ИЛЬСУР МЕТШИН РАСПОРЯДИЛСЯ ПРИВЯЗАТЬ ПРЕМИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К СОБЛЮДЕНИЮ ГРАФИКОВ ДВИЖЕНИЯ

Сегодня на «штабе по пробкам» в мэрии глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков раскрыл правду-матку о том, как ходят автобусы, троллейбусы и трамваи: выполняется только 87% от заявленных рейсов, а в график движения укладываются 77% из них. В вечернее время на линиях остаются лишь 106 автобусов. Скрасить пассажирам ожидание на остановках призваны установка 100 электронных табло и мобильные сервисы наподобие «Яндекс.Транспорта», создатели которого лично презентовали новинку мэру Казани Ильсуру Метшину. Побывавший на заседании корреспондент «БИЗНЕС Online» также стал свидетелем полемики градоначальника с шефом столичного ГИБДД по поводу денег на установку дорожных знаков.

ВПЕРЕД В ГАЗОМОТОРНОЕ БУДУЩЕЕ

Сегодняшнее заседание штаба по нормализации транспортной ситуации в мэрии Казани полностью было посвящено работе общественного транспорта. Цель одна, обозначил мэр Казани Ильсур Метшин, — сделать общественный транспорт «достойной альтернативой личному».

— Это одна из тех тем наряду с ЖКХ, с которой человек сталкивается каждый день. Настроение человека начинается с благоустроенного двора и продолжается в общественном транспорте, — обозначил политическую важность вопроса градоначальник. — От того, как он ходит, насколько вежливы кондуктора и водители, насколько вовремя он приезжает в пункт назначения, зависит атмосфера в городе…

Всеми видами пассажирского транспорта в 2013 году перевезено около 259 млн. пассажиров, что на 1,6% больше, чем в 2012 году, сообщил председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков.

— Прирост пассажиропотока достигнут впервые за последние годы, до этого мы имели отток пассажиров, — констатировал он.

За счет ввода новых станций метро доля метрополитена в общем объеме перевозок выросла с 10,5% до 12% — в будни 14 поездов подземки перевозят в среднем более 110 тыс. пассажиров. Набирает популярность и пятый трамвай: пассажиропоток вырос за год с 12 до 26 тыс. пассажиров в день. Всего в Казани 102 трамвая и 218 троллейбусов. В 2013 - 2014 годах обновляется по 40 единиц и того, и другого. Но вместе с тем в обновлении нуждаются еще 50% трамвайного парка и 60% — троллейбусного, отметил докладчик.

Самым востребованным остается автобус: за год перевезено более 191 млн. пассажиров, на 64 маршрута каждый день выходят 890 машин. На долю муниципальных перевозчиков ПАТП-2 и ПАТП-4 приходится 64% перевозок.

— Автобусный парк города обновлен в прошлом году более чем наполовину. На смену часто ругаемым китайским автобусам с начала прошлого года пришли уже 510 низкопольных автобусов, — отметил Абдулхаков. — 36 китайских автобусов работают в основном на поселковых маршрутах. Ни один крупный город Российской Федерации сегодня не может сравниться по темпам обновления автобусного парка, — продемонстировал он слайды. — Почти во всех городах износ парка составляет более 80 процентов.

ASU-1.jpg

Дальнейшее обновление городские власти связывают с использованием автобусов на газомоторном топливе. Уже до конца года перевозчики планируют закупить 65 таких машин — федеральный бюджет планирует субсидировать до 50% их стоимости. А до 2017 года таких автобусов будет 409.

— С этого года все автобусы мы закупаем на газомоторном топливе, — заявил градоначальник. — Да, на период эксплуатации есть определенные вопросы, поскольку нужна и база обслуживания, и заправочные станции, но есть заинтересованность «Газпрома», федеральная программа, поручение президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Есть, наконец, полезная для дела конкуренция между НЕФАЗом и МАЗом… Мы город-миллионник, а в таких городах 2/3 загрязняющих веществ — это работа автомобильного транспорта.

У 13% РЕЙСОВ ОПОЗДАНИЕ ПРЕВЫШАЕТ 10 МИНУТ

Констатировав положительные изменения, Абдулхаков впервые публично озвучил данные о «святая святых» в работе перевозчиков:

— Показатели, за которые мы боремся, — это процент выполнения рейсов и регулярность, — констатировал он. — Процент выполнения рейсов в прошлом году составил 87 процентов от планового, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 10 процентов. Это результат замены подвижного состава и того, что автобусы перестали простаивать в пробках.

