«АМЕРИКАНСКИЕ СИЛОВИКИ СТАВЯТ КРЕСТ НА АМЕРИКАНСКОМ ПО...»

Сегодня министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что «американские силовики ставят крест на дальнейшем использовании программного обеспечения и оборудования из США в государственном и окологосударственном секторе России». Эту реплику министра можно прочитать в его в Instagram. Таким образом Никифоров отреагировал на первополосную публикацию в The Wall Street Journal, в которой говорится про начало масштабной информационной разведки со стороны США в отношении России. Скриншот полосы он выложил в своем Twitter.

Что же так задело Никифорова?

В статье автор анализирует причины провала американской разведки в Крыму, так и не сумевшей связать так называемых «вежливых людей» — вооруженных с головы до ног бойцов без опознавательных знаков — с российской армией. Представители американской разведки полагают, что россияне учли возможность наблюдения со стороны США и изменили обычным методам коммуникации. Но при этом спецы так и не определили, каким же образом Россия спрятала свои военные планы от прослушки цифрового и электронного коммуникационного оборудования. Источники влиятельного американского издания не исключили даже, что это свидетельствует о том, что российские технологии в разведке и контрразведке опережают западные.

То, что это могло и вовсе не быть российскими военными планами, о чем говорил президент РФ Владимир Путин во время одной из пресс-конференций, автор даже не упоминает. Вероятно, в США никто не сомневается: «вежливые люди» — однозначно российские военные. Но тогда откуда они там взялись и как? Непонятно. То ли личный состав Черноморского флота оказался сверхкомпетентным, то ли «вежливые люди» капельно просочились в Крым. В таких догадках теряются источники газеты.

Возможно, провал спецслужб был связан с тем, что американская разведка куда большее внимание в последние годы уделяла проблемам на Ближнем Востоке, в Северной Корее, Иране или Афганистане, упустив из виду то, что происходит в Европе. Так или иначе, но все, что смогла перехватить «цифровая разведка» американцев, так и не дало возможности сделать вывод о сути событий. И в целом косвенно эти заявления позволяют говорить о том, что усилия спецслужбы прилагали немалые.

Российские лидеры сознательно избегали общения о предстоящем вторжении либо нашли способ делать это, не засветившись, приходит к выводу газета. А внутри Крыма было реализовано то, что официальные лица США описывают как «экстраординарную дисциплину»: перехваченные американским шпионажем реплики не показали никаких намеков на планы вторжения, с ноткой разочарования пишет автор статьи. По-видимому, речь тут идет как раз о странных «вежливых людях», официально установить принадлежность которых к России, что бы ни говорили СМИ, все же так и не удалось.

В своем Instagram Никифоров написал, что американские силовики «ставят крест на дальнейшем использовании программного обеспечения и оборудования из США в государственном и окологосударственном секторе России»
В своем Instagram Никифоров написал, что американские силовики «ставят крест на дальнейшем использовании программного обеспечения и оборудования из США в государственном и окологосударственном секторе России»

Но, вероятно, не это разочарование вызвало реплику Никифорова, а, скорее, спешные планы американцев закрыть «информационный разрыв» и расширить перехват коммуникаций путем спутникового слежения на территории всей России, Украины и Прибалтики. Американские чиновники надеются на всплеск активности аналитиков и агентуры, что даст возможность улучшить отслеживание коммуникации российских военных и позволит США предсказать действия Владимира Путина до того, как президент РФ что-либо сможет предпринять в будущем.

 Публикация в The Wall Street Journal, в которой говорится про начало масштабной информационной разведки со стороны США в отношении России
Публикация в The Wall Street Journal, в которой говорится про начало масштабной информационной разведки со стороны США в отношении России

УРОВЕНЬ РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ IT-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫСОК, НО...

Реплика Никифорова в соцсетях, собственно не содержащая в себе никаких призывов, в свете тревожного информационного фона последнего времени вызвала шквал откликов. Самые частые — в духе «не планируете ли вы отказаться от iPhone», хотя, разумеется, звучат и предложения разработать российское программное обеспечение. Сам министр в ответ на twitter-запрос «БИЗНЕС Online» не нашел возможности отреагировать и пояснить, какую альтернативу он видит американскому ПО и оборудованию.

Эксперты в СМИ ехидно отмечают, что реплику в Instagram Николай Анатольевич «запостил» с «яблочного» телефона, и напоминают, что российское чиновничество сплошь и рядом щеголяет гаджетами с соблазнительным логотипом надкушенного яблока, не говоря уже об имеющих место госзакупках американского оборудования.

Вопрос это очень сложный, отмечает советник мэра Казани по IT-сфере Дмитрий Еремеев. Он полагает, что полностью отказаться от «софта и железа» не получится. Но снижать риски за счет максимального использования свободно распространяемого ПО — мера очень разумная.

— Правда, ходили слухи, что были предложения ввести санкции и в отношении наиболее распространенных свободных лицензий, не распространяя их действия на Россию, но мне это кажется сомнительным, — добавил Еремеев. — На мой взгляд, важно оценивать риски тех или иных действий. И если есть экспертиза и понимание процесса, что сырье поставляется без «закладок», то его стоит использовать, тем более если качественной альтернативы просто нет.

Что же до уровня экспертов в области IT-безопасности, то в России он действительно очень высок. Программисты-россияне по-настоящему талантливы, и это сильный ресурс. Если государству удастся создать экосистему, направленную на системные преобразования, то со временем мы сможем снизить риски использования зарубежного ПО, а возможно, и железа к минимуму.

