать его в аренду по конкурсу. Кто захочет, может со временем его выкупить.

По словам Иванова, два-три года назад в районы рассылались письма с просьбой описать, какая у них есть инфраструктура в плане сельского туризма.

— Нам виделось, что один из районов мог бы стать флагманом в развитии этого направления. Скажем, на базе двух деревень сделать хороший турпродукт. Договориться с фермерами, кто-то будет на лошадях катать, кто-то — молоком деревенским поить, — сказал Иванов.

При этом председатель комитета РТ по туризму высказал мнение, что сельский туризм должен развиваться по принципу больших торговых центров. «С одной стороны, там под одной крышей собирается множество конкурентов. Но с другой — молл сам по себе генерирует большой поток людей, потому что покупателю предоставляется хороший выбор товаров, — пояснил он свою концепцию. — Так и в сельском туризме. Должен быть полноценный турпродукт от самого начала и до конца. Для этого достаточно трех-четырех хозяйств с развитой инфраструктурой». По словам Иванова, сейчас идет проработка нескольких моделей, которые могут быть наиболее успешными: понять, какая организационно-правовая форма должна быть, статус земли, чтобы максимально сократить налогообложение.

Впрочем, пока хвастаться нечем, признал глава государственного комитета по туризму РТ. «На данный момент я пока не могу назвать цифру, сколько хозяйств в Татарстане занимаются сельским туризмом. Но цифры небольшие», — отметил он.

Участники круглого стола подтвердили, что пока в Татарстане подобных «туристических супермаркетов» с понятным набором услуг нет. Даже успешная страусиная ферма, по сути, не является таковым. В Янашурме нет нормальной подъездной дороги, на которой мог бы развернуться большой туристический автобус, несколько объектов еще не достроены, нет связи между участниками туристического продукта внутри деревни. По сути, там все замешано на связях Габделахата. Уедет он в командировку, и все встанет, — отметили выступающие.

— Ну почему, у меня сноха есть, — обиделся фермер. Хотя позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он признался, что сбои в работе все же случаются.

— Недавно приезжали к нам 26 человек из Волгограда. Узнали, что в нашей деревне делают тюбетейки ручной работы, захотели купить. Всю деревню оббегал, нашел только 18 штук. Всем не хватило. Пришлось уговаривать, чтобы вместо мужского головного убора туристы купили женский калфак, — рассказал он.

Уже после окончания круглого стола участники рынка признались, что этот бизнес очень рискованный. Большинство фермерских хозяйств не попадает под санитарно-эпидемиологические правила. Например, по закону те же деревенские продукты должны сертифицироваться, прежде чем попадать на стол к туристу. И любая проверка может выявить массу нарушений. А работать на штрафы никто не хочет...