Из тех рейсов, которые выполнены, 77% были регулярными, то есть отклонение от графика не превысило 5 минут. В 2012 году их было не более 57%. При этом еще 10% рейсов выполнены с терпимым отклонением от 5 до 10 минут, а в 13% случаев опоздание составляло более 10 минут.

Причины отклонений от графика — дорожная ситуация: пробки и аварии. А невыполнение рейсов Абдулхаков объяснил нехваткой кадров. На сегодня это ключевая проблема транспортников: штат водителей в Казани — 2,2 тыс. человек, дефицит — 392 водителя.

diag.-iznos.jpg

Впрочем, какая ситуация в других городах, неизвестно. Как не без гордости заметил докладчик, Казань — по-прежнему единственный город в РФ, в котором такой автоматический учет выполнения рейсов вообще ведется на всем транспорте.

Метшин прокомментировал, что раньше, когда город стоял в затяжных пробках, требовать от водителей соблюдать регулярность движения действительно было сложно. Но теперь этот показатель становится одним из основных:

— Мы уже приняли решение, что премии руководителям транспортных предприятий будем выплачивать только при полноценном выходе подвижного состава на линию и соблюдении интервала движения. Ту же практику они внедряют и в своих коллективах, — отрезал он.

diag.-sructure.jpg

«ИЛЛЮЗИЙ НЕ БЫЛО, ЧТО НОЧЬЮ БУДУТ БИТКОМ ЗАБИТЫЕ ВАГОНЫ»

Наиболее острые нарекания по регулярности движения связаны с вечерним временем, когда пассажиропоток падает до критически низкой отметки. По словам Абдулхакова, «на полную катушку» автобусы работают только до 20 часов. Затем до 22 часов их количество постепенно падает, растут интервалы движения. С 22 до 23 часов работают лишь дежурные 106 автобусов на 36 наиболее популярных маршрутах.

36606.JPG
Ильсур Метшин: "Предложение продлить работу исходило от самого Асфана Галямовича. Мы благодарны, это социальная ответственность предприятия. Но ведь иллюзий не было, что будут битком набитые вагоны"

Широкий жест МУП «Метроэлектротранс», который параллельно с увеличением стоимости проезда продлил работу метро до 24 часов, а трамвая №5 и троллейбусов №№1,3,8 — до 23:30, обошелся перевозчику в 400 тыс. рублей убытков с 15 февраля до 14 марта.

— С одной стороны, количество жалоб на то, что вечером невозможно уехать, резко уменьшилось, — констатировал противоречивость результата Абдулхаков. — Однако проведенный анализ пассажиропотоков показал, что ежедневно за последний час работы метро перевозит до 350 человек в день, то есть менее полупроцента своего общего пассажиропотока. 10 трамваев маршрута №5 за последние полчаса перевозят в среднем около 35 человек, 15 троллейбусов — 58 человек.

diag.-obracsh..jpg

Абдулхаков выразил надежду, что ситуация изменится с наступлением теплого времени.

— Я прошу прощения, — прервал докладчика Метшин. — Но предложение продлить работу исходило от самого Асфана Галямовича (Асфан Галявов — гендиректор МУП «Метроэлектротранс»авт.), честь ему и хвала за это. Мы благодарны, это социальная ответственность предприятия. Но ведь иллюзий не было, что будут битком набитые вагоны!

Градоначальник призвал активнее информировать горожан о новых возможностях — в конце концов, не все пассажиры до сих пор знают, что двери подземки открыты для них и после 23:00.

— А в советское время воздух вечером не возили, Асфан Галямович? — обратился он с искренним вопросом к заслуженному транспортнику.

— Ильсур Раисович, я тогда работал на автотранспортном предприятии. Мы после 10 не ездили и в то время тоже. Были только дежурные автобусы, — развеял иллюзии о светлом прошлом Галявов.

yandex.jpg

ПАССАЖИРУ — 100 ТАБЛО И «ЯНДЕКС.ТРАНСПОРТ»

Параллельно с сокращением интервалов городские власти задумываются и о том, как скрасить пассажиру на остановке время до ожидания. Светом в конце тоннеля его могут обеспечить электронные табло, информирующие о том, сколько времени осталось ждать.

Такие автоинформаторы установлены на 66 остановках пятого трамвая и 10 автобусных остановках. Данные они получают со спутниковых маячков. К 30 августа на самых популярных остановках установят еще 100 табло, заверил Абдулхаков. Удовольствие не из дешевых: речь идет как минимум о 60 - 100 тыс. рублей за одно табло.

