«НА САЙТЕ ЕСТЬ ТЕЛЕФОНЫ НАШИХ РАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ»

Сегодня стартовали продажи билетов на международный балетный фестиваль им. Рудольфа Нуриева, который состоится в Казани с 14 по 28 мая. Люди стоят в фойе в плотной очереди, идущей медленно. Чтобы дойти до заветного окошечка, надо простоять несколько часов, в среднем покупка билетов у каждого занимает время — надо ведь выбрать удобные места. Кто-то от усталости даже садится на мраморные ступени. «Стою уже два часа, мне и билетов-то нужно всего два, на премьеру нового балета «Кармина Бурана», только бы сил хватило дойти до кассы», — поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online» любительница балета по имени Валерия. Но когда она дойдет до кассы, вполне вероятно, что хороших мест уже просто не будет.

В администраторскую то и дело заходят люди с просьбой посодействовать и помочь купить билеты вне очереди. Сделать это невозможно — все билеты идут только через кассу, а у кассира сегодня супернапряженный день. Таких в году бывает два — когда начинается продажа билетов на два бренда Татарстана — международные фестивали им. Шаляпина и Нуриева. «Мы даем по 50 билетов на интернет-портал Kassir.Ru, но они там расходятся в мгновение ока, больше они у нас не берут. Вот и в этом году на балетный фестиваль билеты на этом сайте уже распроданы. Но покупать билеты через интернет — это, конечно, удобно, но доступно не всем, у нас много пожилых зрителей, которые годами ходят в театр, мы не можем лишать их возможности смотреть наши спектакли. Впрочем, если люди не хотят стоять в очереди и не пользуются интернетом, выход есть. На сайте нашего театра есть телефоны наших уполномоченных — распространителей билетов, надо просто позвонить им, и они принесут билеты по любому адресу», — объясняет администратор Наталья Сергеева.

Этим самым уполномоченным отдаются 600 из 957 мест в зале, поступающих в продажу. Цены везде фиксированные — что в кассе, что в интернете, что у уполномоченных. Работа последних оплачивается за счет скидки, которую дает театр. Стоимость билетов составляет от 300 до 1500 рублей. Максимальная цена на премьеру мистерии «Кармина Бурана, или Колесо Фортуны» и на спектакли Дортмунд-балета — 2 тыс. рублей. Билеты на гала-концерты стоят до 3 тыс. рублей.

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ЛИШНИЕ БИЛЕТИКИ?

Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь театра Елена Остроумова, сегодня утром в кассы поступило 1/3 всех билетов, еще 2/3 продаются через уполномоченных распространителей, небольшая часть — через интернет. Если это так, то простой математический подсчет, учитывая количество мест в зале и 12-дневную программу фестиваля, показывает, что сегодня в кассы должно было прийти примерно 3,8 тыс. билетов. Всего на Нуриевский фестиваль продается 11,484 билета.

Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», простояв сегодня у кассы с часами, на одного покупателя у кассира (а сегодня работала одна касса) уходит около 7 минут. Получается, что за час приобрести заветные билеты могут 8 - 9 человек, за 10-часовую смену (кассы сегодня работают с 9:00 до 19:00) — около 80 - 90 человек. Пусть 100 — с погрешностью. Еще раз корреспондент нашей газеты заглянул в театр во второй половине дня, около 15:00. В это время в очереди стояло около 80 человек, часть из них приехали в театр еще утром. По рассказам тех, кто уже купил билеты, остались не самые лучшие места, исходя из чего сами желающие приобрести заветные квиточки прикинули — часам к 19:00 билетов не останется вовсе. Об этом же говорят и в самом театре. Неужели при таком темпе очереди одна касса сможет распродать все 3,8 тыс. билетов?

