Рамиль Мифтахов
Рамиль Мифтахов

В БРАЗИЛИЮ — НА ФУТБОЛ

На этой неделе в Москве прошли две крупных международных выставки, на которых был широко представлен Татарстан. «Интурмаркет-2014» проходил с 15 по 18 марта и больше ориентирован на внутренний рынок. MITT напротив, на международный.

Это не инвестиционные выставки, там контрактов никто не заключает. Тогда почему для нас важным было участвовать в них? Дело в том, что в туризме важен личный контакт. Для нас важно лично знать принимающую сторону, чтобы при возникновении вопросов все это решать оперативно. Когда вы собираетесь покупать машину, выбираете модель, то по интернету можно узнать обо всех ее опциях, достоинствах и недостатках. Роль менеджера в автосалоне не так важна в данном случае. Туристический же продукт состоит из массы тонкостей. Начиная от гостиниц и экскурсий, заканчивая особенностями конкретной страны и местной кухни. Всю эту информацию можно прочитать в интернете, но более качественно расскажет только тот человек, который там живет. То есть тут закладываются личные контакты.

Я, к примеру, встречался с представителями компаний из Бразилии, которые занимаются чемпионатом мира по футболу. Обсудили возможности инфраструктуры, как все организовано — и теперь можно спокойно отправлять казанских туристов на мундиаль. В столице Татарстана, кстати, со стороны болельщиков есть постоянный спрос на подобного рода путешествия.

В туриндустрии сегодня все разговоры только о присоединении Крыма к России и возможных санкциях. Пока российские туроператоры, которые занимаются отправкой туристов в Европу, санкций в отношении обычных людей по выдаче виз не ожидают. Не знаю, как будет ситуация развиваться дальше, но пока все идет в обычном режиме. Кстати, Крым довольно широко был представлен на МITT, видимо, для российского потребителя курорт хорошо знаком, а вот для остальных стран пока не особо.

МОРЕ ПРОДАВАТЬ ЛЕГЧЕ

У Татарстана на «Интурмаркете» был большой стенд в рамках экспозиции «Большая Волга». В прошлом году мы выставлялись в рамках совместной экспозиции «Три столицы России», а сейчас совместно с другими волжскими городами. Надо сказать, что операторы из других регионов проявили высокий уровень заинтересованности к нашему продукту. Мы рассказывали, какая жизнь в Казани после Универсиады, какое наследие нам досталось.

Республика сегодня ярко позиционирует себя на внутренне рынке. Но мне кажется, сейчас можно более агрессивно продвигать Казань, ибо санкции и повышение курса валют могут дать рост турпотока внутри страны. Для туристов это может стать лишним поводом приехать в Казань как на выходные, так и на недельку.

Мы, конечно, выгодно отличаемся на фоне многих регионов. Татарстан имеет колоссальный культурно-этнический потенциал, сочетание религий, город с тысячелетней историей, национальная кухня — здесь есть что продвигать. И в совокупности с развитой инфраструктурой это дает положительный образ республики на общем российском рынке и ставит нас на один уровень с Москвой и Санкт-Петербургом. Партнеры это признают.

Краснодарский край на выставке по традиции был представлен большим блоком. Естественно, прежде всего это море. Его легче продавать и построить тур-продукт. От самолета на автобусе до гостиницы и до пляжа. Города в плане экскурсионного туризма продавать гораздо сложнее. Потом что вкусы у всех разные.

У многих регионов есть хороший потенциал, но отсутствие условий для туристов мешает их развитию. Взять ту же Самару. Куда турист идет первым делом? Конечно, на набережную. А что еще посмотреть, люди не знают. Или взять тот же Алтайский край. Там действительно прекрасная природа, но разбитые дороги, отсутствие современного аэропорта. А туристы у нас привыкли к комфорту. Кто захочет добровольно в отпуске 8 часов трястись в разваливающемся автобусе по ухабам? К примеру, казанцу отдохнуть на Байкале выйдет дороже, чем в Европе. Прямых рейсов до Барнаула у нас нет, это нужно будет лететь через Москву.

Стенд Татарстана на MITT

КИТАЙЦЕВ МОЖНО ПРИМАНИТЬ ЛЕНИНЫМ

На MITT Татарстан был представлен отдельным стендом. Когда мы ездим на выставки за рубеж, то разрабатываем специальные программы в зависимости от страны. Потому что англичан может интересовать одно, а немцев — совершенно другое. Наши партнеры подсказывают, по какому пути нам двигаться, на что делать акцент в той или иной стране, как правильно выходить на местный рынок. Какие-то моменты приходят из личного опыта. К примеру, китайцев достаточно поманить Владимиром Ильичом Лениным. Их остальное не интересует. Мы принимали китайцев на уровне начальника генштаба КНР. Они были в музее Ленина, в КФУ — в общем по местам ленинской славы — и оказались в полном восторге. Еще бы музей в селе Ленино-Кокушкино восстановить, а то он не очень в хорошем состоянии. Если бы в год к нам приезжали 100 тыс. китайцев, мы бы этот музей, наверное, построили заново...

Что касается наших туристов и выезда за рубеж, то мы сейчас ждем открытия новых направлений в Европу из Казани. В апреле летнее расписание, думаю, будет уже окончательно сверстано. После того, как Lufthansa ушла из столицы Татарстана, прямые перелеты на континент стали затруднительными.

В плане отдыха с детьми в этом сезоне по-прежнем будет лидировать Турция. В этом году мы ожидаем также интенсивный рост в направлении Барселоны, потому что с 4 июня испанская авиакомпания Vueling открывает прямые рейсы два раза в неделю. Цены у них хорошие, а это направление пользуется большим спросом у татарстанцев. Тем более что сейчас появляется все больше туристов, которые привыкли путешествовать самостоятельно.

Рамиль Мифтахов