Еще одна «успокоительная таблетка» для пассажиров — новый мобильный сервис «Яндекс.Транспорт», позволяющий видеть каждый автобус на карте в режиме реального времени. Мэр пригласил на трибуну руководительницу проекта Елизавету Семеновскую, приехавшую на штаб из Москвы.

— Мы гордимся той оценкой, которую система «Яндекс.Пробки» дала Казани, назвав нашу ситуацию среди 9 крупнейших городов России лучшей, — слегка польстил мэр «Яндексу», анонсируя выступление приехавшей из Москвы докладчицы. — Мы тоже стараемся критически смотреть, но через вас мы хотим слышать профессиональное мнение главных, для кого мы работаем, — наших пассажиров.

ukazateli.jpg

В свою очередь, Семеновская отметила, что казанское МУП «Организация пассажирских перевозок» оказалось первым и наиболее открытым партнером в создании сервиса в области общественного транспорта. Еще в 2010 году Казань представила первые online-данные системы мониторинга транспорта — для того времени такой уровень внедрения аналогичных систем был очень высок по сравнению с другими городами.

Согласно данным опроса «Яндекса», для пешехода очень важной является информация о движении общественного транспорта. Интересны данные о расписании, перекрытиях, задержках, а самое главное — о местоположении общественного транспорта на карте и прогноз его прибытия на остановку. Это важно, когда человек собирается на работу, чтобы решить, когда ему выйти. Или, стоя на остановке, можно проверить, долго ли еще ждать автобуса, и зайти погреться в магазин или перейти на другую остановку.

— 12 марта 2014 года мы запустили мобильное приложение «Яндекс.Транспорт» в пяти городах России и Московской области. Это Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, — сообщила Семеновская. — Пока это бета-приложение, мы хотели запустить его, чтобы как можно скорее дать пользователям возможность следить за транспортом в реальном времени, потому что зима и все-таки холодно…

Пока Семеновская рассказывала, как по карте ползут метки автобусов, как можно узнать о маршрутах, проходящих через ту или иную остановку, где получить подсказку о начальной или конечной точке маршрута, в зале раздался характерный звук мобильника. Кто-то из участников совещания начал загрузку приложения…

— Для Казани полнота данных очень хорошая, лучшая среди всех городов, которые есть в приложении, и составляет почти 100 процентов, — добавила она. — Пользователи сетуют на то, что для Казани недоступны данные о движении троллейбусов и трамваев.

karta-tablo.jpg

— Асфан Галямович, почему у нас нет данных? — обратился мэр к шефу МУП «Метроэлектротранс».

— У нас свой ситуационный центр и диспетчерское управление, но в этом году мы собираемся все объединить, и эти данные тоже появятся в системе, — несколько туманно объяснил Галявов и конкретизировал. — Там кое-какие затраты нужны.

— Ну без затрат это не получится, но в любом случае мы не можем… Трамваи, троллейбусы, автобусы — у нас единая транспортная система, — обронил мэр и поручил Абдулхакову вместе с Галявовым в ближайшее время проинформировать, когда все данные будут интегрированы.

diag.-temp.jpg

Понятно, что приложение доступно только пользователям современных гаджетов, но смартфон, наверное, сейчас уже почти у каждого, предположил Метшин.

— У бабушек и то есть у некоторых, а у кого нет — подойти, спросить у студента, девушки… «Доченька, сынок, посмотри, через сколько мой автобус подъедет», — тоже будет несложно, — смоделировал мэр гипотетическую ситуацию на остановке. — Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы проект был реализован в ближайшее время в полном объеме.

ГИБДД: РАСТЕТ ЧИСЛО «ЖЕСТКИХ» ДТП

От ситуаций цифровых и гипотетических совещание развернулось к дорожно-транспортной реальности: на трибуну вышел шеф ГИБДД Казани Рустам Ибрагимов и сходу предупредил: выступление будет критичным, поскольку суровые сотрудники ДПС привыкли иметь дело с происшествиями, в которых гибнут и калечатся люди.

А динамика аварийности, по словам Ибрагимова, негативная. Сказываются прирост транспорта и количество молодых водителей, а также осенняя «либерализация» скоростного режима, в результате которой «нештрафуемая» скорость выросла почти до 80 км/ч.

— Ежеквартально выдается 12 - 15 тысяч водительских удостоверений, — назвал цифры шеф ГИБДД. — Прирост автомобилей — 25 - 30 тысяч ежегодно.

