ВРЕМЕННЫЕ ХРАНИЛИЩА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в этом году в Татарстане начнется строительство временных хранилищ, где будут собирать радиоактивные отходы для их дальнейшей транспортировки за пределы республики. Тем временем хранилище радиоотдходов в Высокогорском районе Казани, бывшее подразделение спецкомбината «Радон», будет полностью выведено из эксплуатации, сообщил нашему изданию начальник управления по коммуникациям всероссийского оператора радиоактивных отходов РосРАО Денис Плещенко. Правда, срок вывода хранилища из эксплуатации не близок — это будет либо 2021-й, либо 2022 год. Вместимость хранилища — 400 кубов, площадь — 5,3 гектара. Впрочем, строительство временных хранилищ начнется уже в этом году и будет завершено ориентировочно к 2017 году.

«Казанское хранилище находится там с 60-х годов. Решение о выводе его из эксплуатации принято из-за нецелесообразности дальнейшего содержания и по причине расширения Казани. Нового такого предприятия в Татарстане больше не будет. В ближайшее время будут строиться временные хранилища объемом 2 тысячи кубов для технологических нужд вывода из эксплуатации прямо на территории предприятия, — рассказал Плещенко «БИЗНЕС Online». — Для того чтобы вывести хранилище из эксплуатации, необходимо все хранящиеся там отходы упаковать в специальные контейнеры. Как гласит закон, отходы должны быть захоронены. Наше предприятие не занимается захоронением, а только обращением и хранением радиоактивных отходов. Чтобы их захоронить, нужно упаковать в специальные контейнеры и передать потом на захоронение. Для проведения этих работ нам и нужно технологическое временное хранилище».

По словам представителя РосРАО, объем поступающих отходов чрезвычайно мал, по крайней мере в Татарстане. «Отходы будут вывозиться в более крупные пункты. В год объем поступающих отходов сказать затрудняюсь, но это не больше 10 кубов. Если говорить об источниках ионизирующего излучения, то они величиной с таблетку, — рассказал он. — Во-первых, это отходы не ядерного происхождения, и они не имеют ничего общего с атомной энергетикой. Это бытовые отходы. Или это грунт из тех мест, где произошла утечка радиации. Может быть зараженная одежда или даже зараженные деньги. У нас был случай, когда нам привозили такие деньги. Сюда же относятся и отходы из медицины, например онкологических центров. В общем, это отходы жизнедеятельности, связанные с радиацией».

КОРИЧНЕВАЯ И ЗЕЛЕНАЯ ПЛОЩАДКИ

Казанское — не единственное отделение РосРАО, которое будет выведено из эскплуатации. Есть еще три — в Челябинске, Мурманске и Благовещенске. В Мурманске работы по ликвидации уже ведутся, в Казани и Челябинске они только должны начаться. «По Казани проект сейчас дорабатывается. Строительство хранилища будет начато в этом году. Это не быстрый процесс — в начале 20-х годов планируется осуществить все работы, и конечная цель работ — это либо коричневая, либо зеленая площадка. Коричневая — территория будет пригодна для промышленного использования, а зеленая — для любого использования, хоть дачу строй», — рассказал Плещенко. Земли под высокогорским хранилицем находятся в федеральной собственности.

Одна из целей вывода из эксплуатации хранилища, по словам собеседника газеты, — повышение экологической безопасности при хранении радиоактивных отходов. «Отходы будут уменьшены в объеме, а потом упакованы в бочки как из-под бензина. Бочка заливается бетонным раствором, затем устанавливается в контейнер весом 3,5 тонны. В контейнер с 15-тисантиметровой толщиной стенок влезает четыре бочки. Прочность контейнера рассчитана на защиту даже после падения с 6-метровой высоты на металлическую поверхность. После упаковки контейнер тоже заливается бетоном, то есть создается несколько барьеров безопасности», — объяснил сотрудник РосРАО.

