Est-Club.jpg
Отреставрированное здание «Восточного клуба» органично вписывается в ансамбль Старо-Татарской слободы

МЕЧТА МАРСЕЛЯ САЛИМЖАНОВА

Первым о том, что в Казани нужно создать музей истории татарского театра, заговорил многолетний главный режиссер ТГАТ им. Камала Марсель Салимжанов. Он заразил это идеей Шамиля Закирова, который был в то время директором театра. По мнению Салимжанова, такой музей должен был включить в экспозицию не только историю татарского театра в Казани, но и рассказ о татарских труппах в разных городах. Ведь если посмотреть генеалогическое древо, от первой татарской труппы в Казани идут десятки «веточек».

Увы, начать работу над музеем стало возможным уже после того, как Салимжанов ушел из жизни. Не дожил до создания экспозиции и Закиров. Идею подхватили новые директор Камаловского театра и главный режиссер — Ильфир Якупов и Фарид Бикчантаев.

Марсель Салимжанов
Марсель Салимжанов

Помещение было подобрано вполне закономерно — бывший «Восточный клуб», где некогда собиралась татарская интеллигенция Казани. ООО «Сиб-Булгар» с подачи правительства РТ отреставрировало особняк по ул.Татарстан, 8. Стоимость работ составила 60 млн. рублей. Дом этот, являющийся памятником архитектуры и истории, министерство культуры передало сейчас в оперативное управление театру им. Камала.

«Здание восстановлено, фундамент не разрушали, работы было вести трудно, потому что рядом Кабан и Булак, почва сложная. Стены были старые, шаткие, к сожалению, не удалось из-за слабости перекрытий сохранить сцену, но реставрацию здания тем не менее провели профессионально», — комментирует работы нынешний директор ТГАТ им. Камала Якупов.

ЗДЕСЬ ШЕЛ «БАНКРОТ», ЧИТАЛ СТИХИ ТУКАЙ

Наверное, выбрать более «намоленное» место в Казани было бы просто невозможно. Если установить мемориальные доски всем выдающимся представителям татарской культуры, что бывали в «Восточном клубе», не хватит фасада здания. Структура клуба может вызвать не только уважение, но и зависть, к сожалению. Сейчас в Казани, увы, нет таких мест для интеллигенции.

«Восточный клуб» был открыт в конце 1906 года. Руководство им осуществлял совет старейшин, председателем которого долгие годы был известный просветитель Ибрагим Терегулов. Кроме него в совет входили историк Г. Ахмеров, языковед М. Курбангалеев, драматург Г. Камал, писатель Ф. Сайфи, журналисты Г. Карим, А. Мустафин, А. Урманчеев, А.-Г. Хасани, Г. Шараф, Ш. Ахмеров и другие.

На первом этаже дома располагались правление клуба, гардероб и касса, на втором — зрительный зал на 150 человек с просторной сценой, комната для игры в лото и библиотека с читальным залом (заведующий Г. Шараф). Это был и кружок по интересам, и диспут-клуб, и литературно-музыкальный салон одновременно.

Театральная труппа «Саяр», 1907-1908 гг.
Театральная труппа «Саяр», 1907 - 1908 гг.

При клубе образовалась театральная труппа «Саяр». Спектакли ставились как на татарском («Банкрот», «Тайны нашего города», «Несчастный юноша», «Бедный ребенок» и др.), так и на русском языках. В неделю показывали по два спектакля. При клубе был и свой струнный оркестр.

Посетителями этого заведения являлись писатели, поэты, журналисты, издатели, студенты, курсистки, учителя, приказчики и другие казанцы. Ограничений в стиле одежды не было. Одевались как в национальные татарские костюмы, так и по последней европейской моде. Но обязательным элементом одежды был головной убор: для мужчин — каляпуш (тюбетейка), для женщин — калфак.

