Айрат Сибагатуллин
Айрат Сибагатуллин рассказал, что было совещание по поводу памятника Сары Садыковой, поскольку возникли сложности с местом его расположения

«РАДА НИГМАТУЛЛИНА СОЗДАЛА ПАМЯТНИК 7 ЛЕТ НАЗАД»

Накануне на заседании республиканского парламента неожиданно всплыла тема установки памятника известному татарскому композитору, актрисе, певице Саре Садыковой. После выступления министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина на правительственном часе о развитии культуры в республике депутат Роберт Миннулин спросил: а будет ли все таки установлен памятник Садыковой? Сибагатуллин взял паузу, а затем сказал, что на днях было совещание на эту тему, поскольку возникли сложности с местом расположения памятника. Но он обязательно будет установлен, как выразил надежду министр, в этом году.

По удивительному совпадению в редакцию «БИЗНЕС Online» буквально на днях попало письмо представителей татарской диаспоры Москвы, касающееся этой же проблемы. Они пишут: «Московской татарской общественности стало известно, что увековечение памяти и установка памятника выдающейся актрисе, певице и композитору Саре Гарифовне Садыковой (она умерла в 1986 году) уже длительное время наталкивается на труднопреодолимые, бюрократические препятствия и фактически зашло в тупик. Со слов ее дочери Альфии Айдарской известно также, что указ кабинета министров РТ от 13 марта 1997 года об установке памятника до сего времени не исполнен надлежащим образом, хотя решение этого вопроса было возложено на министерство культуры РТ и администрацию Казани.

Для данного скульптурного ансамбля, изготовленного в 2007 году по проекту народного скульптора РТ, заслуженного деятеля искусств РТ и РФ, лауреата Госпремии им. Тукая Рады Нигматуллиной, до сего времени не найдено достойного места в Казани, и он лежит на заводе, покрытый пылью. Место, выделенное властями города в тесном, практически безлюдном пространстве, окруженном многоэтажными зданиями, закрывающими вид на памятник, не может удовлетворить широкую татарскую общественность и всех любителей музыки». Под письмом — 11 подписей: писатели, ученые, общественные деятели.

Занимался ли этой становящейся скандальной проблемой союз композиторов РТ? «Это дело министерства культуры республики, а у нас нет механизмов воздействия на него. Наш творческий союз и так делает гораздо больше, чем аналогичные союзы в других регионов. Что касается памятника Саре Садыковой, конечно, для него должно быть выбрано достойное место, но мы даже не знаем, кто этот памятник заказывал», — прокомментировал ситуацию председатель союза композитов РТ Рашид Калимуллин.

«МАСКА — ЭТО НАШ ЗАЛОГ»

Ситуация немного прояснилась после телефонного разговора с дочерью заслуженного художника РФ и народного художника РТ, лауреата Государственной премии РТ Рады Нигматуллиной Мариной. Она вместе с сестрой Изабеллой является соавтором монумента Саре Садыковой. Сама Нигматуллина по состоянию здоровья не может общаться с прессой.

По словам Марины, Радой Нигматуллиной был создан целый ансамбль. По ее замыслу, Сара Садыкова стоит чуть облокотившись на пианино, а ее окружают фигуры семи девушек — это персонажи ее песни «Семь ключей», которая, в свою очередь, написана по мотивам татарской легенды. Ансамбль должен находиться в окружении деревьев, у его подножья следует разместить скамейки, небольшую сцену, чтобы можно было проводить концерты. Естественно, ансамбль должен утопать в зелени.

«Фигуры Сары Садыковой и девушек отлиты из бронзы, а вот для пианино был доставлен чудесный кусок гранита, но за эти годы он куда-то исчез. Кроме этого, по замыслу мамы, там должен быть небольшой фонтан. Одним словом, в городе может появиться еще одна зона для отдыха горожан, причем зона, связанная с ярким представителем нашей культуры. В 2004 году было принято постановление кабинета министров РТ о том, что этот ансамбль должен расположиться на Юнусовской площади, но решение никто не думает выполнять», — рассказывает Марина Нигматуллина.

Но Раде Нигматуллиной сразу же сказали, что не будет никаких фонтанов. А потом как-то выяснилось, что и на Юнусовской площади памятник Саре Садыковой никто устанавливать не собирается.

Тогда Нигматуллина пошла на принцип. Хотя скульптор и получила гонорар за свою работу, она не отдала маску, выполненную в гипсе, так что памятник нельзя считать завершенным. Но, как утверждает Марина, она отдаст ее в тот же день, когда решится ситуация с местом. Отлить маску из бронзы — это дело двух дней.

Рада Нигматуллина
Рада Нигматуллина не отдала маску, выполненную в гипсе, так что памятник нельзя считать завершенным. Но она отдаст ее в тот же день, когда решится ситуация с местом

«ТАТАРСКИЙ СОЛОВЕЙ»

Садыкова, вне сомнения, одна из самых культовых фигур татарского искусства. Она родилась в 1906 году в Казани, училась в московской консерватории как вокалистка, была солисткой оперного театра в Казани. Она оставила в творческом наследии около 400 песен, ставших народными, музыку к 30 спектаклям, две музыкальные комедии.

