«БЕЛЫЙ БАРС», «ТАКСИ 24» И «ТАКСИ ПРЕМЬЕР» ПЕРЕШЛИ В НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА СВОИХ ГЛАВНЫХ КОНКУРЕНТОВ — СЛУЖБЫ ЗАКАЗА ТАКСИ, ПРИЗЫВАЯ В СОЮЗНИКИ ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА

Сегодня стало известно о неоднозначной инициативе недавно созданной ассоциации таксопарков Татарстана: они предложили создать единый в республике call-центр. По замыслу его идеологов, он объединит все лицензированные такси в республике, что позволит ввести единый тариф и очистить рынок от нелегалов. Причем call-центр предлагается создать с участием государства, и тогда бюджет республики получит весомые допдоходы — до полумиллиарда рублей в год. Конкуренты таксомоторных компаний заявили «БИЗНЕС Online», что подобный проект ими уже фактически реализуется, хотя и без участия государства.

Ассоциация таксопарков Татарстана предложила президенту РТ создать единый в республике call-центр, который будет отправлять заявки только лицензированным автомобилям

«НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О ЛИЧНОСТИ ТАКИХ ВОДИТЕЛЕЙ...»

Ассоциация таксопарков Татарстана (входят ООО «Такси Белый Барс», ООО «Такси 24», ООО «Таксопарк №1», «Такси Премьер») предложила президенту Татарстана Рустаму Минниханову создать единый в республике call-центр. Данное предложение они направили в письме, приложив экономическое обоснование (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Об этом сегодня газете «БИЗНЕС Online» сообщил президент ассоциации, гендиректор такси «Белый Барс» Владимир Кудряшов. По мнению владельцев и руководства таксомоторных компаний, это поможет навести порядок на рынке таксомоторных услуг и избавит от серых схем. Пока же федеральный закон «О такси» не работает в полную силу из-за таких call-центров, как «Татарстан», «Лидер» (ранее «Везет»), «Максим», утверждают в ассоциации.

«Сегодня на рынке услуг такси сложилась такая ситуация, что call-центры раздают заявки нелегально работающим автомобилям, которые создают хаос, аварийность и рост преступности. Никому ничего не известно о личности таких водителей, они не проходят предрейсовый осмотр, а автомобили перед рейсом не осматриваются механиками, и их техническое состояние под вопросом», — сказано в письме.

Таксомоторные компании (сама ассоциация была создана лишь в начале месяца, о планах газета «БИЗНЕС Online» сообщала ранее) предлагают создать единый call-центр, который будет отправлять заявки только лицензированным автомобилям. При этом само лицензирование требуется ужесточить, отмечается в письме, то есть машина не только должна соответствовать закону «О такси» (например, белый или желтый цвет), но и водители должны знать ПДД и улицы города. Кроме того, ассоциация предлагает создать условия для работы, например, бесплатные парковки в городе, и выделить места для стоянки авто (таксомоторные компании обещают эти расходы взять на себя). Ввести единый тариф. Машины при этом должны быть классом не ниже «Евро-4», они будут проходить ежедневно техосмотр, будут оборудованы алкозамком, системой «ГЛОНАСС», оборудованы видеорегистраторами и контрольно-кассовой техникой. Подобные меры позволят перейти на крупные таксопарки, где руководители «будут нести полную ответственность».

Чтобы загрузить текст письма кликните мышкой по картинке
Чтобы посмотреть письмо полностью, кликните мышкой по картинке

По словам Кудряшова, ассоциация готова создать единый call-центр с участием государства «для повышения прозрачности». Представитель ассоциации заявил, что создание такой структуры может дать бюджету республики от 260 млн. рублей до 518 млн. рублей. Сумма складывается из деятельности совместного предприятия в виде налога на прибыль от 43 до 86 млн. рублей и из дохода, полученного от распределения прибыли от работы совместного предприятия — от 216 млн. рублей до 432 млн. рублей. Как заявил «БИЗНЕС Online» Кудряшов, данные расчеты они производили при консультации со специалистами минфина РТ. Расчеты были сделаны исходя из того, что, по оптимистическому прогнозу, республиканский call-центр будет получать около 80 тыс. заявок в день, по пессимистическому, — 40 тысяч. Средняя стоимость одной поездки составляет 120 рублей, норма прибыли с одной перевозки — не менее 25%. Итого выручка в месяц составит 288 млн. рублей при хорошем раскладе и 144 млн. рублей при отрицательнном.

