Заявленный приезд в автоград 300 китайцев с товарами легкой промышленности Дмитрий Любомудров не воспринял как хорошую идею, отметив, что их торговля ничего не прибавит к валовому региональному продукту

«КИТАЙЦЫ ОЧЕНЬ ХОТЯТ СБЛИЗИТЬСЯ»

Свое мнение об открытии торгового центра «Шелковый путь» вчера высказал эксперт по российско-китайскому партнерству Дмитрий Любомудров — член комитета по инвестиционной политике ТПП РФ и гендиректор клуба проектного процесса при Шанхайской организации сотрудничества. Эксперт приехал в Набережные Челны по приглашению городского агентства по привлечению инвестиций. В рамках проекта «Набережные Челны — центр бизнес-образования России» Любомудров проведет семинар по грамотной подготовке инвестиционных проектов на уровне межгосударственного партнерства. В качестве прелюдии к семинару он встретился с представителями банков города, посвятив беседу софинансированию, вместе с инвесторами из Азии, представителями региональных проектов.

«Китайцы очень хотят сблизиться, — ответил Любомудров на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о масштабах и ожидаемых формах заявленного партнерства России с Китаем. — Мы хотим меньше, потому что у нас нет достаточных приемных механизмов. Если вы сажаете за один стол Моську и слона, то очевидно, что между ними не может быть равноправного сотрудничества. Степень нашего сближения с Китаем зависит от того, как быстро мы сможем из Моськи вырасти хотя бы в крупную собаку. Правда, тогда слонов будет уже несколько».

Заявленный приезд в автоград 300 китайцев с товарами легкой промышленности Любомудров не воспринял как хорошую идею, отметив, что их торговля ничего не прибавит к валовому региональному продукту. «Нужно думать о том, чтобы у нас росла доля добавленной стоимости, которая генерируется в регионе нашими предприятиями. А китайцев только впусти сюда — дальше можно вставать и уходить. Какое будет распределение прав, обязанностей и функций с китайцами? С ними надо договариваться по-крупному. Вы должны сначала понять, что вы хотите, какую рыночную нишу желаете захватить, чтобы не быть съеденными. Китайцев надо пускать на последнем этапе, когда наш инвестор уже готов, и только после этого сформировать некий слот, кусочек для китайского инвестора, и за эти границы его жестко не выпускать».

«НАДО СКАЗАТЬ СПАСИБО ТОВАРИЩУ ОБАМЕ»

Напомним, что проект китайского ТЦ «Шелковый путь» стал камнем преткновения между его инвесторами и исполкомом города, выступившим ультимативно против пришествия китайцев в Челны. Гендиректор управляющей компании «Шелковый путь» Антон Сайфутдинов в своем интервью для «БИЗНЕС Online» рассказал, что одноименное российско-китайское партнерство было создано предпринимателями из Москвы и Екатеринбурга, и что инвестиции поделены поровну между китайской и российской сторонами. Опознать российско-китайское партнерство по названию представитель ТПП РФ и ШОС не смог, пояснив, что проектов с таким названием много. Однако известие о том, что речь идет об инвестиционном паритете, Любомудров воспринял скептически.

«Очень опасно играть с китайцами в «50 на 50»! В конце концов, они захватят у вас все. Завтра китайцы придут и скажут: вот то-то и то-то надо, будем делать? Будем. Кто платить будет? Наши не захотят. Китайцы скажут: ну, давайте мы заплатим. Только это уже не 50, а 51 процент. И все!» — заверил Любомудров.

Та теоретическая база, с которой эксперт по российско-китайскому партнерству приехал на семинар к челнинскому бизнесу, подразумевает совсем другие правила акционирования с зарубежными партнерами. Спикер назвал фатальной ошибкой подавляющего большинства российских компаний тот факт, что они не создают структур по работе с миноритариями, претендующими на долю в 5 - 20% акций. Вследствие этого миноритариев среднего размаха и нет, в итоге приходят крупные акционеры-стратеги с прицелом на контрольный пакет акций, и они выводят добавленную стоимость из региона и страны.

Дмитрий Любомудров: «Китайцев только впусти сюда — дальше можно вставать и уходить»

«Предприятия сами закрывают дорогу для миноритарных инвесторов, — заявил Любомудров. — В такой ситуации бесполезно бороться с оттоком капитала за рубеж. Если же ориентироваться на равновесную систему акционеров, можно добиться сохранения добавленной стоимости в регионе. Может быть, теперь (в связи с заявленными экономическими санкциями в отношении Россииприм. авт.) люди, наконец, поймут, что выводить деньги из страны и прятать их там, мягко говоря, неразумно. На Кипре уже один раз отобрали, теперь еще раз отберут, и, в конце концов, эти ресурсы начнут возвращаться. Сейчас возврат уже начался — по макропотоку уже положительное сальдо. Наблюдается не отток, а приток капиталов инвестиционного уровня. Так что на самом деле надо сказать спасибо товарищу Обаме за санкции, нам именно эти инвестиционные ресурсы и нужны. Нас уже спрашивают богатые дядьки, куда бы вложить свои кровные. Вот только проектов качественных нет, которые можно вытащить на государственный уровень и собрать круг миноритарных инвесторов».

