Вслед за проектами для незрячих, реализованных при мечети «Ярдэм», Духовное управление мусульман РТ планирует реализовать еще один масштабный благотворительный проект. Как рассказал вчера в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, речь идет о создании под кураторством ДУМ детского дома для сирот-инвалидов. Детей в него будут принимать независимо от их национальности. В качестве варианта размещения рассматривается уже имеющийся у ДУМ участок в 1 га в Боровом Матюшино. Кроме того, председатель ДУМ рассказал о том, почему Саудовская Аравия ограничила число паломников, поделился своими впечатлениями от поездки в Крым и сообщил о необычных приложениях для мобильных гаджетов, которые разработаны по инициативе муфтията.
СЕКУНДА В СЕКУНДУ
Вчера на многочисленные (очень много их было!) вопросы читателей «БИЗНЕС Online» на традиционной интернет-конференции нашего издания ответил председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Он возглавил Духовное управление мусульман год назад — в апреле 2013-го, поэтому логичным был вопрос о том, что удалось сделать за прошедший год? Правда, оценивать свою работу Камиль хазрат не стал, заметив, что результаты, наверное, виднее со стороны. «Если я скажу, что доволен, это будет означать, что я остановился, а это указывает на регресс», — сказал гость редакции.
О том, что он хотел бы сделать, встав во главе ДУМ, муфтий рассказал еще на своей первой интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Камиль хазрат сообщил, например, что сейчас одним из гланых проектов ДУМ является детдом для сирот-инвалидов: муфтият подыскивает или здание, или место для строительства здания под него.
Еще один очень значимый проект — открытие детского дома для сирот-инвалидов. «Был проведен марафон, SMS-голосование, своими SMS люди посылали по 50 рублей, различные другие суммы, — рассказал муфтий. — Было набрано около миллиона. Сейчас эти деньги лежат на счету фонда «Закят», пока они не тронуты. Мы подбирали здание. Сначала смотрели здание на Высокой Горе. Потом, поскольку к такому зданию очень много различных требований, решили, что нужно, наверное, строить что-то новое. Вот сейчас по одному гектару в Боровом Матюшино выделена земля под церковь и под мечеть. Мы думаем, может быть, там? То есть продумываем варианты, хотим сделать, чтобы это было как можно лучше. Это будет детдом для детей-инвалидов, сирот-инвалидов».
Вопрос о том, детей какой национальности будут принимать в этот детдом, Камиля хазрата удивил: «Конечно, вне зависимости от национальности. Дети все верующие, неверующих детей не бывает». Необычный детдом будет курировать ДУМ. Муфтий сказал: «У нас есть реабилитационный центр для незрячих при мечети «Ярдэм», и в процессе работы собралась уже некая база, появились знакомства с различными специалистами. Сейчас у нас есть четкое понимание, что такие специалисты в республике все-таки есть. И есть очень много добрых людей... Хороших людей, на самом деле, очень много, и нужно дать им возможность проявлять это».
«У нас команда молодая, живая, очень много интересных начинаний», — сказал Камиль хазрат. Как выяснилось, команда применяет современные технологии. Например, создана программа, благодаря которой сегодня можно с телефона причем в любой стране мира послушать радио «Азан». Есть программа «Халяль путеводитель», которая показывает, где в России находятся мечети, халяльные магазины и кафе. «Мы ехали на машине из Москвы, я захожу в эту программку, смотрю, где в Нижнем Новгороде халяль кафе, — рассказал Камиль хазрат. — Заехали, помолились, поели»...
Скоро будет запущена третья программа полностью на татарском языке — времена намаза для всех 45 районов РТ. «Для каждого района мы точное время, секунда в секунду, рассчитали», — говорит Камиль хазрат. А для будильника в этой программе поставят азан в исполнении хазратов Татарстана.
КРЫМ: НАШИ СЕРДЦА ВАМ ОТКРЫТЫ
Читатели «БИЗНЕС Online» попросили муфтия поделиться своими впечатлениями о недавней поездке в Крым. «Когда мы направлялись в Крым, обстановка там была неоднозначная, — напомнил Камиль хазрат. — Но мы как Духовное управление не можем вмешиваться в политику и не должны, это не наша прерогатива. Поэтому мы сразу же обозначили цель нашего визита — знакомство с муфтием, налаживание отношений. Мы сказали, что очень похожи два наших языка, что переплетена история... Наши сердца вам открыты, мы протягиваем вам руку. И если есть тот вопрос, в котором мы можем вам помочь, мы готовы. Что касается того, войдете вы в Россию или не войдете, я не политик, и выбор за вами, выбор за многонациональным крымским народом. И какой бы вы ни сделали выбор, мы будем вас уважать, мы ваши братья».
Камиль-хазрат рассказал, что он тоже слышал, будто в Крыму действуют примерно 10 тыс. членов организации «Хизб ут-Тахрир» (в России рассматривается как экстремистская), но «за одну поездку трудно сделать правильный, объективный вывод». «Учитывая, что крымских татар всего-то 300 тысяч, неужели 10 тысяч?» На этот вопрос муфтий повторил: «Эта цифра, которую мы услышали».
Он также рассказал, какие проблемы есть у мусульманской общины Крыма: «Проблем, на самом деле, очень много. Проблема языка: они переживают, что нет национальных школ. Есть некая национальная обида, что в 1944-м году были выселены, вернулись, а до сих пор нет участков земли... четыре сотки до сих пор не дают...»
