«ТАТСПИРТПРОМ» С ИММУНИТЕТОМ К СПАДУ

Сегодня ОАО «Татспиртпром» раскрыло собственный финансовый результат за 2013 год, который оказался лучшим за последние годы. Как следует из опубликованной бухгалтерской отчетности предприятия, его выручка выросла на 47% — с 5,01 млрд. рублей в 2012 году до рекордных 7,39 млрд. рублей в 2013 году. Производство товарной продукции в стоимостном выражении увеличилось на 41,5% — с 5,8 млрд. рублей за 2012 год до 8,2 млрд. рублей за 2013 год. При этом в натуральном выражении рост составил 27%, другими словами, прибавка 13,5% — исключительно ценовой фактор.

Позитивная динамика татарстанского ликеро-водочного гиганта тем более удивительна, что по итогам минувшего года в России наблюдается повсеместное снижение объемов производства водки — сократили выпуск все крупнейшие производители, в том числе компании «Синергия», «Русский алкоголь», «Омсквинпром». Более того, официальные продажи ликеро-водочных изделий упали в 65 регионах из 83, в том числе в РТ. Напомним, по итогам 2013 года белый рынок алкоголя в РТ серьезно просел. Легального спиртного в РТ выпили на 970 дал меньше, то есть на 13%, а водки — на 1 млн. дал, это минус 24%. Лидерами снижения стали Атнинский район — 25%, Буинский, Кайбицкий, Рыбно-Слободский, Спасский районы — 23%, а также Дрожжановский, Тюлячинский и Чистопольский районы. Одна из причин — рост продаж нелегального алкоголя. Доля контрафакта на рынке — не менее 10%, а водки — до 20%, считают в Госалкогольинспекции. В ходе проверок 3 млн. дал алкоголя признаны не соответствующими требованиям ГОСТа, безопасности и легальности не соответствуют чуть более 68 тыс. дал алкогольной продукции. В общем объеме забракованного алкоголя на виноградные вина приходится 46%, 15% — на водку, 14% — на коньяки, 9% — на шампанские и игристые вина.

111.jpg
Крупным партнером «Татспиртпрома» стала Крымская водочная компания, с которой предприятие Гиоргия Куприянова начало сотрудничество еще в 2012 году

Общий объем производства водки в России сократился в прошлом году на 12% до 85,69 млн. дал. И «Татспиртпром» оказался чуть ли не единственным из крупнейших игроков, кто продемонстрировал рост показателей. В результате ТСП занял третье место в рейтинге крупнейших производителей водки в РФ с долей рынка в 10% и объемом в 8,7 млн. дал. Объем производства спирта в РФ по итогам года снизился до 46,17 млн. дал, что составляет 96% к уровню 2012 года. Тут «Татспиртпром» занимает 9-е место с объемом производства 1,9 млн. дал и долей на рынке в 4%. Основная причина снижения объемов производства водки в РФ связана с ростом ставки акциза с 1 января 2013 года. Это привело росту минимальной розничной цены на 36% (!) — со 125 рублей до 170 рублей за 0,5 литра. В среднем по России объем розничных продаж водки по итогам года сократился на 10 - 20%. В то же время снижение объемов производства спирта менее значительно, что свидетельствует о росте незаконного производства водки в России.

К сожалению, получить комментарий ОАО «Татспиртпром» газете «БИЗНЕС Online» не удалось.

ЭКСПАНСИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАТАРСТАНА И КРЫМСКИЕ ДРУЗЬЯ «ТАТСПИРТПРОМА»

Ведущими марками, по сути, «вытянувшими» ТСП на падающем рынке, стали «Граф Ледофф» — 30% (1,25 млн. дал), «Усадская Хлебная» — 12% (516 тыс. дал) и «Старая Казань» — 10% (430 тыс. дал), которые в сумме дали 52% от всей реализации собственных брендов.

Производство и реализация алкогольной продукции
ОАО «Татспритпром», тыс. дал

Показатели

2012

2013

Абсолютное изменение

Темп прироста, в %

Производство алкогольной продукции

7071

9445

2374

33,6

в т.ч. водка

6429

8672

2243

34,9

Реализация алкогольной продукции

7220

9414

2194

30,4

в т.ч. отгрузка в РФ

2167

3320

1153

53,2

в т.ч. экспорт

36

20

-16

-44,4

Доля реализованной за пределы РТ продукции в натуральном выражении выросла на 5 п.п. — с 30,5% в 2012 году до 35,5% в 2013 году.