Что касается миграционной составляющей проекта «Шелковый путь», то Любомудров усомнился и в заявленном компактном проживании китайцев в автограде. Он напомнил, что государственная политика в отношении этнических рынков вполне однозначна: «Лучше не делать этнических рынков, потому что из них в конце концов получается Черкизон. Это очень опасно! Вы знаете, что такое китайский квартал? В Америке это означает даже собственную полицию. Это государство в государстве. Политика российского руководства в этом отношении недвусмысленна: не нужно создавать новых Черкизонов и китайских кварталов. Этнический анклав — это для нашей страны не полезная вещь».

БЫВАЕТ СЕБЕСТОИМОСТЬ И НИЖЕ КИТАЙСКОЙ

По словам Любомудрова, эффективное сотрудничество с партнерами из Китая предполагает совсем другие формы, при которых продукция производится на территории региона, тогда можно рассчитывать на его развитие. Под эту категорию подпадает второй из свежезаявленных китайских проектов в автограде — размещение производства холодильников Haier в КИП «Мастер», также вызвавший много споров по поводу захода в регион прямого конкурента зеленодольского ОАО «ПОЗиС».

«В первую очередь нам нужно искать ниши на внутреннем рынке, китайцы и сами сейчас ориентированы на внутренний спрос, потому что внешний падает, идет замедление. И для нас, особенно в условиях санкций, классическое решение — опора на внутренний спрос», — отметил эксперт. Однако производственники, как отмечают в российской ТПП, даже не пытаются реально понять, какой сегмент рынка они способны захватить, в отличие от китайских производителей.

«Китайцы берут какую-нибудь штучку и начинают ее изучать, задаваясь вопросом: а сможем ли мы сделать лучше?, — рассказал о психологии азиатских бизнесменов Любомудров. — Был случай. Один из российских производителей посуды, работая в убыток и подойдя к банкротству, в результате чистки кадров и установки нового оборудования сумел себестоимость продукции сделать ниже китайской! Мы сами не верили, что такое возможно, но получилось. Между прочим, в Китае сейчас тоже зарплаты растут, издержки растут, процесс идет. Сейчас они вынуждены начинать тратить на экологию, на социальные программы. У них растет себестоимость, но для них этот тренд остается частью атакующей стратегии, чего нужно добиться и нашим предпринимателям».

В исполкоме Челнов пока никак не комментируют дальнейшие действия в отношении проекта «Шелковый путь»

Отметим, что в исполкоме города пока никак не комментируют дальнейшие действия в отношении проекта «Шелковый путь», однако недавно состоялась любопытная переписка Шайхразиева с одним из пользователей Twitter. alaer19: «Есть новости про китайский рынок?» Шайхразиев: «А какие там могут быть новости? Мы разрешения не давали и не собираемся!» alaer19: «Ну не знаю, например, где открывается китайский рынок…» Шайхразиев: «Не открывается». alaer19: «http://www.business-gazeta.ru/article/100168/ это про китайцев! А вы говорили нет!» Шайхразиев: «Я и сейчас говорю нет!» alaer19: «Но итог-то очевиден... Все равно заедут».

«НАДО ОТХОДИТЬ ОТ ТАКИХ ПОНЯТИЙ, КАК БРАТАНИЕ НАРОДОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online», оценивая возможное экономическое переориентирование России на Восток, тревожатся о том, как бы не расшибить лоб в импульсивном братском порыве.

Максим Петров — управляющий директор казанского офиса инвесткомпании General Invest:

— Считаю, что во внешней торговле, экономике и политике необходимо предпринимать шаги на развитие отношений. Но только во главу угла всегда ставить наши собственные интересы. Наверное, уже хватит быть простофилями, которые разбрасываются деньгами, создают выгодные условия и поступаются своей выгодой ради пустых слов и обещаний о дружбе, сотрудничестве, добрососедстве и так далее. Все это, в принципе, не покупается за деньги. Вот и не нужно покупать! Если обсуждается организация рынка сбыта импортной продукции, то кроме очевидной выгоды для той стороны должны быть не меньшие плюсы и для нас. Подход должен быть абсолютно прагматичным. Рабочие места, налоги, собственность, аренда, — если эти и другие моменты по проекту будут создавать для нас экономический эффект, то развивать такое дело нужно. А если это вода не на нашу мельницу, то нет.

Руслан Жуков — руководитель филиала компании «Финам» в Казани:

— Россия должна демонстрировать экономическую открытость не только крупным инвестиционным проектам, но и производственному среднему и малому бизнесу. Последнему, возможно, даже большую открытость ввиду большей мобильности и быстрой окупаемости. Другое дело, что надо отходить от таких понятий, как «братание народов» и целование в губы, как при СССР. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. А в качестве своих принципов наши власти должны обязательно указать на соблюдение всеми законов на территории России, независимо от национальности и толщины кошелька инвестора, а также не должны ущемляться принципы конкуренция для отечественного производителя.