Как оказалось, с начала года в Казани погибли уже 16 человек — за три месяца прошлого года погибших было 13. Жесткость столкновений выросла. В результате наездов на пешеходов около 30% потерпевших в ДТП на высокой скорости практически не имеют шансов на выживание, зачастую уходя в мир иной уже в больнице.

27 ДТП за три месяца произошло в Казани с участием общественного транспорта. 3 человека погибли, 38 — были травмированы. Причем люди погибли, по предварительным данным, по вине нарушений со стороны водителя автобуса, констатировал шеф ГИБДД Казани. В целом в более чем 50% случаев (в 15 ДТП) усматривается вина водителей автобусов.

Он также обратил внимание, что один из городских перевозчиков — инженерно-технический центр (ИТЦ) — стал участником целого ряда резонансных происшествий, и показал на слайдах в том числе и гибельный наезд на автобусную остановку «Улица Гаврилова». Ибрагимов заявил, что среди жалоб на водителей ИТЦ есть и обвинения в гонках на маршруте, и другие.

34013.jpg
1 апреля 2013 года автобус Higer маршрута №7 вылетел на остановку «Улица Гаврилова» и сбил стоящих на ней людей

В целом за различные нарушения ГИБДД привлекла к ответственности водителей автобусов более 4,4 тыс. раз. Среди мер борьбы с ДТП главный гаишник Казани назвал установку видеокамер в автобусах. Практически во всех случаях они помогают оправдать невиновного водителя и привлечь к ответственности нарушителей ДТП. Но пока видеорегистраторы есть лишь на всех автобусах МУПов, у частников же ими оборудованы 65% машин. Узнав об этом, Метшин распорядился довести показатель до 100% к концу лета, а в будущем включать это требование как обязательное при заключении контрактов.

— К сожалению, пока не можем наладить отношения с комитетом по транспорту для привлечения к ответственности водителей, которые заезжают на автобусную полосу, — посетовал Ибрагимов. Сейчас особо наглых нарушителей наказывают по записям видеофиксаторов автобусов, но эти случаи, в общем-то, единичны. Не хотят водители связываться с возможными судами ради наказания одного лихача — надо, в конце концов, на жизнь зарабатывать.

В итоге Метшин присоединился к обличительному пафосу Ибрагимова, отметив, что цена ошибки водителя общественного транспорта, который везет десятки людей, намного выше, чем у автомобилиста. А значит, и спрос должен быть соответствующий.

«К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ НЕ МОЖЕМ В СУД НА МИНФИН ПОДАТЬ»

Отметил Ибрагимов и ряд недостатков по организации ограничения въезда в город крупнотоннажных фур. Во-первых, нет стоянок для большегрузов, а во-вторых, не хватает информационных аншлагов для водителей: на это просто нет денег.

— Без установки дорожных знаков, аншлагов мы не имеем возможности полностью обеспечить запрет движения большегрузов, — констатировал Ибрагимов. — В 2013 году отработана практика по работе ГИБДД в части установки дорожных знаков. К сожалению, финансов всегда не хватает, и мы пошли по пути обращения в суд для того, чтобы по решению суда обеспечивать установку знаков и нанесение разметки. И необходимо, я считаю, обращение в минфин для того, чтобы исполнить эти решения судов, — дал он рекомендацию исполкому.

— Вам полегче, Рустам Анварович, вы можете на нас в суд подать. Только вот нам на министерство финансов не разрешают в суд обращаться, — молниеносно отреагировал градоначальник. — Вы в суд обращаетесь, но ведь нам минфин средства не закладывает! Вы нас через суд обязываете, а мы вот револьвером не можем в суд подать, чтобы нам часть денег, что вы в виде штрафов собираете на дорогах Казани, выделили на те же знаки.

Между тем цена «знакового» вопроса только по выполнению предписаний ГИБДД, как сообщил журналистам Абдулхаков, уже 3,5 млн. рублей.

Подводя итоги совещания, Метшин отметил, что в последние годы Казань перешла на новые стандарты обслуживания пассажиров, но до европейского уровня еще далеко. А раз уж по качеству подвижного состава, количеству автобусов, формированию единой транспортной системы города столица Татарстана ушла вперед от сопоставимых «миллионников» России, надо тянуться до уровня Европы.

— Я недавно зашел на сайт Москвы — у них на сегодняшний день 64 процента низкопольных автобусов, и они этим гордятся, — отметил мэр. (Как уточнил Абдулхаков, речь идет только об автобусах Мосгортранса, без частных перевозчиков). — И они себе ставят к концу следующего года цель довести до 83 процентов. А у нас уже 100 процентов давно, и мы даже не считаем достижением.