Правда, как пояснила Остроумова, в этом году ограничения на продажу билетов в одни руки были сняты. «Раньше мы продавали в одни руки не более четырех билетов на каждый спектакль. Но в этот раз мы от этого отказались еще на Шаляпинском фестивале в феврале. И сейчас, на Нуриевском фестивале, никакие ограничения не действуют. Перекупщиков мы отогнали от себя, поэтому и ограничения сняли. Как показывает практика, чаще всего большая часть билетов продается уже в первый день. На второй остается очень мало билетов», — сказала она. «Шаляпинский был продан за один день, до вечера продали все, может быть, и этот продастся», — добавляет Сергеева. Получается, что каждый покупатель приобретал за раз почти 40 билетов, если быть точным — 38. Если, конечно, в кассы действительно поступила 1/3 всех билетов. Но в таком случае делаем вывод: на Нуриевский опять все билеты в кассах сегодня скупили спекулянты или нет? Хотелось бы получить от уважаемой администрации театра свою версию событий...

Идем дальше. Две трети билетов продаются через уполномоченных распространителей. Опять же простой подсчет показывает, что через 12 специальных представителей театра, а их именно столько, должно было быть продано 7,6 тыс. билетов. Но, прозвонив по ним, газета «БИЗНЕС Online» узнала, что и выдавалось билетов не так много, и свободных также почти не осталось. «Нам очень мало билетов дают, у меня их было всего 30, — призналась уполномоченный распространитель Ольга Питеркина. — Если есть какие-то коллективные заявки, то мы между собой объединяемся, но все это делается заранее, как правило, за месяц или за два. Сейчас, например, принимаем заявки на Нетребко (концерт состоится в мае прим. ред.)».

«На все билеты, которые сейчас у меня есть на руках, стоит бронь, — рассказала по телефону Галина Скалченкова. — Бронирование билетов обычно начинается с конца декабря-начала января, но уже в феврале свободных билетов нет».

Сергеева кратко пояснила, что уполномоченные охватывают определенные районы города. «Большой район — побольше билетов, маленький район — билетов поменьше», — отметила она. Сколько конкретно билетов получают распространители, она ответить не смогла, переадресовав вопрос к руководству театра. Но, как ранее писала газета «БИЗНЕС Online», норма, очевидно, не так велика — во время фестиваля им. Шаляпина они получали 40 - 70 билетов.

Что касается продажи билетов через интернет, то, как показала практика, этим весьма удобным способом в театре предпочитают пользоваться по минимуму. Хотя через интернет билеты продаются весьма активно, можно было бы избежать огромных очередей, которые повторяются каждый год. «Билеты к нам поступили сегодня в 10:00, небольшое количество билетов еще есть, — рассказала газете «БИЗНЕС Online» директор ООО «Билетти» Алия Бухараева. — Но билетов у нас немного, квота небольшая: Нуриевский фестиваль всегда хорошо продается. Основная масса билетов в кассе оперного, какая-то часть — у уполномоченных. У нас буквально билетов 30 на каждый спектакль».

Рауфаль Мухаметзянов
Рауфаль Мухаметзянов

«ТЕХНИКА МОЖЕТ ПОДВЕСТИ»

Безусловно, тем, кто пользуется интернетом, купить билет, сидя дома в кресле, гораздо удобнее. «Но были случаи, когда сайты зависали и купить билеты было невозможно. Техника иногда может подвести», — признает директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Однако это не означает, что решать проблему никто не собирается. «Сейчас в Татарстане впервые в России и в мире — мировой опыт мы изучили, нигде этого нет — внедряется проект по распространению билетов на культурно-зрелищные мероприятия через портал государственных услуг. То есть сегодня можно не стоять за билетами в кассе, а зайти через этот портал на страницу оперного театра и там приобрести билеты на тот же Нуриевский фестиваль, который пользуется таким ажиотажным спросом», — рассказывает Денис Валеев, организатор концертов, руководитель билетного агентства.