Как известно, в ТСП в последние годы делают большую ставку на производство контрактной (лицензионной) продукции. За 2013 год были заключены договора по лицензионному розливу продукции с такими компаниями, как «Немирофф» (14 наименований продукции), «Галакта» (по новым товарным знакам), «Сандэй», «Вектор», «РК-Алко» (новый товарный знак), «Государев стандарт».

Что интересно, крупным партнером «Татспиртпрома» стала Крымская водочная компания (КВК), с которой предприятие начало сотрудничество в 2012 году. Тогда в июле в Доме правительства Татарстана генеральный директор КВК Джонатан Вейл, владелец инвестиционной компании Eastern Beverage Company S.A. Нил Смит и генеральный директор ОАО «Татспиртпром» Гиоргий Куприянов подписали протокол о сотрудничестве, согласно которому на базе Казанского ликеро-водочного завода должна была производиться продукция КВК — водка Medoff, «Березовые бруньки», «Мърная», которые относятся к среднему ценовому сегменту. После этого в том же году премьер-министр и председатель совета директоров ТСП РТ Ильдар Халиков еще раз встречался со Смитом. По сообщению пресс-службы президента РТ, тогда на встрече глава инвесткомпании Eastern Beverage Company S.A. сообщал о намерении инвестировать в строительство стекольного завода в РТ. Однако в дальнейшем о продвижении проекта не сообщалось.

Владельцем КВК являлся депутат парламента автономии Партии регионов Андрей Охлопков. В 1990-х годах он участвовал в создании в Крыму водочной компании «Союз-Виктан», которой принадлежат водочные заводы в Симферополе и Московской области. После того как в 2009 году в отношении «Союз-Виктана» была открыта процедура банкротства, симферопольский завод взяла в аренду Крымская водочная компания, а завод в Подмосковье — компания «Алко-Рос». В 2011 году КВК полностью приобрела люксембургская компания Eastern Beverage Company S.A., принадлежащая британскому бизнесмену Смиту. По итогам 2012 года выручка КВК составила 2,3 млрд. грн (9 - 10 млрд. рублей), прибыль — 94,4 млн. грн (370 - 400 млн. рублей).

При этом по итогам 2013 года наблюдается рост объемов реализации собственных брендов ОАО «Татспиртпром» в РФ: 142% к уровню 2012 года.

Основной объем реализации в РФ приходится на три бренда: водки «Граф Ледофф» (787 тыс. дал), «Тундра» (139 тыс. дал) и «Старая Казань» (111 тыс. дал).

Безимени-2.jpg

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОВЫЕ АКТИВЫ

Несмотря на весь позитив в сфере производства ликеро-водочных изделий и выручки, себестоимость производства в ТСП прибавила еще больше: плюс 61,7% до 5,9 млрд. рублей по итогам 2013 года за счет материальных затрат. Валовая прибыль завода увеличилась на 7,3% — с 1,3 млрд. рублей за 2012 год до 1,4 млрд. рублей за 2013 год. Коммерческие расходы прибавили 19%, что логично при таком росте выручки. В итоге операционная прибыль прибавила только 4% до 1,08 млрд. рублей по итогам 2013 года.

Практически все преимущество операционного результата (41 млн. рублей) было поглощено приростом процентных выплат (37 млн. рублей). Хотя как таковые займы и кредиты ТСП в сумме уменьшились на 7,6% — с 3,4 млрд. рублей в 2012 году до 3,15 млрд. рублей в 2013 году. Впрочем, кредиторская задолженность предприятия выросла на 57,7% до 4,75 млрд. рублей.

Существенное подспорье компания получила от прочих доходов. Завод получил имущество на 730,6 млн. рублей, при том что сам передал безвозмездно только на 192,4 млн. рублей. Плюс в 2013 году было восстановлено из резерва по сомнительным долгам 191 млн. рублей, что на 109 млн. рублей больше, чем в 2012 году.