В разные годы в работе клуба принимали участие литераторы Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Камал, С. Рамиев, Г. Кулахметов, С. Рахманкулов, Н. Юшков, артисты Г. Кариев, С. Гизатуллина-Волжская, В. Муртазин-Иманский, музыканты В. Апанаев, И. Галиакберов, Г. Зайпин и другие. Созвездие имен!

House-2.jpg
Дом Апанаевой до реставрации

КАК ГРИМИРОВАЛСЯ ШАУКАТ БИКТЕМИРОВ

Самые известные театральные музеи — это Бахрушинский в Москве и театральный музей Санкт-Петербурга. Экспонаты там собраны уникальные, экспозиции интереснейшие, но это в основе своей — традиционные музеи. Камаловцы же решили, что театральный музей — это музей атмосферы, музей настроения, музей, где пробуждаются эмоции. И начали искать, кто им может помочь воплотить идею.

Ближе всех к их замыслу оказался музей воды в Санк-Петербурге. Фирма, строившая экспозицию этого музея, и создала то, что увидят поклонники театра в Казани. Задача была непростая — уложить огромный пласт меняющейся информации.

Вот, например, актерская и режиссерская зона, здесь в мультимедийной книге можно посмотреть видео. Например, увидеть нужный спектакль и даже узнать, когда и где он игрался. Здесь же — пять зеркал. Четыре из них обычные, а пятое — интерактивное, в нем сначала можно увидеть себя, а затем на зеркальной поверхности появится артист, и, как по мановению волшебной палочки, пойдет видео с его ролями. То же самое и с витриной с костюмами — их можно будет видеть в одной витрине десятки.

«Для того, чтобы перестроить экспозицию, не нужно будет тратить деньги, и выстраивать ее заново. Достаточно будет скачать информацию с флешки, каждый новый спектакль будет попадать в музей», — комментирует Якупов.

У посетителя музея, например, будет возможность смотреть и слушать спектакли, не мешая остальным. Для этого только нужно подойти к витрине, взять крошечный микрон и вставить его в ухо. Будет и сцена, вместо прежней на втором этаже, которую не удалось сохранить, она теперь разместится на первом.

Одна из интереснейших зон — зона гримерных. Четыре гримировальных столика, четыре зеркала. Садишься за столик, смотришь в зеркало и видишь, например, как Шаукат Биктемиров превращался в старика из деревни Альдермеш. Или как Искандер Хайруллин становится принцем Калафом, жаждущим любви Турандот.

«У нас такое богатое собрание видеоматериалов, они так интересны, что мы просто обязаны показать их зрителям», — полагает Якупов.

Ильфир Якупов
Ильфир Якупов

ЦЕНА ВОПРОСА — 27 МЛН. РУБЛЕЙ

Итак, здание готово, осталось выстроить экспозицию. Цена вопроса — 27 млн. рублей. Если они появятся, музей может открыться уже через год. Концепция его уже готова, посмотреть видеопрезентацию, где все разложено буквально по полочкам, можно в любую минуту. Но 27 млн. — это практически уже самое последнее вливание, потому что экспозицию, а ее обновление в обычных музеях иногда обходится в 200 - 300 тыс. рублей, менять уже не нужно. Обновление будет элементарным — новые файлы, закачанные в систему.

За рубежом таких музеев много, в России практически нет, а если говорить о музее театральном, то он вообще будет единственным. По расчетам, если такой музей заработает, он сможет приносить прибыль в 2,5 млн. рублей в год, так что постепенно вложения окупятся.

То, что он будет посещаться, можно сказать наверняка — здание бывшего «Восточного клуба» находится в Старо-Татарской слободе, месте, которое с интересом посещают туристы. Да и казанские театралы без внимания его не оставят. Есть еще один положительный прогноз — посещение всех казанских театров после открытия такого музея может возрасти на 5%.

Кстати, на первом этаже нового музея планируется разместить традиционную чайную. И еще билетную кассу. Здесь будут продавать билеты во все казанские театры.