По его словам, главный плюс новой услуги в том, что, проходя через электронное билетное поле, через «АК БАРС» Банк, который обрабатывает этот платеж, выручка от продажи всех билетов становится абсолютно прозрачной. Понятно, что в государственных театрах она и так прозрачна, но главное, что здесь ожидается, — это изменение на рынке продаж билетов на популярные концерты. Здесь по традиции многие артисты привыкли получать гонорар в конверте и нигде его не декларировать. Эта практика сейчас будет медленно умирать. А пока везде, где есть частная обработка платежа, люди так или иначе могут договориться и не показать реальную картину. Более того, у некоторых агентств в Москве есть и такая практика, когда зрители покупают билеты, а потом половина из них якобы их возвращает. Фиксируется сдача билетов, генерируются наличные, которые потом артисты спокойно получают.

«Билеты на Нуриевский фестиваль на портале госуслуг ушли за два часа. Сейчас идет работа, чтобы все билетное поле в кассах театров было доступно через этот портал. У министерства связи есть для этого бюджет, госучреждения получат эту услугу от государства, а коммерческие залы получат ее от нас. Это дело не одного дня, все это делается постепенно», — прокомментировал Валеев. Как стало известно нашему изданию от источника в минсвязи, на внедрение новой программы заложен бюджет в 15 млн. рублей. «Через портал госуслуг сегодня продавалось на каждый спектакль менее 100 билетов. Дело в том, что это пилотный проект, мы только начинаем внедрять эту услугу. Поэтому пока работа идет по квотам для каждого канала распространения. Но уже сегодня ведется работа по тому, чтобы к следующему фестивалю система «видела» те же билеты, что доступны online гражданам всей республики. Таким образом можно будет говорить, что они будут работать в едином билетном поле», — рассказал Валеев. Таким образом, через интернет с учетом Kassir.Ru продается около 1,5 тыс. билетов на все представления Нуриевского фестиваля, то есть не более 15% всего «билетного фонда».

По мнению директора – художественного руководителя Большого драматического театра им. Качалова Александра Славутского, продавать билеты через интернет удобно, но для этого театру нужен специальный человек, который бы это направление курировал. «Мы пока плотно не занимались этим вопросом, потому что театр находится на реконструкции, но сейчас, когда скоро открытие, придется. У нас был опыт продажи билетов через агентства, работающие в интернете, но это не всегда срабатывало, потому что там не вывешивали нашу рекламу, публика, заходящая на сайт, не всегда знала, что за спектакль мы им предлагаем. Поэтому мы реализуем пока билеты по старинке — через кассу театра и уполномоченных», — рассказывает Славутский.

Впрочем, прорыв в этой области уже есть — с этого сезона Татарский государственный академический театр им. Камала начал продавать билеты на свои спектакли прямо у себя на сайте. Можно зайти на него, кликнуть нужный спектакль и предпочитаемое место, в это время на плане зала на компьютере кассира это место высветится как проданное. Система начала действовать, но пока большая часть билетов все равно идет через кассу.

«МНОГИЕ ХОТЯТ ПОПАСТЬ, НО УДАЕТСЯ ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ...»

Ситуацию с билетами в казанском оперном театре газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Зная ажиотаж перед Шаляпинским или Нуриевским фестивалями в театре оперы и балета, билеты следует приобретать заранее. Раз публика ходит на такие мероприятия, значит, их нужно проводить больше. По подсчетам, спрос на оперу и балет преобладает над предложением примерно раза в два. Почему тогда, к примеру, не увеличить репертуар или не продлить программу? Кроме того, все билеты, по сути, приобретает местное население, а туристам ничего не остается. В то же время мы постоянно говорим о повышении привлекательности Казани.

Что касается нехватки билетов, то 15 тысяч билетов при населении в 1,5 миллиона человек, не считая туристов, — это очень мало. Многие хотят попасть, но удается далеко не всем. Также следует учесть и тот факт, что театр — это государственная структура. Все знают, что у нас есть номенклатура, которая привыкла ходить бесплатно. Но какие могут быть вопросы к оперному? Если хотя бы половина театров Татарстана будет работать так, как он — и по репертуару, и по распространению, то в республику будет приезжать куда больше гостей.