Единый call-центр может быть создан с участием государства, и тогда бюджет республики получит дополнительно от 260 млн. рублей до 518 млн. рублей
Единый call-центр может быть создан с участием государства, и тогда бюджет республики получит дополнительно от 260 млн. рублей до 518 млн. рублей

«МЫ ПРИОБРЕЛИ 250 АВТО, НО БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПРИШЛОСЬ РАСПРОДАТЬ»

По словам Кудряшова, в такси «Белый Барс» ежедневно на линию выходят всего 50 автомобилей, хотя ранее число водителей, ежедневно въезжающих на работу, переваливало за сотню. Но сегодня водителям выгоднее работать на call-центры и уходить от налогов, чем работать в официальной таксомоторной службе. Зарплата таксистов в «Белом Барсе» составляет от 25 тыс. рублей в месяц.

По словам Владимира Кудряшова, в такси «Белый Барс» ежедневно на линию выходят всего 50 автомобилей
По словам Владимира Кудряшова, в такси «Белый Барс» ежедневно на линию выходят всего 50 автомобилей

«Наша задача состоит в том, чтобы закон «О такси» начал реально работать. Сегодня мы несем большие убытки из-за работы call-центров, работающих по договору оказания информационных услуг, — говорит Кудряшов. — Изначально мы приобрели в наш автопарк 250 автомобилей, большую часть в итоге пришлось распродать, потому что водители предпочитают работать неофициально, уходя от налогов, получать больший доход. С единым call-центром в Татарстане проблема нелегальных таксистов разрешится и все таксомоторные службы будут получать заявки на одинаковых условиях. Мы готовы закупать автомобили, которые производятся в Татарстане».

Напомним, ранее таксомоторные компании уже заявляли о необходимости избавить рынок от call-центров, работающих по принципу информационных служб. Именно поэтому четыре компании (ООО «Такси Белый Барс», ООО «Такси 24», ООО «Таксопарк №1», «Такси Премьер») и объединились в ассоциацию. Правда, реакция на это была неоднозначной, в частности, свое мнение относительно рынка такси высказал директор ООО «Инфосервис» (служба заказа такси «Максим») Максим Шушарин.

ПО ТИПУ ОБЛАЧНЫХ СХЕМ

Эксперты и участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», неоднозначно отнеслись к данному проекту.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Не вижу в этом предложении оптимального инструмента для регулирования вопроса, поднятого таксистами. Насколько я понимаю, часть финансирования единого call-центра в любом случае ляжет на плечи государства, что принесет дополнительные издержки, которые могут превысить предполагаемую выгоду от получения фискальных сборов. Кроме того, на рынке частных таксомоторных перевозок это не самая большая проблема. Многие игроки, действующие вне правого поля, не пользуются даже имеющимися call-центрами.

Да, в последнее время идет процесс легализации этого рынка. В связи с этими изменениями многие города фиксируют значительное снижение нелегалов на таксомоторном рынке, но этот процесс больше формируется за счет роста конкуренции — повышения эффективности легальных компаний. Как правило, такие компании широко используют инструменты информатизации, современные технологии связи, которые помогают им предлагать услуги более высокого качества. Такие сервисы, как «Яндекс.Такси», действительно делают услуги легальных операторов более оперативными и актуальными.

В принципе, смысл данного предложения от таксистов понятен: они пытаются обратить внимание на необходимость формирования более эффективного мониторинга и контроля в этом вопросе. Действительно, этого частично можно добиться за счет централизации каких-то функций и повышения прозрачности в результате информатизации этого процесса. Идея фундаментально заключается в том, чтобы расширить эту информатизацию и пользоваться какой-то единой системой, в которой будут отображаться все операции. Такое решение, и правда, позволит повысить эффективность администрирования этого трынка. Но опять же кто выступит главным финансистом такого единого call-центра. Кроме того, таксопарки — это частный бизнес, их необходимо будет еще убедить присоединиться к этой системе, здесь тоже должна быть своя мотивация. Например, мелкие предприниматели могут и не согласиться. Поэтому здесь необходимо учитывать мнение всех участников рынка вне зависимости от масштаба их деятельности и вырабатывать самые оптимальные решения, которые позволят сократить нелегальный рынок, при этом не затрагивая экономические интересы игроков.

