ДЕМОНЫ И СОБАКИ

Существует притча о том, как император Китая спросил своего живописца: «Что нарисовать легко, а что — трудно?» Живописец ответил: «Трудно нарисовать собaку, a демонa — легко». Потому что каждый из нас постоянно видит собак и легко найдет изъяны в рисунке. А демонов никто никогда не видел, поэтому любой рисунок, даже самый примитивный, будет считаться правильным.

Классическая восточная мудрость в наше время стала еще актуальнее и иллюстрирует стремление бюрократов к инновациям. Если чиновник от транспорта будет «рисовать собаку» — следить за выполнением расписания автобусов, обновлять парк трамваев, наносить свежую разметку, этого никто не отметит. Совершенно другое дело, если взяться за «изображение демона» — строить диковинные траволаторы и канатные дороги. Неважно, какая у них будет эффективность, зато резонанс на всех уровнях будет куда сильнее.

ИННОВАЦИИ ПРОТИВ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Явный пример такого «демона» — проектируемый траволатор от Центрального вокзала к станции метро «Кремлевская». Республиканский бюджет собирается выделить на этот объект 1,263 млрд. рублей. Как уже писалось, пассажиропоток Центрального вокзала составляет около 5 тыс. человек в сутки. Далеко не всем из них потребуется добраться в метро, то есть нагрузка на траволатор — 1 - 3 тыс. пассажиров в день или не больше пары сотен человек в час. С этим пассажиропотоком в состоянии справиться три автобуса-челнока стоимостью 18 млн. рублей. Как видим, традиционная «собака» в 70 раз дешевле инновационного «демона». Для пассажиров автобус-челнок также будет комфортнее, поскольку на нем можно будет доехать сидя за 5 минут. Траволатор же предполагает 35 минут стояния на ленте или 15 минут ходьбы по нему.

ДРОБИНКА ДЛЯ СЛОНА

Другой «демон», также вошедший в программу развития транспорта в РТ, — это канатные дороги. Их планируется две: над рекой Казанкой по маршруту НКЦ «Казань» — «Ривьера» и над Волгой от железнодорожного вокзала до Верхнего Услона. Их нелепость также очевидна, если сопоставить пассажиропотоки и провозную способность. Стоимость «канатки» над Казанкой составляет 360 млн. рублей, из бюджета планируется выделить 180 миллионов. Провозная способность такой канатной дороги — 500 человек в час, что в рамках мегаполиса — дробинка для слона. Этот провозной потенциал эквивалентен пяти автобусам, которые обойдутся в 12 раз дешевле. При этом не будет испорчен красивый вид с берегов Казанки.

ПУШКА ДЛЯ ВОРОБЬЯ

Канатная дорога над Волгой в качестве образца ориентируется на аналогичную в Нижнем Новгороде. Вот только нижегородская дорога соединяется на другом берегу с городом Бор населением 76 тыс. человек, потому способна перевозить 6500 пассажиров в день. В нашем случае «канатка» подходит только к селу Верхний Услон населением 5000 человек, поэтому по аналогичной пропорции можно рассчитывать на 430 человек в день. Об слабой экономике проекта уже писалось в «БИЗНЕС Online»:

«...канатная дорога вряд ли окупилась бы — трафик между Верхним Услоном и Казанью незначителен. Называлась даже цифра — около 250 человек в час должна перевозить дорога, чтобы выйти на самоокупаемость. Поэтому с самого начала было очевидно, что параллельно со строительством канатной дороги необходимо было создавать объекты, генерирующие трафик».

И снова мы получаем несоразмерность потребности и возможности, только в этот раз не дробинка для слона, а пушка для воробья. Не лучше ли направить средства и строителей на более полезные объекты, в которых нуждается город и республика? Хочется надеяться, что наши транспортные ведомства перестанут рисовать «демонов» экзотических систем и займутся более практичными делами.