«Кроме меджлиса мы также встречались с советом аксакалов, шурой старейшин. У них совершенно другая позиция, — сказал муфтий. — Это совершенно другие люди — пожилые люди, очень уважаемые. Мы нашли очень много точек соприкосновения. У кого-то дочь училась в КГУ, у кого-то сын в Ульяновске живет. С поволжскими татарами у аксакалов есть очень тесные связи»...
ХАДЖ: ПЕРЕЖИВАЕМ ЗА ПАЛОМНИКОВ
Очень интересной оказалась для наших читателей тема хаджа. Камиль-хазрат подтвердил, что квота для Татарстана увеличена на треть, но увеличила ее не Саудовская Аравия: «Хадж-миссия России в Саудовской Аравии, грубо говоря, выбивает квоту для всей России. А уже в России идет разделение между регионами... Квота в целом для России уменьшена — было 20,5 тысяч, в прошлом году и в этом — 16,4 тысячи... Для всех стран мира было некое сокращение, потому что идет очень большая реконструкция в городе Мекке».
Тем не менее для Татарстана квота была увеличена: в прошлом году она составляла 1,2 тыс., в этом — 1,8 тысячи. «Я поднимал этот вопрос, писал, говорил, что в прошлом году у нас около 400 человек не смогли поехать», — сказал Камиль хазрат. По его словам, решить вопрос удалось путем переговоров с другими духовными управлениями регионов России, которые уступили Татарстану часть своих квот.
От читателей муфтию был вопрос: почему хадж дорожает с каждый годом и стоимость поездки составляет уже 150 тысяч рублей? Причем читатели, приславшие вопросы на эту тему, почему-то связывают это удорожание не с курсом валют, а с приходом нового муфтия. «Услуги, которая предоставляет наша хадж-миссия, они включают в себя все, — пояснил Камиль хазрат. — Самое дорогое — это перелет. Был организован прямой перелет из Казани. Когда еще такое было, что не нужно с чемоданами лететь через Стамбул или через Дубай? Непосредственно в Казани садишься в самолет... И все, ты уже в Саудовской Аравии. Пять часов лета, столько же обратно. Это большой успех. Затем можно сказать, что в оплату хаджа входит все: человек может взять с собой только деньги на подарки... Если мы смотрим на другие компании, сравниваем — у них может быть дешевле. Но они или едут автобусом, или, может быть, нет питания, а искать в Саудовской Аравии питание — это очень сложно... Очень хорошо, если есть свой повар, есть свои врачи... Здесь нет никакой разницы между очень богатым человеком и тем, кто еле-еле насобирал эту сумму... И сумма, которая заложена как прибыль, она очень мала»...
«Даже можно открыть некий секрет, — сказал муфтий. — Себестоимость хаджа в том году обходилась с учетом, что доллар был гораздо ниже, в 112 тысяч, а билет можно было купить за 128 тысяч... Смешная надбавка! И бывают непредвиденные расходы, когда, например, приходится очень много биться, чтобы наши палатки находились поближе к дороге. За своих паломников мы очень сильно переживаем. Я сам ездил, смотрел гостиничные номера, в которых будут проживать наши паломники. Хотелось, чтобы они находились рядом друг с другом, все были вместе... Чтобы им было удобно. Если паломник отправляется в хадж раз в жизни, пусть он сделает это комфортно и хорошо».
Помимо прочего муфтий поделился новостью: сегодня, 4 апреля, начнет свою работу телефон доверия ДУМ РТ. По номеру 202-4-202, например, любой желающий, из самого дальнего района сможет проконсультироваться с психологом, с мусульманским правоведом.
...Получит ли Казань официальный статус северной столицы мусульман? Сколько в этом году будет построено в Татарстане мечетей? Почему в России запрещают некоторые мусульманские книги? Правда ли, что казанские имамы раз в неделю играют в хоккей?
На все эти вопросы ответил в ходе вчерашней интернет-конференции председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Полную стенограмму читайте вскоре на сайте «БИЗНЕС Online».
Справка
Духовное управление мусульман РТ сегодня объединяет 1 420 мечетей (это 29% всех российских мечетей), в которых работают 1 373 имама. В республике функционируют 45 мухтасибатов и 9 казыятов. В настоящее время на территории Татарстана работают 10 медресе и 350 мактабов.
Камиль Самигуллин родился 22 марта 1985 года в поселке Красногорском Звениговского района Марийской АССР.
Религиозное образование:
2003 — Северо-Кавказский исламский университет (Махачкала).
2003 - 2007 — медресе при мечети Исмаиль ага (Стамбул), у шейха Махмуда аль-Уфи получил иджазу (свидетельство о возможности вести занятия с указанием цепочки свидетелей через Абу Ханифу до пророка Мухаммада).
2008 - 2013 — шариатский факультет РИИ (экономика и финансы).
Имеет иджазу от шейха Абдуррахима Лекрим, город Мекнес (Марокко) (особое разрешение на передачу первоначальной устной формы священного Корана), по двум хаттам: насх и рука.
Обучается у муфтия ЮАР, результатом обучения должно стать присвоение научной степени муфтия ханафитского мазхаба.
Работа:
2007 - 2008 — имам в поселке городского типа Новоаганске Нижевартовского района Тюменской области.
В 2008 году был избран имамом мечети «Тынычлык» Казани.
В 2011 году возглавил издательский отдел ДУМ РТ. Работал заместителем муфтия по научной работе, являлся членом президиума ДУМ РТ, членом совета улемов ДУМ РТ, советником главного казыя РТ, руководителем экспертного совета ДУМ РТ.
С 6 марта 2013 — исполняющий обязанности муфтия РТ.
С 17 апреля 2013 — председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.