В свою очередь, потратиться в прочих расходах пришлось на такую не часто используемую статью, как ретро-скидка (скидка, предоставленная уже после реализации товара) в сумме 387,5 млн. рублей.

В целом отрицательное сальдо прочих расходов и доходов 165 млн. рублей за 2012 год сменилось положительным сальдо 67 млн. рублей за 2013 год.

Прибыль до налогообложения выросла на 36,7% — с 670 млн. рублей в 2012 году до 916 млн. рублей в 2013 году.

И на последнем этапе ТСП использовал свои налоговые активы на сумму 65,3 млн. рублей, за счет чего уменьшил налог на прибыль. В итоге чистая прибыль «Татспиртпрома» взлетела на 71,3% — с 464 млн. рублей по итогам 2012 года до абсолютного рекорда в 795 млн. рублей по итогам 2013 года.

Безимени-3.jpg

КАК ПОМОГЛИ ТАТАРСТАНУ

Результаты работы и перспективы «Татспиртпрома» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА):

— Среди лидеров рынка рост объема производства зафиксирован только на «Татспиртпроме», потому что Татарстан с середины 2012 года привлек — а точнее, для республики привлекли на государственном уровне — такого производителя водки по контракту, как Крымская водочная компания. В статистике по объемам производства водки идет сравнение в целом 2013 года с 2012 годом. А в 2012 году Крымская водочная компания заказывала у «Татспиртпрома» производство водки только во втором полугодии.

Пока общий объем производства «Татспиртпрома» более чем на 50 процентов зависит от заказов на розлив водки для других компаний. И только Крымская водочная компания занимает в этих 50 процентах около 40 процентов! Другие компании с небольшими заказами — в основном для продажи продукции на закрытом татарском рынке. На «Татспиртпроме» свою продукцию разливают «Русский алкоголь», «Синергия». Татарстанский рынок закрытый, и эти компании вынуждены были заказывать у «Татспиртпрома», чтобы продавать свою продукцию в республике. Вроде бы теперь эта продукция почти родная, ее не «драконят» и не изгоняют из региона. Сегодня больше половины водки «Татспиртпрома» производится по заказам других компаний, лишь небольшая часть такой «чужой» водки продается в республике. Основную часть продукции забирают и вывозят в другие регионы. Этим и объясняется взлет «Татспиртпрома» по сравнению с другими производителями алкоголя.

В этом году, думаю, у «Татспиртпрома» будет падение производства на 10 процентов. Не исключено, что Крымская водочная компания прекратит или резко сократит заказы по причине того, что базовое производство у этой компании находится в Крыму, который стал теперь российским. С другой стороны, Украина из Крыма может и не допускать алкогольную продукцию.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— В целом представленная отчетность выглядит достаточно позитивно, в первую очередь в операционном плане. Так, можно отметить выдающийся рост выручки на 47 процентов, что является рекордным для компании показателем за последние годы. Одновременно динамика рентабельности бизнеса не столь выразительна. На фоне значительного расширения себестоимости валовая маржа даже умеренно сократилась. Полагаю, рост себестоимости связан с модернизацией и расширением производства готовой продукции, что в дальнейшем должно оказать положительное влияние на маржинальность. В то же время значительного роста чистой прибыли удалось достичь за счет расширения прочих доходов и сокращения прочих расходов, этот позитивный тренд, судя по всему, объясняется прежде всего изменением структуры бизнеса, дополнительными доходами от партнерских проектов и в целом реализацией ранее декларированной стратегии повышения эффективности группы.

Основные экономические показатели ОАО «Татспиртпром»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013 к 2012

Относительное изменение, %

Выручка от реализации, млн. руб.

5013

7385

2372

47,3

Себестоимость, млн. руб.

3693

5971

2278

61,7

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,737

0,809

0

9,8

Валовая прибыль, млн. руб.

1319

1415

96

7,3

Коммерческие расходы, млн. руб.

283

337

54

19,1

Операционная прибыль, млн. руб.

1036

1077

41

4,0

Проценты к уплате, млн. руб.

201

238

37

18,4

Прочие доходы, млн. руб.

826

1588

762

92,3

Прочие расходы, млн. руб.

991

1521

530

53,5

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

464

795

331

71,3