— Только в этом направлении нужна постоянная работа. Очень не хочется, чтобы рубили с плеча, заменяя эффективное решение нерабочим продуктом без учета экономического эффекта, — подчеркнул эксперт.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОБСТВЕННОРУЧНО СТАВЯТ ОТМЕТКУ «ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ»

Между тем сами интернет-компании, как бы повышая уровень сервиса для пользователя, на самом деле создают инструменты для электронной слежки. И результаты работы таких сервисов становятся весьма «вкусными» для правительств.

— Огромное количество личной информации, которую компании, подобные Google, хранят в силу особенностей своей деятельности, стало особо ценным для полиции и правительства, — отмечает коммерческий директор ЗАО «ТаксНет-Сервис» Руслан Якупов. — Интернет-компании, такие как Google, Twitter и Facebook, все больше подвергаются надзору со стороны правоохранительных органов.

Тот же Facebook внедрил алгоритм, позволяющий отслеживать дальнейшие передвижения пользователя по интернету, даже если он уже вышел из системы Facebook, рассказал Якупов. Не так давно и Google ввел забавный виджет, который якобы повышает позиции сайтов в выдаче (кнопка «мне нравится +1»). Таким образом, все больше сайтов добавляют себе этот виджет, а пользователи не стесняясь кликают на него, тем самым собственноручно ставят метку: «Здесь был Вася».

— Что касается альтернативы программного обеспечения, то история эта началась с концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации, — добавил Якупов, заметив, что альтернативой американскому оборудованию может быть, допустим, YotaPhone. — Первый официальный документ в российской нормативной практике, вводящий понятие свободного программного обеспечения, опубликован в 2008 году. По планам и Татарстан выступал пилотным регионом, где планировалось внедрение СПО в учебных заведениях в 2009 году.

Идея же создания российского национального интернет-браузера также возникла в 2009 году. Планировалось, что новый веб-браузер можно будет использовать прежде всего для нужд военной промышленности и обороны. Но каково положение дел в его разработке, эксперту ничего не известно.

«ТАКОЙ БОЛЬШОЙ СТРАНЕ, КАК РОССИЯ, С ЕЕ ОГРОМНЫМ РЫНКОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ НУЖНЫ СВОИ IТ-ГИГАНТЫ»

Программисты же, далекие от политики, и вовсе с трудом представляют альтернативу популярным и всем известным системам.

— На самом деле очень сложно представить, что мы будем делать без американского программного обеспечения, — разводит руками Ренат Асхадулин. — К сожалению, наш рынок практически не может предложить ничего толкового взамен. Конечно, как ни крути, у любой программы есть свой аналог, возможно, это может быть Китай. Не исключаю и Linux, но это настолько непростая и непривычная для большинства пользователей оперативная система... Честно говоря, даже многие программисты в ней не очень, тем более чиновники. Видимо, теперь появился повод сделать и наши ПО доступными и понятными.

О переходе на ПО с открытым кодом говорит и гендиректор ООО Engate Сергей Колотовченко. Такое ПО пишут, что называется, всем миром, в том числе и американцами. Но поскольку исходный код доступен каждому, его легко проверить на наличие закладок, владея определенными навыками. Так что с заменой ПО на открытое проблем эксперт не видит, за исключением переобучения персонала.

— Альтернатива коммерческому ПО всегда была — это Open Source Software, программное обеспечение с открытым кодом, — пояснил Колотовченко. — Оно бесплатно, развивается мировым сообществом. Практически любой современный Linux-дистрибутив (Ubuntu, Mint, Fedora и прочие) предоставляет все необходимое для офисного и домашнего использования «из коробки». Есть отечественные дистрибутивы, например, Astra Linux Special Edition сертифицирована ФСБ России. То есть заменить закрытое ПО от Microsoft можно легко. А вот замена оборудования практически невозможна: в России просто нет соответствующего производства.

По мнению Дениса Кускова — генерального директора Telecom Daily, это «непродуманная реакция профильного министра». «У нас нет ничего собственного и никогда не было, и он это понимает, поэтому такой патриотизм не нужен. Если не учитывать сегментные программы типа «-Парус», «Кодекс», то у нас нет чего-либо, чем было бы можно заменить Windows, Office. Альтернативы на сегодня нет, поэтому будем пользоваться тем, что есть», — полагает он.

— Конечно, это возможно, но пока только теоретически. Уверен, что отказаться от популярных используемых продуктов (как с точки зрения операционных систем, так и программных продуктов) в короткие сроки будет проблематично. Альтернативы есть, но они не особенно популярны и не столь унифицированы, — не соглашается с Кусковым Антон Грачев, директор IT-парка в Казани. По его словам, «закладок» слишком много. «Сегодня почти все программные продукты собирают данные «для улучшения качества работы систем», и контролировать их работу почти нереально. Единственный верный путь — работать с устройства в оffline, вообще никогда не выходя в интернет, что в наше время практически невозможно», — считает эксперт. В альтернативу популярным устройствам на iOS, по мнению Грачева, есть множество планшетов китайских производителей, но они также в большинстве своем работают под привычными операционными системами. А вот с сотовыми телефонами ситуация чуть лучше — новинка от Yota (YotaPhone) вышла как нельзя кстати. «А вообще хорошо, что происходят такие встряски. Они напоминают нам о том, что такой большой стране, как Россия, с ее огромным рынком потребления нужны свои IТ-гиганты», — добавляет он.