Ильнара Лихачева — бизнес-леди:

— Как Шаляпинский фестиваль, так и Нуриевский моя семья ждет с большим нетерпением. Как правило, мы покупаем билеты в кассе, или нам их просто презентуют. Единственный момент, когда ты покупаешь билет в кассе, необходимо позаботиться об этом заранее. На самом деле я за то, чтобы билеты на такие мероприятия распространялись разными способами — интернет, распространители и так далее. Просто иногда так сильно хочется попасть на то или иное представление, что не имеет абсолютно никакого значения, каким образом у тебя появился билет.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Я сам нечасто посещаю Нуриевский фестиваль, последний раз был, по-моему, два года назад. Моя семья, в отличие от меня, театр оперы и балета посещает чаще. Билеты на спектакли этого фестиваля у меня покупает жена. Она делает это через распространителей — сразу на всю семью. Если у нее не возникает вопросов по этому поводу, и она не просит меня как-то помочь решить этот вопрос, значит, ее все устраивает.

Светлана Шайхитдинова — заведующая кафедрой журналистики КФУ, профессор:

— К сожалению, я не бываю на спектаклях Нуриевского фестиваля, потому что мне уже давно рассказали, что билеты продаются только один день. Для этого надо прибежать в театр спозаранку, отстоять бешеную очередь, и еще не факт, что билетов хватит. А на следующий день уже будут говорить, что все билеты проданы. И вот надо умудриться попасть в этот звездный час, чтобы купить билеты. У меня на это просто нет времени. Я уверена, что это будет без толку потерянный день. Поэтому я даже не пытаюсь, я уверена, что дела обстоят именно таким образом.

Денис Валеев — организатор концертов, руководитель билетного агентства:

— Через портал госуслуг сегодня продавалось на каждый спектакль менее 100 билетов. Дело в том, что это пилотный проект — мы только начинаем внедрять эту услугу. Поэтому пока работа идет по квотам для каждого канала распространения. Но уже сегодня ведется работа по тому, чтобы к следующему фестивалю система «видела» те же билеты, что доступны online гражданам всей республики. Таким образом можно будет говорить, что это был последний фестиваль, когда билеты делились на квоты: и касса, куда сегодня была очередь, и сайт госуслуг в перспективе будут работать в едином билетном поле.

Портал госуслуг сегодня впервые в России и в мире продает билеты. Это решение принято правительством, и мы как продавцы билетов считаем, что люди не должны стоять в очередях. В этом случае они смогут покупать билеты online, и тогда, как на Западе при выпуске в продажу каких-то великих суперконцертов, мы сможем сказать: билеты были проданы за 4 минуты.

Кроме того, не стоит забывать: в системе распространения работают еще и физические лица. Это вот те женщины, которые работают весь год, продавая билеты непосредственно индивидуальным покупателям. У них исторически огромная база контактов, клиентская база. Разумеется, можно было бы и больше реализовать через сайт, но живые распространители — это серьезный ресурс, который работает не только на фестивале. Понимаете, чтобы продавать фестиваль, много ума не надо — его может продать любой, когда продавать мероприятия гораздо тяжелее. Они ведь могут быть менее рейтинговыми, чем великий фестиваль! И это тяжелая работа — билеты возвращать оперному театру уже нельзя. Может быть, оперному театру следует даже увеличить количество постановок в рамках фестивалей.

Вообще, эти женщины-распространители — профессионалы своего дела, это особое российское явление, которое мало где в мире имеет аналоги. Если хотите, это такой вот маркетинг, оставшийся с советских времен. Советский маркетинг жив до сих пор, потому что театр, балет — это особая публика, которая ценит личное общение со своим account manager.