«ОН ОДИН ИЗ ДОСТОЙНЫХ»

«Тантану», существующую уже четыре года, традиционно вручают в зале ТГАТ им. Камала. Камаловцы, которые в свое время придумали премию, и берут на себя все тяготы по организации церемонии, что, конечно, не очень справедливо. В идеале делать ее по очереди должны все казанские театры. Правда, в этом году неизменному режиссеру церемонии Радику Барееву в создании сценария помогала завлит Качаловского театра Диляра Хусаинова.

Зал традиционно был полон, далеко не все желающие смогли вчера попасть в Камаловский. 27 марта — это день, когда в Казань съезжаются представители всех 14 государственных татарстанских театров, все они в этом году представили на конкурс свои работы. Заявок было такое количество, что жюри под председательством министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина разделило их на два тура, составив своебразный шорт-лист. Сумма премии невелика — 50 тыс., но это тот случай, когда важно само участие, ведь «Тантана» — единственная театральная премия в Татарстане. Во всяком случае, так было до недавнего времени, но об этом чуточку позже.

Четыре года существования премии показали, что качество спектаклей даже в театрах, скажем так, не первого уровня, начало повышаться — появился соревновательный элемент. Впрочем, в трех академических театрах республики оно в последние годы неизменно высоко. Можно заметить еще одну хорошую тенденцию — тягу режиссеров к хорошей литературе. Здесь можно отметить и инсценировку провести Валерия Залотухи «Последний коммунист» на сцене Качаловского театра, и «Гамлета», которого на татарском языке не ставили с 20-х годов прошлого века, воплощенного на сцене театра драмы и комедии им. Тинчурина, и «Вассу» — первый вариант «Вассы Железновой» в театре «Мастеровые» в Набережных Челнах.

Старейший актер Камаловского театра Ирек Багманов
Старейший актер Камаловского театра Ирек Багманов

Жюри пришлось несладко — иногда соперники по номинациям были равно сильны и судьбу награды решал буквально один голос. Но в одной номинации голосование было единодушным — «За честь и достоинство, за верность профессии». Этой награды удостоился старейший актер Камаловского театра Ирек Багманов. «Он один из достойнейших, человек, преданный театру, прекрасный, добрый, замечательный актер», — сказал о Багманове известный поэт Равиль Файзуллин, вручая награду. Багманов медленно поднимался на сцену, опираясь на трость. Но когда он подошел к микрофону, зал встал и долго аплодировал.

«ЭТОТ КОСТЮМ МНЕ САЛАВАТ ПОДАРИЛ»

Одними из первых были названы лауреаты в номинации «Дебют» — это своего рода аванс для молодых актеров. На этот раз в ней было три победителя: отличный дуэт Алены Козловой и Виктора Шестакова из «Последнего коммуниста» и Гузель Гафарова за роль в спектакле «Минлекамал» театра из Атни. Козлова и Шестаков получить награду не смогли — играли спектакль: день театра — это все равно рабочий день, так что награды им передадут коллеги.

Актером, сыгравшим лучший эпизод, стал представитель династии Хайруллиных-Гайнуллиных Искандер Хайруллин, ярко показавшийся в небольшой роли в комедии «Банкрот». В номинации «Лучшая женская роль» награда была присуждена Наталье Бородиной из Бугульмы за роль в спектакле «Большая советская энциклопедия» по пьесе Николая Коляды.

Актер Тинчуринского театра Артем Пискунов
Актер Тинчуринского театра Артем Пискунов

А вот при обсуждении победителя в номинации «Лучшая мужская роль» жюри ломало копья. Во втором туре в лидеры вышли Бареев, исполнивший острохарактерную главную роль в «Банкроте» на сцене Камаловского театра, и молодой актер Тинчуринского театра Артем Пискунов за роль Гамлета. Выбрать лидера было просто невозможно, оба номинанта представили достойные работы. И жюри после обсуждения приняло решение: присудить две премии за лучшую мужскую роль. И если опытный Бареев, выйдя на сцену, не волновался, то Артем, который явно не ожидал награды, был бледен, взволнован, но тем не менее произнес слова благодарности в адрес своего режиссера и педагога Рашида Загидуллина, поставившего «Гамлета».

Неожиданно было объявлено еще об одной премии. Ее учредителем стал певец Салават Фатхетдинов. Сам он сейчас на гастролях, поэтому прозвучало его видеообращение. Фатхетдинов рассказал, что его премия носит имя преданнейшего театру человека, многолетнего директора Камаловского театра Шамиля Закирова. Размер премии — 67 тыс. рублей, столько лет бы сейчас исполнилось Шамилю Зиннуровичу. Вручать премию вышел актер-камаловец, человек с несомненным талантом комика Равиль Шарафиев. На нем был элегантный белый костюм.

Ravil-Sharafeev.jpg
Премию имени Шамиля Закирова, учрежденную Салаватом, вышел вручать актер-камаловец Равиль Шарафиев

«Этот костюм мне подарил на юбилей Салават, он вообще любит подарки, — пояснил актер. — А премия имени Шамиля Закирова в этом году присуждается Розе Байбиковой — сотруднице пошивочного цеха Камаловского, которая много десятилетий верой и правдой служит театру».

Главная номинация «Тантаны» — это «Событие года». Решение жюри при обсуждении было почти единогласным — балет «Золотая Орда» на сцене ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. Музыку к этому спектаклю написала Резеда Ахиярова, балетмейстером стал Георгий Ковтун, по казанским меркам бюджет балета беспрецедентный — 10 млн. рублей. Если учесть, что театры сейчас почти не ставят современные балеты — слишком высок риск, это вам не старая проверенная классика — наш театр рискнул и выиграл.

Награду за «Событие года» вручал Сибагатуллин. Прочитав название спектакля-победителя, он... спрятал конверт в карман. И ведущие начали объявлять специальные награды. Их были удостоены, например, три главных режиссера: Ренат Аюпов из татарского ТЮЗа за педагогическую деятельность, Рашид Загидуллин за обращение к классике и Фарид Бикчантаев за поддержку молодой режиссуры. Имелся в виду его фестиваль «Ремесло». Свою награду вручил и фонд поддержки развития культуры при президенте РТ, ее удостоился актер русского ТЮЗа Роман Ярыгин. И только после большой паузы, обнаружив актерские способности и умение держать зал в напряжении, Сибагатуллин произнес: «Золотая Орда». Зал взорвался от аплодисментов. Второй раз за два года наш оперный стал обладателем главной награды «Тантаны»: до этого ее получил спектакль Михаила Панджавидзе «Джалиль» — редко испоняемая опера Назиба Жиганова, которой подарили вторую жизнь.