«Сара Садыкова — это имя в татарской музыкальной жизни уникально. Популярность и слава ее в народе росла из года в год по восходящей, ибо она раскрывалась перед ним новыми, неожиданными и яркими гранями дарования. Становление и развитие татарского профессионального искусства XX столетия тесно связаны с именем Сары Садыковой. Она стояла у его истоков. На сегодняшний день по разноплановости дарований Садыковой нет аналогов: актриса Московского татарского центрального драматического театра (художественный руководитель и главный режиссер Газиз Айдарский), затем актриса Татарского академического театра им. Камала в Казани, творившая в содружестве и под руководством Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева, она была одной из первых исполнительниц ролей музыкально-драматических героинь. Еще одна ипостась — солистка татарского театра оперы и балета (лирико-колоратурное сопрано). Кстати, еще в 1925 году в первой татарской опере «Сания» (музыка С.Габяши, В.Виноградова, Г.Альмухаметова) заглавная партия была написана специально для ее голоса», — напоминают музыковеды.

В свое время Фатых Амирхан с радостью писал: «Главную роль в опере «Сания» Султана Габяши написал специально для Сары Садыковой, ее чистого, льющегося, словно журчащий родник, голоса. Молодая певица с большим успехом выдержала экзамен перед казанской публикой и осталась в ее памяти как создательница образа прекрасной девушки Сании». Кстати, молодой певице в свое время довелось выступать в Москве перед самим Станиславским, который прочил ей большое актерское будущее.

Но в памяти потомков Садыкова остается все-таки именно композитором-песенником, пополнившим репертуар десятков певцов. Ее собственные выступления во время гастролей в местах компактного проживания татар воспринимались публикой как настоящий праздник. Они пробуждали интерес к татарской музыке, вокальному искусству и народным татарским песням также у представителей других народов. За талант и подвижничество татарский народ подарил Саре Садыковой звание «Татарский соловей», которое она снискала за свои выступления во многих регионах, где жили татары.

«Она, как рачительный хозяин, брала в запас все, что слышала вокруг, вдруг пригодится. И правильно, это такой тип дарования, и в этом уникальность Сары Садыковой», — полагает композитор Леонид Любовский, в свое время подготовивший сборник песен Сары Садыковой.

«ТОЛЬКО НЕ У ТЕАТРА!»

Раз не дают Юнусовскую площадь, что-то должны предложить взамен. Действительно, это так. Нигматуллиной предложили двор между двумя домами на бывшей улице Нариманова, сейчас один из ее участков носит имя Сары Садыковой. Скульптор категорически отказалась. «Это какая-то щель, общий вид ансамбля будет разрушен», — комментирует Марина Нигматуллина.

«Существует мнение и предложение, достойное рассмотрения, а именно, что памятник-ансамбль наиболее целесообразно установить около театра оперы и балета, то есть в сквере у фонтана, где он гармонировал бы с самим фонтаном», — таково мнение представителей татарской общественности Москвы.

Конечно, Сара Садыкова выступала в опере Назиба Жиганова «Качкын», но на фоне прочих ее заслуг вклад в развитие оперного искусства республики не столь значителен, как ее выступление на эстраде, как ее композиторское творчество. Да и оперный театр в 1939 году, когда состоялась премьера «Качкына», находился в другом здании...

«Я хорошо знаю творчество Сары Садыковой, она дружила с моей мамой, я с уважением отношусь к этой певице и композитору. Но говорить о ее вкладе в развитие оперы, наверное, не стоит. Поэтому вряд ли целесообразно устанавливать памятник именно возле оперного театра. В Казани много иных, не менее достойных мест, и такое место надо найти», — прокомментировал изданию ситуацию с памятником директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Недавно Рада Нигматуллина написала обращение к татарстанской общественности с просьбой помочь повлиять на ситуацию. Под ним уже более 300 подписей, их собирает дочь Сары Садыковой Альфия Айдарская.

«Я не считаю, что Юнусовская площадь — это единственное место, где можно установить памятник, но все-таки нужно найти такое место, где замысел скульптора бы полностью сохранился, чтобы это была зона отдыха для горожан. То, что сделала Рада Нигматуллина, мне очень понравилось, это достойный памятник Саре Садыковой», — прокомментировала Айдарская изданию ситуацию с памятником.

Оказывается, что занимается ситуаций, которая может превратиться в скандальную, и министерство культуры РТ. «Мы провели несколько совещаний с городскими властями по этому вопросу. Возможно, что будет реально вернуться к теме Юнусовской площади, да и место на улице Сары Садыковой — это вовсе не щель. Там есть пространство, перспектива. В ближайшем будущем в этом месте городские власти разобьют сквер», — прокомментировала ситуацию первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.

6f9bfd97888456ebde93bab964d1bdf1.jpg
Сара Садыкова скончалась 7 июня 1986 года, похоронена на Мемориальном кладбище Ново-Татарской слободы Казани