Напомним, подразделение спецкомбината радиоактивных отходов в Казани «Радон» было создано в 1964 году и предполагало захоронение отходов из Татарстана, Марий Эл, Чувашии и Удмуртии. Сейчас в него в основном свозятся отходы медицинских учреждений Татарстана.

КОНТРОЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Своим мнением о выводе хранилища радиоактивных отходов в Казани из эксплуатации с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Айрат Саляхов — ведущий советник министерства экологии и природных ресурсов РТ:

— Хранилище готовят к закрытию, а вообще по России есть 16 таких комбинатов. Часть из них должна закрыться и передать свое содержимое на специализированные пункты. Пока в нашем регионе поблизости такой пункт еще не определен.

Опыта такого перемещения еще нет. Учитывая российскую безалаберность, я не исключаю возникновение сложностей и опасностей. Трогать такие вещи на самом деле опасно. К тому же это очень дорого, речь идет о более чем 100 миллионах рублей. Сегодня опасности и вреда от хранилища для окружающей среды нет.

По современному действующему законодательству хранилищу даже не положена санитарно-защитная зона. Раньше была положена, ее определили и утвердили. Предполагается регулярный контроль данной зоны, и контроль до сих пор продолжается. Чтобы убрать опасные отходы, делается их дезактивация, и для таких целей служит спецкомбинат «Радон». Если «Радон» существует, то это не значит, что есть какая-то угроза, он как раз служит для снятия угроз.

Если провести весь комплекс работ, то территорию под хранилищем, конечно, можно использовать, в том числе для строительства жилья. Это происходит почти так же, как дезактивация — очистка территории.

Галина Юпина — старший научный сотрудник Института экологии и географии КФУ:

— Хранилище находится в природном районе, недалеко располагаются особо охраняемые природные территории, рядом и санаторий «Крутушка». Выведение из эксплуатации, наверное, все-таки состоится, но прежде чем определить, что дальше будут делать с землями — строить жилье или что-то другое, надо провести изыскания, определить, есть ли радиоактивный фон. Хотя по разговорам я слышала, что службы работают на объекте достаточно четко и что высокого радиоактивного фона там нет.

В любом случае такие хранилища имеют определенную опасность. Лучше, чтобы такие объекты располагались дальше от городской застройки, охранных зон или вообще бы их не было. Надо исходить из вопросов технологии хранения, уровня опасности. Думаю, что должны быть сделаны определенные исследования, которые позволят сделать выводы о дальнейшем исследовании земель.

Надо признать, что организации активно привлекают на свою территорию экологов для ознакомления с технологическим процессом. Я поняла, что к диалогу открыты, работа не скрывается.

Процедура перевода земель в коричневую и зеленую зону должна быть очень обоснованной, и она дорогостоящая.

Андрей Генсен — директор департамента земельных и имущественных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт» (инвестиционная группа компаний ASG):

— Эксплуатация хранилищ радиоактивных отходов — это очень специализированная тема, на обывательском уровне трудно оценить ее влияние на качество жизни. Оценка простого жителя сводится к тому, что наличие в непосредственной близости от жилья радиоактивного захоронения — это плохо. Поэтому, также не являясь специалистами в данном вопросе, мы можем сказать что ликвидация хранилища — это хорошо.

В то же время тема наличия хранилища рядом с землями, переданными городу для предоставления многодетным семьям, искусственно раздута. Да, хранилище расположено примерно в том же направлении, но говорить о том, что оно находится рядом, — это чистой воды популизм: неоднократно проводимые проверки и экспертные заключения единогласно подтверждают отсутствие радиоактивного влияния данного хранилища на эти земли.

Изменение стоимости земли, связанное с ликвидацией хранилища, — достаточно малопонятная для простого обывателя тема. Если говорить о земельных участках под жилищное строительство, то в этом вопросе практичные люди опираются на реально измеримые факторы, а не на слухи. Сейчас в районе поселка Каймары сделки с земельными участками проводятся от 50 тысяч рублей за сотку, на стоимость больше влияет падение рубля на фоне роста курсов доллара и евро, чем виртуальная тема с радиоактивными отходами.