Что касается цифр, то еще в 2011 году объем легального таксомоторного рынка составлял более миллиарда рублей, поэтому на текущий момент можно сказать, что эта цифра достигла примерно 1,3 - 1,5 миллиардов рублей. Как правило, нелегальная часть рынка как минимум не меньше легальной цифры объема. Поэтому можно предположить, что порядок цифр недоплаченных налогов примерно такой.

Амир Шайдаров — директор такси «Таксопарк №1» (Казань):

— С созданием единой диспетчерской службы все налоги будут идти в казну, так как будет все чисто работать, а не так, как работают такие фирмы, как такси «Везет», «Татарстан», у которого много филиалов по всей России. Эти компании собирают наличку, а толкового официального учета денежных средств они не проводят. Во-вторых, у нас большие партии своих личных автомобилей, тем самым мы будем гарантировать безопасность и качество обслуживания наших клиентов. Потому что частники не проверяют свои машины, а в единой диспетчерской будут механики, медики, бухгалтеры. Это будет полностью специализированный на работе с таксистами центр. Даже те водители, которые будут работать на личных автомобилях, будут также проходить медосмотр и техосмотр. Существующие сегодня call-центры вообще не предоставляют такие услуги. Они даже не знают, кого трудоустраивают.

Также мы дадим очень много рабочих мест. Только в диспетчерской службе будут работать 150 человек при самом полном рабочем графике (две-три смены). Кроме того, очень много водителей будут официально трудоустроены и будут ездить на наших автомобилях.

Наш бизнес очень страдает от нелегалов сегодня. У многих таксопарков по 400 - 500 машин, из них работают только 20 процентов. Люди предпочитают ездить на своих старых машинах, официально не показывая свои доходы, уходя от налогов. Я считаю, что все должны работать «в белую», люди должны быть трудоустроены официально, должны чувствовать ответственность.

Сергей Валишев — учредитель службы такси «5 девяток» (Набережные Челны):

— Я что-то не слышал о таком предложении. Правда, такие службы уже есть, просто не все клиенты о них знают. Если за это возьмется власть, то эффект будет, но ведь власть — это некий контролирующий рычаг, и ее задачей не является создание неких коммерческих структур. В большей степени они могут рекомендовать какую-то определенную компанию, опираясь на ресурсы которой, можно объединить это все. В этом плане власть может быть достаточно эффективна.

На самом деле сейчас очень много таких «облачных» схем, когда человек заходит в «Яндекс.Такси», вызывает такси, и такси, которое может его обслужить, забирает этот заказ. К этому «Яндекс.Такси» подключаются многие службы.

Наша компания тоже обслуживает несколько городов. Кроме нас, и в Набережных Челнах, и в Казани также есть компании, которые уже обслуживают несколько городов. Вопрос заключается только в том, насколько руководители этих компаний готовы браться за это дело. На самом деле зерно целесообразности в создании такой единой службы есть. Потому что единая служба — конкретный хозяин, создающий конкретные правила, по которым работает эта компания, и добивающийся конкретных результатов исполнения этих правил. Другой вопрос: насколько это будет эффективно. Это будет зависеть от того, кто этим займется.

Максим Шушарин — директор ООО «Инфосервис» (служба заказа такси «Максим»):

— Мы приветствуем любые решения, направленные на развитие рынка услуг такси. Все, что является разумным, востребованным клиентами и пойдет на пользу рынку, должно быть реализовано. Конечный результат, естественно, будет напрямую зависеть о тех людей, которые этим займутся, и многих других условий. Поэтому прогнозировать не беремся.

К идее единого call-центра мы относимся положительно. Более того, мы тоже всегда стремились к ней и уже создали тот самый единый контакт-центр, о котором говорит ассоциация таксопарков Республики Татарстан. Сегодня наш контакт-центр — это крупнейшая в Российской Федерации специализированная служба по приему и обработке заявок на пассажирские и грузовые таксомоторные перевозки. Мы работаем на этом рынке 10 лет и предоставляем готовые бизнес-решения для владельцев таксопарков.

Технологические возможности контакт-центра сегодня позволяют гибко настроить работу, например, чтобы передавать заявки только легальным таксистам, управлять проведением технического и медицинского осмотров, создавать условия, при которых таксистам будет удобно работать, только получив разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. И такие меры нами сейчас предпринимаются. Кроме того, во всех наших офисах по работе с водителями мы агитируем за ИП, вывешиваем памятки и инструкции по регистрации. Надеемся, что государство поддержит инициативу и начнет стимулировать регистрацию водителей в качестве индивидуальных предпринимателей налоговой политикой.