Это непростой вопрос, но его решение должно быть найдено до того, как разворачивать экономическую политику на Восток. Иначе опять мы получим Черкизон. Экономический прагматизм в крупных проектах в отношениях с восточными соседями, импорт технологий и налаживание массовых экономических производственных связей на уровне малого бизнеса — вот основа политики на востоке при строгом соблюдении законов России.

«НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ BOEІNG,
GOOGLE ИЛИ APPLE КОНТРОЛИРОВАЛИСЬ БЫ ИНОСТРАНЦАМИ»

Сергей Майоров — председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций Набережных Челнов:

— Сотрудничество с Востоком — не новое направление для нашей страны. В условиях растущей напряженности отношений с США и Европой мы видим, что они наращивают силу своих санкций, им вовсе не нужна сильная Россия — у нас и выхода-то другого нет, как сотрудничать со странами БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества. Это, кстати, не только наше желание, но есть и ответное движение от этих стран. Мир становится совсем другим, сегодня у США с Европой все меньше возможностей включить такие санкции, которые могли бы серьезно повлиять на то, чтобы в России создать экономические трудности. Мир становится многополярным, и это хорошо. Как всегда бывает, у всякой медали две стороны. Именно из-за санкций Запада у руководителей нашей страны начала укрепляться мысль, что пора у себя делать независимую конкурентную промышленность. За последние годы мы подрастеряли свой потенциал, очень сильно интегрировались в мировую систему и стали более уязвимыми для экономических санкций, чем, скажем, СССР в 80-х годах.

Что касается форм сотрудничества, то китайский рынок, о котором ходит столько разговоров в последнее время в Челнах и в целом по республике, это не есть очень хороший пример. Если мы китайцам скажем, мол, забирайте наши рынки, они их заберут, а вернуть их обратно, мягко говоря, будет очень проблематично. Если вообще мы сможем это сделать! Конкурировать с их дешевизной крайне тяжело для всего мирового рынка, а не только для России. Поэтому, как мне кажется, тут должно присутствовать государственное регулирование. Контроль над промышленностью не стоит терять, а то есть примеры некоторых стран, которые вроде как суверенны, но свою экономику они практически не контролируют. А в чем тогда суверенность? Мы должны кооперироваться, идти по пути привлечения инвестиций, но это нужно делать осторожно, особенно с китайцами, потому что они являются с финансовой точки зрения очень состоятельными партнерами, они в этом плане мощнее нас. Не нужно ориентироваться только на них. Если есть китайские инвесторы, пусть также будут и японские, и из других стран.

Ян Ваславский — директор Института международных отношений и управления МГИМО:

— Азиатский вектор является в настоящее время одним из ключевых во внешней политике России. Экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона — это более половины мирового ВВП. Прежде всего это реально растущие рынки, несмотря на все кризисные явления, которые мы наблюдаем в мировой экономике. Эти рынки еще не насыщены в полной мере, и потребление в них будет расти. По этой причине Россия абсолютно правильно рассматривает китайское направление сотрудничества как одно из наиболее перспективных.

Я считаю, что торговля на рынках должна строиться не на основе этнической принадлежности, а на основе конкурентоспособности товаров и их стоимости. Регулирование межэтнических отношений — это один из важнейших вопросов внутренней политики в РФ, и не следует допускать формирования Чайна-таунов и прочих этнических городков в российских регионах. Что касается подхода к созданию производств с зарубежными инвестициями на территории России, то мне видится, что иностранные инвестиции приветствуются, но в разумных пределах, в зависимости от отрасли. Если эти отрасли не имеют решающего значения для обороноспособности страны и ее национальной безопасности, то можно работать с иностранным капиталом на равноправных и взаимовыгодных условиях.

Просто невозможно представить себе, что, скажем, американские Chevron, ExxonMobil, Boeing, Lockheed, Google или Apple контролировались бы иностранными инвесторами. Американское правительство этого никогда не допустит. Все понимают, какой это ущерб может нанести обороноспособности государства. В любом случае у великой державы, которой является Россия, всегда должен быть собственный научно-технический потенциал, кадровые ресурсы и технологии, по меньшей мере, в жизненно важных отраслях. Поэтому наш интерес — максимально задействовать наш капитал и наших специалистов.

Думаю, что вслед за заявлениями о том, что мы, к примеру, отказываемся от американского программного обеспечения, стране нужно принимать конкретные программы развития целых отраслей. Нам нужно добиться реального повышения качества отечественных товаров, а не просто повышения показателей сбыта на волне патриотизма и изменения валютных курсов. Введение санкций ни в коем случае не означает изоляции — те же страны группы БРИКС, например, заявили, что не одобряют санкции Запада и не поддерживают позицию его лидеров по отношению к России.